Американо-индийское партнерство под угрозой - Exclusive
Поддержать

Американо-индийское партнерство под угрозой

Стратегическое партнерство между Соединенными Штатами и Индией имеет решающее значение для поддержания баланса сил в обширном Индо-Тихоокеанском регионе и уравновешивания гегемонистских амбиций Китая. США являются вторым по величине торговым партнером Индии, и углубление связей между двумя странами является одним из редких двухпартийных направлений внешней политики, существующих сегодня в Вашингтоне.

Предстоящие 18–31 октября совместные военные учения, известные как “Юдх Абхьяс” (Военная практика), которые пройдут в высокогорном районе менее чем в 100 километрах от границы Индии с Китаем, подчеркивают растущее стратегическое значение партнерства. Индия проводит больше ежегодных военных учений с США, чем любая другая страна, поскольку обе державы стремятся улучшить оперативное взаимодействие своих сил. Как недавно заявил главнокомандующий военно-морскими операциями ВМС США адмирал Майкл М. Гилдей, Индия является “ключевым партнером” в противодействии подъему Китая.

Но решение Президента Джо Байдена вывести американские войска из Афганистана и фактически сдать страну поддерживаемому Пакистаном террористическому ополчению, в дополнение к напряженности, связанной с вторжением России в Украину, привело к обострению отношений между самыми могущественными и наиболее густонаселенными демократиями мира.

Как и многие другие страны, включая союзников США, таких как Израиль и Турция, Индия заняла нейтральную позицию в отношении войны в Украине. К большому огорчению США и Европы, страна продолжает закупать у России нефть со скидкой, отвергая предложение администрации Байдена заменить российскую нефть поставками из США. Вместо этого Индия увеличила импорт российской нефти.

В основе решения Индии лежит страх проиграть Китаю. С 2019 года США использовали санкции на экспорт иранской нефти, чтобы лишить Индию более дешевой иранской нефти, тем самым превратив ее в крупнейший рынок для американских экспортеров энергоресурсов. Основным бенефициаром санкций является Китай, который увеличил закупки иранской нефти со скидкой и наладил партнерские отношения в области безопасности с Исламской Республикой, не подвергаясь репрессиям со стороны США.

Несмотря на то, что США уже превзошли Россию как крупнейшего поставщика оружия в Индию, американский оборонный сектор рассматривает войну на Украине как “прекрасную возможность” для “роста” продаж оружия в Индию. Более того, министр обороны США Ллойд Остин призвал индийских чиновников избегать покупки российского вооружения и впредь покупать оружие американского производства.

Вместе с тем, сосредоточение Байдена на наказании России может усугубить проблемы безопасности Индии, особенно если международные усилия по оказанию давления на Президента России Владимира Путина непреднамеренно придадут силы экспансионистскому Китаю. Санкции США и отказ Европы от российских энергоресурсов фактически поместили Россию – самую богатую ресурсами страну в мире – в карман жадных до ресурсов китайцев. Союз с Россией позволил Китаю создать сеть энергетической безопасности за счет увеличения наземного импорта, который, в отличие от морских поставок, не может быть заблокирован, если Президент Китая Си Цзиньпин решит вторгнуться на Тайвань.

Недавняя сделка Америки на 450 миллионов долларов, направленная на модернизацию пакистанского парка F-16, обнародованная через несколько дней после того, как США помогли стране предотвратить неизбежный дефолт посредством помощи Международного валютного фонда, вызвала разочарование. Индия вспомнила, как США вооружили Пакистан против нее и поддержали первоначальное развитие пакистанской программы ядерного оружия во время Холодной войны.

Неискреннее заявление администрации Байдена о том, что модернизация поставленного Пакистану из США парка истребителей F-16 улучшит борьбу с терроризмом, вызвало резкую реакцию Индии. Во время недавнего визита в Вашингтон министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар публично осудил сделку, заявив, что американское объяснение “никого не введет в заблуждение”: Пакистан, несомненно, развернет модернизированные истребители против Индии.

На этом фоне некоторые наблюдатели возродили старую теорию о том, что отношения между США и Индией лучше развиваются при республиканской администрации. Двусторонние отношения процветали во времена администрации Президента Дональда Трампа, которая в значительной степени полагалась на Индию в разработке своей стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе. Трамп ввел новую политику США в отношении Китая и Пакистана, чье все более тесное партнерство повысило вероятность того, что Индия будет вести войну на два фронта. Серьезным политическим сдвигом стало то, что Трамп положил конец 45-летней политике США по содействию подъему Китая. Он также прекратил помощь Пакистану в области безопасности за то, что тот не разорвал связи с террористическими группировками.

С другой стороны, Байден возобновил опеку Америки над Пакистаном, сделал контакты с Пекином приоритетной задачей и ничего не сказал о посягательствах Китая на территорию Индии в Гималаях. Но, вступив в конфликт с Китаем в 30-месячном военном противостоянии, Индия открыто бросила вызов Китайской державе так, как этого не сделала ни одна другая мировая держава в этом столетии.

Ничто лучше не иллюстрирует пренебрежение отношениями с Индией, чем тот факт, что с тех пор, как Байден вступил в должность, в Нью-Дели не было ни одного посла США.  Посол США в Пакистане Дональд Блом вызвал  бурю негодования во время своего визита в контролируемую Пакистаном часть Кашмира, которую назвал “Азад [освобожденный] Джамму и Кашмир” – вместо “Кашмир, управляемый Пакистаном”, как его называет Организация Объединенных Наций.

Более того, администрация Байдена пытается использовать против Индии проблемы, связанные с правами человека. В апреле госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о “росте нарушений прав человека” в стране, что побудило Джайшанкара возразить, что Индия также обеспокоена положением с правами человека в США. Кроме того, видные члены Демократической партии США с трудом скрывают свою враждебность по отношению к Премьер-Министру Индии Нарендре Моди и его бренду Индуистского национализма.

Учитывая, что США и Индия являются крайне поляризованными демократиями, официальным лицам следует избегать заявлений, которые могли бы разжечь внутреннюю напряженность. Если США хотят сместить стратегический акцент на Индо-Тихоокеанский регион, они должны улучшить отношения со своим самым важным стратегическим союзником в Азии. Поэтому Байден не должен упустить историческую возможность заключить “мягкий” союз с Индией. Если США хотят одержать верх в своем обостряющемся соперничестве с Китаем и Россией и избежать стратегических перегибов, они нуждаются в Индии как никогда прежде. Но без взаимного уважения двустороннее партнерство обречено.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Брахма Челлани

Профессор стратегических исследований Центра политических исследований в Нью-Дели и научный сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине, автор книги Вода, мир и война: противостояние глобальному водному кризису (Rowman & Littlefield, 2013).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.