Аудиторы включили правительство в иноагенты - Exclusive
Поддержать

Аудиторы включили правительство в иноагенты

Иностранные консультанты – угроза национальной безопасности. С таким сенсационным заявлением выступила группа казахстанских аудиторов.

Казахстан активно использует консультации различных иностранных экспертов и организаций. Чрезмерная зависимость от мнения различных международных экспертов, мнение которых безоговорочно принимается госорганами без учета казахстанских реалий, глубокого анализа и мнения общества – таким был лейтмотив онлайн-конференции ряда аудиторов и экспертов.

– Деятельность консультантов Всемирного банка, «большой четверки», McKinsey и других направлена на ликвидацию независимых казахстанских консультантов, аудиторов и бухгалтеров, заявил на пресс-конференции Данияр Нурсеитов, заместитель председателя правления Коллегии аудиторов:

– Такая зависимость от внешнего мнения иностранных консультантов оказывает отрицательное влияние на качество государственного управления. По сути, сейчас государственные функции, касающиеся принятия решений, анализа переданы иностранным организациям, что вызывает общую деградацию госслужбы.

Спикер напомнил, что в прошлом году министр труда Тамара Дуйсенова обратилась за рекомендациями во Всемирный банк. Беспокойство министра вызвал выход на рынок труда граждан, рожденных после 2000-го года: потребности у нового поколения высокие, а навыки недостаточны. Дуйсенова обратилась с вопросом к Всемирному банку: что делать с теми, кто получил диплом, но не имеет достаточных профессиональных навыков, которые нужны работодателям?

– Это демонстрирует полную беспомощность госаппарата и его аффилированость с международными консультантами – считает он.

– Именно Всемирный банк предложил Казахстану в середине 2000-х перестроить систему образования страны по принципу «коммерциализации знаний». Предыдущие реформы в образовании были приняты по рекомендациям международных организаций и в результате присоединения Казахстана к Болонскому соглашению, что привело к снижению уровня образования, на которое сетует министр труда. Эта ситуация показывает несамостоятельность и инфантильность чиновников.

Одной из причин такого влияния иностранных экспертов на политику государства видят, в том числе, в Послании Президента «План нации – 100 конкретных шагов» (2015 год). В 11 шаге говорится о допуске к работе на госслужбе зарубежных менеджеров и сотрудников международных организаций. Другой пример – постановление правительства РК «Об утверждении Правил законотворческой работы в декабре 2016 года: разработке НПА могут предшествовать рекомендации международных организаций. Однако, исходя из текста постановления, такие рекомендации являются фактически обязательными.

– Есть случаи, когда нормативные акты полностью разрабатываются иностранными консультантами и принимаются правительством. Например, Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года, утвержденная Правительством РК, разрабатывалась компаниями Pwc и EY, – негодует Нурсеитов.

Участники пресс-конференции отдельно отметили поправки в Налоговый кодекс. Фарида Есимбай, эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности:

– В качестве обоснований для повышения ставки министерство экономики привело примеры отдельных стран, таких как страны ЕАЭС, Дания, Норвегия, Франция, Германия, где действуют высокие ставки НДС. Но здесь возникает резонный вопрос: почему в документе не приведен пример Сингапура, где ставка НДС составляет 8 процентов? Или, например, Южной Кореи, с 10-процентной ставкой, Швейцарии – 8 процентов, ОАЭ и Канада – 5 процентов, Катар и Гонконг – 0 процентов? Но зато ОЭСР три года назад высказался за повышение налогов, в частности ИПН и НДС. Принимая эти рекомендации без учета собственных национальных интересов, чиновники допускают внешнее вмешательство во внутреннюю политику Казахстана.

Более того, вызывают вопросы допуск иностранцев к стратегическим объектам Казахстана.
– В этом году эксперты KPMG, Индия, посетили все электростанции – стратегические объекты для технического аудита по приглашению министра энергетики (МЭ) РК Алмасадам Саткалиев. Аудит KPMG преподносится как некий успех, но по факту является демонстрацией пренебрежения к национальной безопасности страны- заявила она.

Участники конференции напомнили про список «инагентов», недавно опубликованный КГД МФ РК. В частности, Нурсеитов напомнил, что Всемирным банком с 1993 года Казахстану выделено 13 млрд. США. В 2021 году МВФ выделил Казахстану 1,57 млрд. долларов США. Как видно, суммы финансирования существенны, но мы почем-то не видим их в списке «инагентов», – отметил спикер.

Участники онлайн-брифинга отметили, что принятие международных стандартов аудита и финансовой отчетности в Казахстане также было сделано по рекомендации Всемирного банка.
– Итогом непродуманного внедрения международных стандартов стали искажения консолидированной финансовой отчетности в Казахстане, манипуляции с финансовой отчетностью компаний Самрук-Казына, которую в итоге подтверждают компании «большой четверки – заявила Фарида Есимбай.

Эксперты отметили что деятельность Министерства финансов создает комфортные условия для иностранных консультантов. Владимир Мурашов, председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов»:

– Итогом работы с иностранными консультантами стало создание коррупциогенного органа, благодаря которому министерство получило возможность на законных основаниях утверждать прайс-лист услуг профсовета. В результате – плата за услуги идет не в профессиональные организации или государству, а в карман участников профсовета. Уже сейчас в результате снижения конкуренции на аудиторском рынке Центральный банк и Правительство рассматривают вопрос о допуске российских аудиторов, в том числе на рынок Казахстана. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере бухгалтерского учета, также находящейся под контролем Министерства финансов РК.

Альмира Шарафутдинова, председатель правления ОЮЛ «Альянс бухгалтеров и аудиторов Казахстана», член Регсовета НПП «Атамекен» г. Астаны, член Совета по барьерам при АЗРК г. Астаны:

– Удивительно, что минфин признал сертификат профессионального бухгалтера, признанный на государственном уровне, барьером, и исключил из минимальных требований к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита требования по наличию в штате аудиторской организации двух обладателей сертификата профессионального бухгалтера.

Даже если сертификат признан барьером, то почему минфин оставил в своем приказе требования о наличии британских и американских сертификатов?

В заключении участники конференции отметили негативное влияние проектов Всемирного банка. Так, по подсчетам спикеров, в период с 2003 по 2013 год, по данным Международного консорциума журналистов-расследователей, более 3 млн. человек были вынуждены переехать или сменить основное место работы из-за проектов Всемирного банка. Словом – деятельность Всемирного банка имеет самые негативные последствия…

Впрочем, далеко не все в аудиторском сообществе Казахстана разделяют точку зрения участников пресс-конференции. Мы уже писали Аудитор уже не звучит гордо – Exclusive о том, в каком раздрае и хаосе сегодня находится аудит в нашей стране. Так что стоит прежде разобраться с собственными критериями оценки профессиональной квалификации, чем делать такие далеко неоднозначные выводы…

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *