Алаш: галерея имен. Мыржакып Дулатов
Exclusive.kz начинает цикл статей «Под знаменем Алаша». Мы расскажем о неординарных, сильных личностях, которые внесли значительный вклад в просвещение народа в переломные моменты истории, в создание новой литературы и публицистики, в развитие разных областей науки, в сохранение отечественной истории.
Они отстаивали интересы народа в самые трагические годы первой трети ХХ века: революция 1905 г., столыпинская реформа и появление в нашей стране более миллиона переселенцев, восстание 1916 года, откочевка почти миллиона қазақов в Китай, февральская и октябрьская революции, гражданская война, военный коммунизм, голод начала 1920-х годов, НЭП, коллективизация, создание сети концлагерей на территории Қазақстана, сотни восстаний сарбазов, голодомор начала 1930-х годов, снова откочевка миллиона наших соотечественников, эпоха политических репрессий, названная «Большим террором»…
Мыржакып Дулатов (1885-1935) – поэт, яркий публицист, отдавший свое перо и дар слова служению народа. Он был редактором одной из первых қазақских газет «Қазақ». Сидел в тюрьме за призывы к свободе от колониальной зависимости. Член правительства Алаш-Орды.
Он родился 25 ноября 1885 года в местности Сарыкопа Тургайского уезда. В двухлетнем возрасте он потерял мать, а в двенадцатилетнем – отца. Освоив программу начальной школы в ауле, Мыржакып в 1897 году поступил в русско-қазақское педагогическое училище, где в числе его учителей был Ахмет Байтурсынов. После окончания в 1902 году училища М. Дулатов стал учителем.
В 1904 году в Каркаралы Мыржакып познакомился с Алиханом Букейхановым. А. Байтурсынов и А. Букейханов оказали значительное влияние на взгляды Мыржакыпа, его гражданскую и творческую активность, прогрессивные взгляды и антиколониальное мировоззрение.
В период с 1905 г. до 1907 г. М. Дулатов преподавал в школе в Зайсане.
Во время русской революции 1905 года начались забастовки и в Қазақстане. С февраля до конца 1905 года было неспокойно. Стачечные комитеты создавались на Успенском руднике, в Кустанае, Уральске, Верном, Перовске, Туркестане. В Каркаралы проходили демонстрации, одним из организаторов которых был М. Дулатов.
Несмотря на то, что 17 октября 1905 года Николай II издал манифест, обещая свободу слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, қазақская интеллигенция в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и других остались недовольны мaнифестом. Уже в следующие дни прошла политическая стачка в административном центре Западного Қазақстана Оренбурге и массовая демонстрация в центре Степного края – Омске. В қазақских аулах проходили многолюдные собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста от 17 октября и высказывались политические и экономические требования. 15 ноября 1905 года в демонстрации в г. Каркаралинске приняли участие рабочие, крестьяне-переселенцы и джигиты на конях, прибывшие из волостей всего уезда. В декабре начались забастовки на Успенском медном руднике, Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях. В Қазақстане в 1905 году в забастовках участвовало 440 тысяч рабочих.
25 декабря в Уральске на съезде пяти областей была образована Қазақская конституционно-демократическая партия. В работе съезда приняли участие А. Букейханов, М. Дулатов, А. Тынышпаев, А. Беремжанов, Б. Каратаев и другие. Основными обсуждаемыми вопросами были свобода народа и вероисповедания, развитие национальной культуры, языка и литературы.
В 1907 году М. Дулатов от Қазақской конституционно-демократической партии принимает участие во Всероссийском съезде кадетов в Санкт-Петербурге. Он встречается с қазақской интеллигенцией и учащейся молодежью, помогает с созданием газеты «Серке» и публикует в ней поэму «Молодежи». Для второго номера он подготовил статью «Наша цель» под псевдонимом, подписавшись своим родовым именем Аргын. В статье он подверг разгромной критике колониальную политику царизма и обозначил цель, к которой должен был стремиться қазақский народ. Этот второй номер «Серке» был конфискован, а издание газеты запрещено.
3 июня 1907 года вышел царский указ, согласно которому все коренные народы Сибири и Средней Азии лишались права избираться в Государственную Думу России. М. Дулатов ответил статьей «Закон от 3 июня и казахи», в которой писал о том, что қазақи полностью лишены права определять свою жизнь и поднимать насущные проблемы народа. Он писал: «Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может».
В 1909 году выходит в свет первый поэтический сборник М. Дулатова «Оян, қазақ!». Тираж был конфискован из-за явной антиколониальной направленности произведений.
М. Дулатов работает переводчиком суда в Петропавловске, там же продолжает преподавать. Среди его учеников был М. Жумабаев.
В 1910 году М. Дулатов издает первый современный қазақский роман «Бақытсыз Жамал». Роман был новаторским не только по форме, но и по содержанию, т.к. был посвящен проблеме женского неравноправия.
Позже о положении дел в степи этого периода М. Дулатов напишет: «Лучшие земли отбирались без всякого учета под переселение, а сами казахи изгонялись в пустыню, царское правительство не только само не заботилось открывать школы, а наоборот, запрещало открытие школы казахам на собственные средства; попытавшиеся открыть школы (например, Кощегулов, Наван-Хазрет и др.) высылались в Якутскую обл.; о медицинской помощи население и понятия не имело… Межнациональный антагонизм создавался искусственно и поощрялся всеми мерами. Если у русского переселенца пропадала лошадь, то она обязательно взыскивалась с соседнего аула…. Правды в суде не было, верили больше ложному показанию, отчего у казахов создалась поговорка «Орыс шынға нанбайды, өтірікке нанады» («Русский правде не верит, он верит лжи»)».
Публикация в 1911 году книги «Оян, қазақ!», первый тираж которой был конфискован, выдержала два издания и завершилась арестом поэта. Он вспоминал об этом событии: «Я был арестован летом 1911 г., приговорен Семипалатинским окружным судом за распространение антиправительственных идей и оскорбление царя в печати к 1 году крепости; вместе с предварительным заключением я просидел в тюрьме всего около 2-х лет».
После освобождения, находясь под наблюдением царской охранки, М. Дулатов испытывает сложности с трудоустройством. В 1913 году в еженедельной газете «Қазақ» он исполнял обязанности редактора, корректора, фальцовщика, экспедитора. Газета издавалась на собранные вскладчину средства. Позже он писал, что «объездил Павлодар, Омск, Петропавловск, Кокчетав, Атбасар, Акмолинск, Туркестан, Чимкент, Аулие-Ату, Ташкент и другие города. Газета стала популярной и вскоре обратила на себя внимание царской администрации. Сравнительно за короткое время была оштрафована 3-4 раза на сумму от 300 до 3000 рублей за каждый номер» (для сравнения: средний заработок рабочего в 1913 г. составлял 25 рублей в месяц, учителя – 75 руб., губернатор – 1 тыс. руб.).
В своих статьях, поэме «Азамат» М. Дулатов понимает актуальные проблемы, с которыми сталкивался қазақский народ, находящийся в колониальной зависимости. В статье «Қайтсек жұрт боламыз?» он говорит о том, что «нужно стремиться к автономии, если у нас будут свое правительство и армия, с нами все будут считаться».
М. Дулатов уделял первостепенное значение просвещению народа. Он издает стихи, литературно-публицистическую книгу «Терме», пишет учебники по литературе, арифметике, переводит на қазақский язык произведения Ф. Шиллера, Фирдоуси, Г. Тукая, Крылова, А. Пушкина и др.
Газета «Қазақ» осенью 1917 года была закрыта правительством Керенского.
В 1916 году М. Дулатов, А. Байтурсынов и А. Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о «реквизиции казахского населения в возрасте от 19-ти до 43-х лет на тыловые работы». Это могло, по мысли қазақских просветителей, «довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества». Началось восстание. Степь наводнилась карательными отрядами с пушками и пулеметами. Тургайский вице-губернатор сказал: «Царский приказ будет исполнен, хотя бы не останется в живых ни оного киргиза».
М. Дулатов пишет: «…мы решили советовать населению не сопротивляться власти, ибо были уверены, что бой будет неравным, казахская степь зальется кровью…». Когда началась отправка қазақов на фронт, редакция газеты «Қазақ» обратилась к қазақской интеллигенции с призывом добровольно ехать на те фронты, куда попадут қазақи, чтобы помогать им, не понимающим по-русски, и следить, чтобы их привлекали только на тыловые работы. Интеллигенция откликнулась, и в Минске был создан инородческий отдел при Земском союзе. После начала февральской революции и с окончанием войны, қазақи были оставлены на произвол судьбы. У командования армией не было средств для обеспечения питанием, транспортом и т.д. Деятели «Алаш», будучи на линии фронта, кормили соотечественников, покупали билеты на поезда, ограждая от анархии, царящей в те дни в русской армии.
А в 1916 году восставшие аулы уходили от уничтожения в Китай. М. Дулатов пишет об этом в журнале «Абай», обращаясь с призывом «Алаш!»: «Множество скота имущества стали добычей русских солдат. Соседние мужики стали врагами, нападали посреди белого дня, убивали, связывали людей, угоняли скот… Пешком, голые и босые, без жилья и укрытия, беженцы добрались до китайской земли… Когда люди начали гибнуть от голода и холода, они стали продавать калмыкам и китайцам детей. Открылись базары по продаже людей, цена одного ребенка была равна ведру пшеницы… Число погибших в течение одного года превысило сто тысяч».
Ради спасения полутора миллиона қазақов, оказавшихся беженцами во время гражданской войны, А. Байтурсынов. М. Дулатов, Р. Марсеков и К. Сулейменов выехали в Шауешек. Они через российского консула пытались открыть представительство Алаш-Орды в Китае, чтобы договориться о помощи қазақским беженцам, о прекращении притеснений со стороны китайцев и возврату қазақам отнятого скота и имущества. Позже, в годы репрессий, эта поездка станет поводом для обвинения алашординцев в том, что они якобы просили помощи Китае для борьбы против советской власти.
Летом 1917 года Мыржакып Дулатов становится одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где оформляется политическая партия «Алаш». После провозглашения в 1917 Киргизской (Қазақской) автономии М. Дулатов стал членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями А. Букейхановым и А. Байтурсыновым.
Затем была засуха в Жетысу. Под флагом Алаша в Семее был создан комитет молодежи «Жанар» для оказания помощи Жетысу.
Началась гражданская война…
Большевики упразднили автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, но оставались под наблюдением НКВД.
В донесении на Мыржакыпа было написано: «Был одним из организаторов 1 и 2 общеказахских полков, сражавшихся в 1918 году против советской власти… Дулатов энергичный, хитрый. По сравнению с Габбасовым более коммуникабельный и шустрый. Втроем, вместе с Габбасовым и Букейхановым они составляют самую голову известной группы работников-киргиз, действующих по вышеуказанному направлению, вся инициатива действий происходит по их плану».
В 1918-1920 гг. М. Дулатов работает в республиканской газете «Ак жол» в Ташкенте.
М. Дулатов одним из первых откликнулся на голод 1921 года. Он пишет: «В 1921 году голодало население Тургайского, Иргизского, Кустанайского уездов и часть Уральской губернии. Я первым выступил со статьей на страницах Семипалатинской газеты «Қазақ тілі» с предложением, что государственная помощь не может охватить степные районы, находящиеся от линии железных дорог в 400-500 верстах и ввиду разбросанности населения, поэтому будет более целесообразным мобилизовать всех казахских работников губернии для сбора скота в виде пожертвования, и собранный скот доставить степью в голодающие районы… В результате этой работы за 2-3 месяца собрано было около 15 тысяч голов крупного скота, которые были доставлены и розданы голодающему населению. В качество одного из руководителей и агитаторов я за лето объездил три уезда Семипалатинской губернии».
В 1922 г. М. Дулатов был арестован и вскоре освобожден. В период с 1922 по 1928 гг. жил в Оренбурге.
Т. Рыскулов писал в секретном письме Сталину: «…в 1921-9122 гг. после нашей отставки выписаны были из г. Оренбурга все руководители контрреволюционной «Алаш-Орды» (председатель западно-алашордынскгоо правительства Ж. Досмухамедов и члены: Х. Досмухамедов, Дулатов, Байтурсынов и др.). Захватили они руководство во всех казахских учебных заведениях, редакции газеты «Ак жол» и руководили земельной реформой в Семиречье».
В 1922-1926 гг. М. Дулатов преподавал в Қазақском институте народного образования, был начальником отдела госпечати Қазақстана, помощник редактора газеты «Енбекши казак».
М. Дулатов продолжает писать, создает пьесы «Есеп куралы» и «Балкия». В 1924 г. в Оренбурге вышла в свет «Кирагат китабы». Он работал над книгой «История происхождения қазақов и киргизов». В 1925 г. он перевел работы В. И. Ленина о новой экономической политике, «Историю российской компартии» В. Зиновьева.
В 1928 году Мыржакып Дулатов выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с его письменной историей, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории, и всячески старался отстоять права қазақского языка и религии.
29 декабря 1928 года Мыржакыпа Дулатова арестовали органы НКВД по обвинению в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно-националистического движения и поместили в кзыл-ординскую тюрьму. В соседних камерах сидели Ж. Аймауытов и А. Байтурсынов. На допросе в ответ на обвинение в қазақском национализме М. Дулатов заявил: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам».
В 1930 г. по решению коллегии ОГПУ М. Дулатов приговорен к смертной казни, приговор заменен на 10 лет ссылки на Соловки. 5 октября 1935 года М. Дулатов скончался в лагерном лазарете.
Имя и творчество М. Дулатова долго находилось под запретом. В 1988 г. коллегия Верховного Суда Республики полностью его реабилитировала. Сегодня именем М. Дулатова названы улицы, школы, на родине создан музей.
В 1991 году вышло в свет собрание его сочинений, включающие стихи, прозу, публицистические статьи.
Его призыв «Оян, қазақ!» до сих пор актуален. Боюсь, сегодня он так же преследовался бы властями…
Комментариев пока нет