Сауле Сулейменова: Наша страна живет во лжи и насилии, но есть надежда на новое поколение
Художница Сауле Сулейменова рассказала о том, как связаны искусство и политика, о своем участии в выставке в Германии, и о том, почему во времена войн и манипуляций особенно важно говорить правду.
– Недавно вы приняли участие в выставке в Германии, городе Фрайбурге. С какими работами?
– Во Фрайбурге я представила три свои работы. Две из серии «Эпос о кандасах». Этот проект я делала в сотрудничестве с социальным антропологом Зариной Мукановой. Она год провела на юге и востоке Казахстана, изучая эту тему. Записала очень много часов интервью и сняла тысячи фотографий. И на основе этого исследования выполнены картины.
Третья работа, которую я представила в Германии, называется «Туыскандар» («Родственники»). Эта картина сделана по фотографии, где женщина сидит у юрты с детьми. Я уже выставляла эту композицию и решила ее повторить. Тогда и сейчас мне важно показать наш настоящий образ – красивый, с достоинством. Официальный образ казаха какой-то лакированный, прилизанный, комплиментарный.
Я думаю, что люди такие, какие они есть – они сами по себе красивые. И не надо ничего для этого делать. В своих работах стараюсь создавать настоящие образы, но с достоинством и красотой.
С помощью нашего арт-проекта во Фрайбурге мы хотели рассказать о современном состоянии постколониализма в Казахстане и вообще в регионе через современное искусство. Рассказать о сложности самоидентификации в многоэтнической среде. Кураторами выставки стали Ольга Веселова, Санжар Серикпаев и Маргарита Августин.
Один из моих блоков на выставке – artisttalk (встреча с художником) назывался «Центр мира – Центральная Азия». Мне важно было сказать, что мы живем в нашем самодостаточном мире, и у нас нет колониального, зависимого желания понравиться.
Во-первых, чисто географически мы находимся в самом центре самого крупного материка, а во-вторых, пора прекращать оглядываться на Россию или на условный Запад и принять важность проживания своей жизни здесь и сейчас. Пора начать любить и ценить себя здесь и сейчас без колониального, зависимого желания понравиться.
– Почему вас заинтересовала тема кандасов?
– Кандасы – люди, вернувшиеся в Казахстан и хранители памяти о наших традициях. Будучи за границей, они концентрировали эти знания. Для нас история – это какие-то прописанные вехи, определенный тип развития. Но есть же и другое познание. Женщины-кандасы знают все о своей семье, своем клане. Это альтернативная наука, альтернативная история. Наука любви и эмпатии.
Мы все родственники в мире, на Земле. Благодаря удивительным, «большим мамам» это знание есть. И это наполняет вселенским смыслом твою жизнь.
А искусство — это же и есть этот канал между мирами. И там красота, боль, уродство и все в одном, и великий смысл этой жизни. Вот в этом же искусство – контакт со всеми мирами. Видимыми и невидимыми.
– Насколько, по вашему мнению, сейчас связаны искусство и политика?
– Искусство и политика очень связаны. Те люди, которые считают, что имеют право лишать жизни других, контролировать, что мы думаем – они еще и манипулируют нами через искусство. Вот что страшно. Искусство становится разменной монетой.
Поэтому очень важно выражать свою позицию. Я не позволяю людям «манипульнуть», сказать, что это что-то другое. Одна из моих работ – «Жизнь в подвале» памяти Мариуполя. Эта работа основана на документальных фотографиях, когда люди 30 дней просидели в подвале, а сейчас они пытаются изобразить, что в Мариуполе все хорошо.
Я думаю, что искусство и политика – они должны быть связаны. Ты все равно не можешь игнорировать политику. Говорят же: если ты не интересуешься политикой, тогда политика заинтересуется тобой.
– Насколько, по вашему мнению, мы далеко ушли от Советского Союза в своем сознании?
– Особо не ушли, я думаю. Мы все до сих пор жертвы неуважения к человеческой личности. То, что происходит сейчас – показатель рабского, зависимого сознания.
Государство основано на лжи. Они сами существуют в своих мирах, на своем олимпе. Вопиющая трагедия, что произошла с женой Куандыка Бишимбаева Салталанат показала, кто нами управляет, и что они живут в насилии и лжи.
И теперь у нас есть доказательство, что «бишимбаевы» управляют нашей страной. Мы должны что-то делать. И сейчас не осталось ни одной равнодушной женщины. Эта трагедия показала, что мы все должны не молчать и что-то делать. Мне кажется, что мы дошли до «точки невозврата» и теперь действительно что-то должно меняться. Мы обязаны это сделать.
– Есть ли надежда на новое поколение?
– Да, я вижу, что они более свободные. Они более внимательны к своему психологическому здоровью. Стараются избегать насилия, агрессии, и у них меньше стереотипов. Они прекрасные. Я вижу это по своим дочерям и их окружению.
– О чем вы мечтаете?
– Я мечтаю, чтобы мы пошли в сторону здорового, демократичного, уравновешенного общества с нулевой толерантностью к насилию. И чтобы мы нашли в себе казахов в самом исконном, чистом и правильном понимании этого слова. Сейчас у нас, у всей Центральной Азии есть много возможностей, и я хочу, чтобы мы воспользовались ими.
– В чем вы видите свою миссию?
– Работать с правдой и реальностью. Я не творю мифы, не создаю сказки. Вот это для меня главное. Это хороший инструмент. Я не хочу служить стереотипам о красоте. У искусства беспощадный и неласковый дух, и только я сама знаю, какие у меня отношения с этим духом.
Фото со страниц Сауле Сулейменовой в социальных сетях и из открытых источников.
3 Комментариев
Если это художник, то я космонавт
Сауле ханым қайырлы таң! Сізге үлкен алғысымды білдіремін. Интервьюіңізді оқып шықтым , сізбен толықтай келісемін. Қандастарымыздан үйренетін нәрселеріміз өте көп, тілін, дінін, ділін жоғалтпай бәрін тең ұстап Қазақ деген Ұлттылықты биік ұстағаны үшін де алғысым шексіз. Алла Тағалам әр 🇰🇿🇰🇿🇰🇿Қазағыма жүрегіне берік Иман, Сабыр, миына биік ой-сана берсін 🤲💖 Біздің Үмітіміз 💖 гі Қазақ деп соққан Жастарда, мен оған кәміл сенемін …
Мы надеялись на вас, а вы на следующее поколение..печально, но все надеятся на кого-то..и так проходит века при диктаторах..