Алихан Букейханов: как казахский аристократ боролся за свою страну - Exclusive
Поддержать

Алихан Букейханов: как казахский аристократ боролся за свою страну

«Потомки ханов имеют непреходящий долг перед казахами, и пока я жив, не перестану служить казахам», – таково было жизненное кредо Алихана Букейханова.

Алихан Букейханов (1870-1937 гг.) происходил из чингизидов и был прямым потомком одного из основателей казахского ханства – Жанибек-хана. В 1822 году ханская власть была отменена, рода формально стали возглавлять назначаемые царскими властями султаны. Это изменило расстановку политических сил и отношения между султанами. В конце 1840-х годов внуки Бокей-хана султаны Рустем и Мырзатай (будущий дед Алихана) откочевали в Сыр-Дарьинскую область к горам Каратау. Однако через два года они со своими аулами, толенгутами и родом кыргыз вернулись в Каркаралинский уезд, планируя занять свои прежние земли в горах Бокты. Однако за время их отсутствия произошли изменения в распределении земель, и они поселились в горах Ку на ключе Кызылчилик.

В 1858 году Мырзатай и его брат Рустем откочевали в горы Желтау и урочище Аяк-Сартерек на реке Токырауын. Зимовка семьи находилась в живописном урочище Каражал, находящемся в 135 километрах от Каркаралинска. Султаны договорились с Шонбаем (из рода сарым), что помогут ему стать волостным правителем, если он выделит им земли. Каждый выполнил свою часть договора: во владение султанов перешли местности Желтау, Токырауын, Актумсык, Аяк-Сарытерек, Кызылашык, а Шонбай девять раз был волостным.

В этих местах родился и рос Алихан. В 1877 году отец отдал мальчика в медресе в Каркаралинске. Через два года Алихан перешел в Каркаралинскую начальную русско-казахскую школу, а затем поступил в городское ремесленное училище с четырехгодичным курсом обучения. По завершении обучения он получил квалификацию «сапожных дел мастер». Сохранилась семейная история об Алихане в период его обучения в училище. О ней рассказывали Смахан и Срым Букейхановы. Во время поездки по краю вновь назначенный генерал-губернатор Г. Колпаковский посетил в Каркаралы ремесленное училище. Он обратился к выстроившимся в шеренгу ученикам с неожиданным вопросом: сколько раз прокрутилось одно колесо его тарантаса, преодолев 760 верст между Омском и Каркаралы? Учителя и ученики растерялись. В этот момент из шеренги вышел Алихан и, на ходу снимая ремень, подошел к тарантасу генерал-губернатора. Измерив ремнем диаметр колеса, прямо на земле стал делать вычисления. Завершив свои расчеты, мальчик дал верный ответ. Удивленный Г. Колпаковский поручил директору училища и уездному начальнику отправить мальчика в Омское техническое училище, где готовили кадры для строившейся тогда Сибирской железной дороги.

Алихан поступил в 1886 году, он получал стипендию в 200 рублей, деньги ему выплачивалась из сумм, собираемых с казахов Каркаралинского уезда. В это время он начал публиковать статьи о жизни его родины. Так, в 1889 году он опубликовал свой доклад «О земледелии в Токраунской, Котан-Булакской и Западно-Балхашской волостях Каркаралинского уезда» в приложении к газете «Акмолинские областные ведомости», где рассказал о специфике и перспективах используемого казахами поливного земледелия.

Во время учебы в Каркаралинске и Омске он каждое лето проводил в Степи. Знание жизни народа, его обычаев, быта, кочевой формы хозяйствования, специфики степного поливного земледелия помогут ему создать первые научные труды о флоре, фауне, характеристиках обширной территории Степи, а также записывать фольклор, пояснять традиции, обычное право казахов. Частое пребывание в Степи позволяло Алихану составить представление о том, насколько пагубно влияла колониальная политика на жизнь, быт казахов, лишала их наиболее плодородных земель и богатых пастбищ. Родовые пастбища, водопои отбирались якобы для «государственных нужд», в царскую казну, в пользу казачества, крестьян-переселенцев или под частные дачи чиновников.

Не удовлетворившись полученными в училище знаниями, Алихан в 1890 году поступил в Санкт-Петербургский Императорский Лесной институт. Он получал стипендию казахских обществ Степного края в размере 300, потом 350 рублей. В студенческие годы А. Букейханов вел активную общественную жизнь, заводил знакомства, входил в кружок, где обсуждались политические вопросы. В 1892-1893 годах его имя упоминается в агентурных материалах полиции в числе других активных студентов, которые характеризуются как «политически ненадежные» и «личности сомнительной благонадежности». После окончания в 1894 году института и получения специальности «ученый-лесовед» А. Букейханов принимает участие в своей первой экспедиции. Это была экспедиция по исследованию положения переселенцев в Ялуторовском уезде Тобольской губернии. Алихан получил возможность увидеть, как проводилась крестьянская колонизация края. Летом 1895 года он планировал принять участие в продолжении этой экспедиции по исследованию положения переселенцев в Степном крае. Однако не получил разрешения. Вероятно, колониальная администрация поостереглась допустить «туземца» к информации о заселении казахских земель переселенцами.

Алихан Букейханов начал работать в омской газете «Степной край» и сыграл немалую роль в превращении скучной провинциальной газеты в острое издание. Правда, критические статьи А. Букейханова осложнили его отношения с колониальными чиновниками. Газета пережила и уход сотрудников из-за конфликта с издателем в 1897 году, и новое возрождение в 1902-1903 годы, когда А. Букейханов вошел в ее редколлегию, и, наконец, арест всей редакции газеты. За время между уходом из газеты и возвращением в нее А. Букейханов успел принять участие в своей второй экспедиции. Она сыграет важную роль в его будущей борьбе за отстаивание казахских земель.

В 1896 году он избирается в действительные члены Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества (ИРГО), и в период с 1896 по 1901 годы участвует в работе экспедиции Ф. Щербины по исследованию степных областей (Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской). Перед экспедицией стояла задача статистического исследования казахских земель, определение необходимой земельной нормы для ведения хозяйственной деятельности скотоводов-казахов. А. Букейханов видел в этом возможность остановить нашествие крестьян-переселенцев из России, которое приводило к отъему у казахов лучших земель, богатых пастбищ и водоемов. В результате были исследованы обширные территории десяти уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. 13 томов материалов, собранных экспедицией, издавались в течение 1903-1905 годов. А. Букейханов готовил к изданию IV, VI, IX и XI томов. Увы, это фундаментальное исследование не изменило ситуацию, а через несколько лет после принятия столыпинской реформы в Степь хлынули сотни тысяч безземельных крестьян.

В 1898 году в Семипалатинской области случился джут. Искусственное административное разделение препятствовало использованию прежних превентивных мер по спасению скота от неблагоприятных погодных условий, а именно откочевку в районы, не затронутые гололедицей зимой или засухой летом. Джут привел к падежу скота и, как следствие, угрозе голода населения. Например, в Каркаралинском уезде пала почти половина всего поголовья скота. В этот период А. Букейханов находился в Степи с научной экспедицией. Он активно включился в процесс организации помощи пострадавшим. Безусловно, основная часть организационной работы лежала на плечах аксакалов-родоправителей, волостных управителях.

Авторитет А. Букейханова способствовал сбору помощи. А. А. Айтмухамбетов отмечает: «Императорское вольно-экономическое общество передало А. Букейханову 1000 руб. для голодающих казахов. Ему удалось закупить в Павлодаре 1000 пудов муки. За это время он объездил наиболее пострадавшие от голода районы. Реальными помощниками Букейханову оказались его товарищи по экспедиции Щербины И.Ф. Гусев, и казахи Махат Акаев и Тохмухамед. Помощь осуществлялась методом закупа домашнего молочного скота и роздачей его пострадавшим. Этот способ оказался эффективным. О чем не преминули вспомнить через много лет сибирские обозреватели. Аналитики рекомендовали применить упомянутую схему ликвидации голода в голодающих местностях Сибири и Степных областей в 1912 г.» (Айтмухамбетов А. А. Общественная деятельность казахских прогрессистов (XIX-начало XX вв.)// Вестник КазНПУ им. Абая. – Серия «Исторические и социально-политические науки. – 2010. – № 2 (25). – С. 20).

В 1898-1899 годах Главное управление земледелия и землеустройства Департамента Государственных земельных имуществ занималось сбором материалов по хозяйствованию в Степном крае. Радушие, с которым степняки встречали А. Н. Букейханова, дополнялось беседами с авторитетными знатоками истории о появлении казахов в Сарыарке, перекочёвках, закреплениях аулов и родов в разных местах казахского нагорья.

По завершении экспедиции А. Букейханов вновь работает в газете «Степной край». Он пишет о политике колонизации края, незаконном отъеме земли у казахов, самовольстве местных колониальных чиновников. В 1903 году А. Букейханов отправляется в свою третью научно-исследовательскую экспедицию под руководством С. П. Швецова. Он изучает экономическое состояние животноводческих хозяйств казахов, населяющих районы Сибирской железной дороги от Томска до Челябинска. В результате экспедиции была написана фундаментальная монография о казахском овцеводческом хозяйстве.

В том же году в Санкт-Петербурге вышел в свет XVIII том работы «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Он был назван «Киргизский край» и создан при активном участии А. Букейханова.

А. Букейханов приступил к изучению строения казахского общества, составлению родовых таблиц и карт расселения казахских родов. Он оставил более тысячи статей по актуальным политическим, социальным проблемам, фундаментальные научные труды, очерки по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе («Женщина по киргизской былине», «Кобыланды»).

Тем временем приближался период наиболее активной общественной, политической деятельности Алихана Букейханова, которая выдвинет его в число ярких лидеров. После революции 1905 года политическая жизнь в Степи заметно активизировалась. 25 июля 1905 года на Кояндинской ярмарке была создана Каркаралинская петиция, ставшая первым политическим документом, в котором излагались требования казахов, касающиеся вопросов земли, религии, обучения в школах и ведения судопроизводства на казахском языке.

В августе 1905 года император решил создать Государственную думу. Но волнения по всей стране продолжались – к середине октября бастовало около двух миллионов человек. В связи с «непрекращающейся смутой» по поручению Николая II был разработан и 17 октября обнародован «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», который провозглашал политические права и свободы (слова, совести, собраний, союзов), а также неприкосновенность личности. Уже в конце октября Манифест был не только переведен на казахский язык, опубликован в местных газетах, но и в количестве 10 тысяч экземпляров разошелся по всей Степи и повсеместно обсуждался. В начале ноября 1905 года в Павлодаре и Каркаралинске состоялись массовые митинги, на которых присутствовали горожане и прибывшие верхом с разных мест казахи. На митингах и собраниях казахская интеллигенция объясняла народу важность представительства казахов в новом государственном органе – Думе.

В декабре 1905 года в Уральске представители пяти областей создали казахскую Конституционно-демократическую партию. В съезде приняли участие многие будущие алашордынцы: А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, Ш. Кошегулов, М. Тынышпаев и другие. Главными задачами партии были достижение свободы вероисповедания, развитие языка и литературы, решение экономических вопросов, в т.ч. проблемы земли.

А. Букейханов начинает свою избирательную кампанию. 8 января по дороге в Семипалатинск на областной съезд его арестовали, заключили сначала в тюрьму в Павлодаре, потом перевели в Омск. Он смог выйти из тюрьмы лишь после того, как стало известно, что он избран выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. П. Столыпин, ставший министром внутренних дел и опасавшийся роста оппозиционных настроений, рекомендовал воздерживаться от отстранения от выборов неугодных для власти кандидатов и прямого полицейского насилия по отношению к ним.

«Семипалатинский листок» от 5 июля 1906 года рассказывал, что «собрание выборщиков растянулось на 5 дней – с 10-го по 14 июня. Выступавшие вносили предложения по разным вопросам жизни кочевого населения. Некоторые депутаты выступали по 2-3 раза, среди них – Шахкарим Кудайбердин, Ильяс Джанкарин, Садвокас Черманов (1850-1927), Кызылмулла Кокузов, Акатай Алиханов, Отунчи Альджанов, Иманбек Тарабаев, Кольбай Тобусов (1879-1918). От каркаралинцев выступали Ахмет Тышканбаев и Аубакир Курманов. Постоянно выступал и отвечал на вопросы А. Н. Букейханов. 15 июня представитель Омской судебной палаты Висковатов утвердил результаты голосования» (Попов Ю. Свет далеких имен//Индустриальная Караганда. – 2010. – 11 сентября).

А. Букейханов был избран депутатом I Государственной думы и поехал 21 июня через Омск в Петербург. Пока он ехал, Дума, проведя всего одну сессию и просуществовав 72 дня, была распущена. А. Букейханов успел к моменту создания знаменитого «Выборгского воззвания», протестовавшего против роспуска Думы и призывавшего к гражданскому неповиновению: не платить налоги, игнорировать обязательную воинскую службу, не признавать займы, которые будет делать правительство без согласия Думы. В. А. Оболенский, входивший в одну с А. Букейхановым фракцию кадетов, рассказывал о том, что по дороге в типографию для печати воззвания, он встретил только А. Букейханова. А. Букейханов дождался первого оттиска воззвания, прочел его и первым подписал, за что оказался на скамье подсудимых. Большинство из 180 человек, подписавших Выборгское воззвание, были осуждены на три месяца тюремного заключения и навсегда лишены права избираться депутатами в Государственную Думу. Для казахов, не имевших большого числа образованных, прогрессивно настроенных людей, это было большой потерей. Заключение А. Букейханов отбывал в Семипалатинске.

В 1906 году была принята столыпинская реформа, позволяющая русским крестьянам переселяться на восток империи и получать землю в Казахстане. Работая статистиком Акмолинского областного переселенческого управления, А. Букейханов печатается в петербургских и омских кадетских газетах «Речь», «Слово», «Голос степи», «Омич», «Иртыш». А. Букейханов отмечает, что в 1906 году за Урал перевалило крестьян-переселенцев больше, чем когда-либо, и понимает, что для устройства этих крестьян будет отнята земля у казахов. Владея подробной информацией и имея на руках расчеты о количестве необходимой для самих казахов земли, он доказывает губительность переселенческой политики. Время покажет, что он был прав. Это раздражает царскую администрацию, а жандармы докладывают о том, что он имеет нежелательное влияние на всю Степь.

3 июня 1907 года, после роспуска II Государственной Думы, вышел новый избирательный закон, согласно которому казахи лишались права избираться и быть представленными в Госдуме. Позже А. Букейханов с горечью напишет о том, что закон 3 июня 1907 года лишал избирательных прав казахский народ численностью в 4,25 миллиона, добавив, что правительство не сочло возможным и нужным присутствие в Государственной Думе представителей народа, чьи земли оно отбирало насильственным образом. В декабре 1907 года Алихан Букейханов был заключен в семипалатинскую тюрьму на три месяца. Узнав об этом, Медеу Уразбайулы поставил юрту в местности Шагыл, расположенной недалеко от города, пригнал 10 дойных кобылиц, чтобы ежедневно доставлять в тюрьму бурдюк кумыса и тушу молодого барашка.

Во избежание политической активности казахских лидеров власть решила выслать их подальше. В документах канцелярии Степного генерал-губернатора обнаруживается начатое 29 ноября 1908 года дело «О воспрещении Акпаеву, Байтурсынову, Букейханову, Акаеву, Раимбековым и другим жительства в пределах Степного края» (Удербаева С. К. Казахстан в период Великой российской революции 1917 г. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2018. – Т. 18. – № 1. – С. 32-45)

Начинается самарский период жизни А. Букейханова, продлившийся с 1908 по 1917 годы. Он устраивается работать в земельный банк. Самарский период жизни А. Букейханова тоже отмечен его публицистической активностью. В статье «Судьба киргизского землепользования», опубликованной в газете «В мире мусульманства» от 21 октября 1911 года А. Букейханов писал о «Степном Положении 1868 года»: «В 1868 году издается закон, гласящий: «земли занимаемые кочевьями, все принадлежности сих земель и в том числе и леса, признаются государственной собственностью. Закон этот, несмотря на всю его важность и серьезное значение для целой народности, спроектирован был келейным образом в петербургских канцеляриях и получил утверждение не только без согласия этого, считавшего дотоле себя полновластным хозяином своих земель, народа, но и без предварительного выслушания его представителей. Обезземелив весь киргизский народ, закон этот предрешил судьбу киргизского скотоводческого хозяйства, а вместе с тем поставил на карту и самое существование нескольких миллионов наших сородичей» (Букейханов А. Судьба киргизскаго землепользованiя// В мире мусульманства. – Санкт-Петербург, 1911. – № 27 (21 октября). – С. 1).

Автор сообщает о том, что земельные нормы, установленные экспедицией Щербины в 1896 году, власти сочли завышенными и с началом столыпинского переселения намеревались пересмотреть. А. Букейханов говорит о том, что ежегодно интенсивно отводится большое количество участков под переселенческие поселки, под которые отбираются лучшие казахские пастбища во многих уездах. При этом на тех отобранных казахских землях, которые не будут востребованы и заселены крестьянами-переселенцами, планируется создать казенные участки и сдавать их в аренду тем же казахам, вчерашним владельцам этой земли.

А. Букейханов предупреждает о последствиях этой хищнической по отношению к казахам политики: «Урезывание земельных участков под переселенческие поселки, а особенности отрезывание угодий под казенную оброчную статью для отдачи в аренду киргизам же с оставлением им лишь неудобных земель с одной стороны и постоянное заселение степи переселенцами все более окружающими кольцом киргиз в конце концов заставит их бросить и те гористые местности и солончаки, которые останутся в их владении и часть их превратится в батраков, часть пойдет в города для занятий промыслами и таким образом хозяйство киргиз падет совершенно, а с падением его останутся неиспользованными и те никому не нужные доселе земли, которыми пользовались и из которых извлекали пользу киргизы при полукочевом их образе жизни» (Букейханов А. Судьба киргизскаго землепользованiя//В мире мусульманства. – Санкт-Петербург, 1911. – № 27 (21 октября). – С. 1).

В Самаре Алихан Букейханов становится одним из лидеров самарской группы кадетов, а в 1912 году входит в состав ЦК Конституционно-демократической партии России (Б?кейхан ?. Шы?армаларыны? 9 томды? толы? жина?ы/??раст.: Ж. С. Х. А???л?лы. – Т. 8. – Астана: Сарыар?а, 2013.).

До открытия в 1913 году газеты «Казах» А. Букейханов публикуется в основном в петербургских («Речь», «Слово») и омских газетах и журналах («Иртыш», «Сибирские вопросы»), сотрудничает с общественно-политическими и научными изданиями Петербурга. Так, например, в период с 1908 по 1917 годы он был членом редакционной коллегии «Нового энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, при нем выходили в свет 8-22 тома этого издания (там же). В «Сибирских вопросах» с 1908 по 1910 годы А. Букейханов публикует целую серию статей, посвященных проблемам переселенческой колонизации, перегибам на местах, злоупотреблениям чиновников. 2 февраля 1913 года в Оренбурге выходит в свет первый номер еженедельной газеты «Казах». Газета быстро стала популярной. Ее выписывали в девяти областях Степного и Туркестанского краев, в Астраханской губернии, городах, где обучались казахские студенты: Томск, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Варшава, Стамбул. Газета стала общенациональным изданием, в котором освещались вопросы политики, экономики, культуры, образования, актуальные проблемы пятимиллионного народа.

Выбирая название для газеты, основатели ставили целью вернуть народу его настоящее имя вместо навязанных колонизатором «киргиз-кайсаки», «киргизцы» или шовинистического «туземцы», «инородцы». В программной статье «Казах тарихы» («История казахов») Алихан Букейханов писал: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казахскую культуру» и «казахскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «казах» (там же. – С. 42). В числе целей, которые ставили перед собой издатели «Казаха», было восстановление избирательных прав казахов, остановка переселенческой колонизации и возвращение исконных земель, противодействие политике обрусения и, наконец, достижение автономии.

Авторы ставили вопрос необходимости преподавания в школах и ведения делопроизводства на казахском языке. Поражает диапазон тем, к которым обращался А. Букейханов. Он публикует статьи почти в каждом выпуске просуществовавшей пять лет газеты, иногда даже по две публикации в номере. Помимо статей о земле, экономике, политике, объяснения указов, договоров, открытых писем и т.п., он публикует исследования по фольклору, литературе, обычаям казахов, переводы художественных произведений. Продолжая как основную тему земли, А. Букейханов проделал огромную работу по фиксации и обнародованию масштабов и темпов крестьянского переселения, географии их расселения, злоупотреблений чиновников, ущемления прав казахов, количества отнятых у казахских родов/аулов пастбищ, водоемов, объемов отданной переселенцам земли, число незаконно проданных/отданных земель помещикам, заводчикам, министрам, колониальным чиновникам. Его исследования охватывали Семипалатинскую, Акмолинскую, Оренбургскую, Семиреченскую и Сыр-Дарьинскую области. Было понятно, что крестьянская колонизация решала «аграрный вопрос» в России, но до предела обострила ситуацию с землей, правами казахов. Социальный взрыв был ожидаем. Со страниц газеты «Казах» А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, Р. Марсеков и др. разъясняли, как не стать жертвой колониальной администрации. Так, будущие алашордынцы возражали против перевода казахов к оседлости, получения ими 15 десятин на человека с целью перехода к оседлому земледелию. А. Букейханов предостерегал, что после официальной выдачи 15 десятин на человека, семья, аул лишится всех остальных пастбищ, кыстау, богатых урочищ, покосов. Все это перейдет в государственную казну, а затем будет продано русским аристократам и отдано сотням тысяч крестьян-переселенцев.

В январе 1914 года в столичной газете «Речь» выходит «Открытое письмо членам Государственной Думы», написанное А. Букейхановым. Он говорит о том, что переселенческое управление раздает земли в казахской Степи малоземельным князьям, графам, любым желающим «всех сословий».

Другая проблема, обозначенная автором, заключалась в том, что казахов пытаются обратить в «православно-христианское вероучение». Он приводит примеры возмутительной практики ущемления казахов на официальном уровне в постановлениях, нормах, указаниях власти. Например, «Святейшій синодъ… призналъ желательнымъ, чтобы при землеустроительныхъ работахъ на местахъ поселенія казаховъ, казахи-магометане и казахи-православные были поселены вместе съ русскими крестьянами съ темъ, чтобы… число казаховъ-магометанъ не превосходило бы половины православнаго населенія данной местности, дабы православные люди при решеніи всехъ вопросовъ, касающихся ихъ хозяйственнаго быта и нуждъ, могли иметь пріемущество передъ инородцами» (Там же. – С. 34).

Продолжение читайте здесь.

https://t.me/kzexclusive
https://t.me/kzexclusive

Айнаш Мустояпова




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.