Бизнес и власть: совещания вместо реальных изменений - Exclusive
Поддержать

Бизнес и власть: совещания вместо реальных изменений

Доклад НПП «Атамекен» о состоянии предпринимательской активности в Республике Казахстан за первое полугодие 2024 года демонстрирует, что законодательные изменения в сфере МСБ не решают проблемы, а, наоборот, лишь усугубляют их.

По данным на 1 июля 2024 года, количество субъектов малого предпринимательства превысило 2 миллиона. Наибольшая доля среди них приходится на индивидуальных предпринимателей – более 1,4 миллиона человек (69,1% от общего количества). Количество юридических лиц, относящихся к малому бизнесу, по итогам полугодия чуть снизилось по сравнению с 2023 годом и достигло 359,4 тысяч (по итогам 2023 их было 360,3). Малый бизнес остаётся ключевым работодателем, обеспечивая занятость для 42% трудоспособного населения страны (более 3,9 млн. человек).

Согласно утверждённой после Кантара концепции развития малого и среднего предпринимательства, к 2025 году численность занятого в МСП населения должно составить 4 млн. человек, к 2030 году – 5 млн. Помимо этого, правительство ожидает, что к 2030 году доля МСП в ВВП составит показателя 40%, к 2050 – 50%. Сейчас, по итогам 2023 года, этот показатель равен 36,5% (из которого 29,8% приходится на малый бизнес).

По результатам онлайн-опроса, проведенного НПП «Атамекен» среди 4351 субъектов МСП, предприниматели Казахстана в основном позитивно оценивают усилия местных властей по содействию бизнесу. Более 55% опрошенных заявили об открытости акиматов для обсуждения проблем, разъяснения мер государственной поддержки и привлечению инвестиций. 

Тем не менее, 21,7% субъектов малого бизнеса указали закрытость акиматов для обсуждения проблем или формальные подходы к их решению, а ещё 22,7% вовсе затруднились дать на этот вопрос однозначный ответ. Схожая ситуация наблюдается у среднего бизнеса, и это весьма критичные показатели, указывающие на системные проблемы.

Ответы малого бизнеса

Ответы субъектов среднего бизнеса 

Предприниматели продолжают сталкиваться с барьерами, которые значительно тормозят развитие бизнеса, а для некоторых и вовсе создают угрозу сокращения сотрудников и последующего закрытия. 

Главными барьерами остаются бюрократия и недостаток инфраструктуры. Более половины представителей малого бизнеса указали на чрезмерную бумажную работу и сложности с доступом к государственным мерам поддержки. Бюрократическая нагрузка заставляет предпринимателей отказываться от участия в программах государственной помощи, которые потенциально могли бы им помочь вырасти.

Малые предприятия регулярно сталкиваются с запутанными правилами участия в государственных закупках, которые не адаптированы под их нужды. 

Ярким доказательством существования этой проблемы является тот факт, что в первом полугодии 2024 года только 65% государственных закупок было осуществлено конкурентным способом. 35% закупок на общую сумму 174,9 млрд тенге было осуществлено из одного источника. В отдельных регионах страны в неконкурентных условиях проводятся практически все госзакупки. Например, в Шымкенте только 13% закупок были осуществлены не из одного источника, в Улытауской области – 16%.

Несмотря на то, что новый закон «О государственных закупках», который начнёт действовать с 2025 года, якобы направлен, как утверждало правительство, «на повышение прозрачности и эффективности системы», предприниматели по-прежнему указывают на то, что разработанные правила загоняют бизнес в несправедливые условия, ограничивающие их участие в конкурсах. 

– Закон не решает одну из насущных проблем действующего законодательства о государственных закупках, а именно предоставление неравных условий договоров со стороны квазигосударственных и государственных учреждений. Заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке, ссылаясь на дальнейшую его нецелесообразность, однако поставщики вложили средства, понесли расходы, но им отказывают в выплате положенного. В равной степени несоразмерным является одностороннее расторжение договора при просрочке исполнения договорных обязательств, когда заказчики пользуются данным правом в противоречие с правилами осуществления гражданских прав, установленных Гражданским кодексом. При этом, если поставщик откажется от договора, то ему уже будут грозить штраф, репутационные потери и будущие проблемы участия в государственных закупках. Имеются также неравные условия при просрочке поставки товара, предоставлении услуги и выполнении работ. Проектом закона не закреплена ответственность заказчика за нарушение установленных законом сроков оплаты поставщику и других рисков, – отмечает в своём докладе «Атамекен».

Примечательно, что во время разработки закона нацпалата выдала экспертное заключение к изначальной версии законопроекта, в котором представила 77 предложений и замечаний, связанных с проблемами бизнеса, но в результате только треть из них была учтена. Ранее Exclusive.kz также указывал на проблемы нового закона о государственных закупках в материале «Новый закон о госзакупках сделает Казахстан ещё более коррумпированной страной».

Финансовые трудности также играют ключевую роль в сдерживании предпринимательской активности. 

Высокие процентные ставки по кредитам и ограниченный объем льготного финансирования снижают доступность ресурсов, необходимых для расширения бизнеса и реализации новых проектов. Многие предприятия, как отмечается в докладе, оказываются под давлением дополнительных расходов из-за роста налоговой нагрузки и тарифов на коммунальные услуги. Как следствие, они вынуждены снижать внутренние издержки и откладывать планы по своему расширению.

В рамках проекта нового Налогового кодекса предлагается введение единого совокупного налога для МСБ. В теории, это может облегчить налоговую нагрузку на малые предприятия и упростить процесс администрирования. Однако предприниматели обеспокоены, что реформы, как это часто происходит на практике, могут привести лишь к ещё большему росту налогов взамен выполнения цели по их снижению. 

Помимо этого, в проекте Налогового кодекса предлагается реформировать действующие специальные налоговые режимы. «Атамекен» отмечает, что предприниматели, в целом, поддерживают это решение и предлагают ввести три налоговых режима для всей экономики (3% от выручки для самозанятых, 2% для МСБ и 20% КПН для крупного бизнеса+всего финсектора и недропользователей). Однако при этом важно учесть, что снижение установленных пределов для применения специальных налоговых режимов может негативно отразиться на доверии бизнеса к государственной политике. От данного решения следует отказаться.

В целом, что касается Налогового кодекса, предприниматели нуждаются в более простом и понятном налоговом администрировании без лишней бюрократии.

– Главной целью налоговых органов должна стать ориентация на сервисную модель налогового администрирования. Действия налоговых органов должны стать профилактическими и быть направленными, в первую очередь, на помощь налогоплательщикам по соблюдению не понятых норм налогового законодательства, во-вторых – на предупреждение налоговых нарушений, и только в третью очередь, на устранение последствий налоговых нарушений и применение репрессивных механизмов. Требуется корректировка вектора цифровизации налогового администрирования на работу с данными и интеграцию с имеющимися у налогоплательщиков учётными системами. Нужно проработать варианты поэтапного отказа от заполнения деклараций данными, которые имеются в учетных системах налогоплательщиков, вплоть до полного исключения методов ручного декларирования в пользу автоматического сбора данных в государственные системы за счет интеграционных механизмов и последующей их обработки с применением алгоритмов искусственного интеллекта, – считает «Атамекен».

Ещё одной критической проблемой для развития бизнеса остаются инфраструктурные ограничения. 

Недостаток доступа к базовым ресурсам, таким как электричество и вода, существенно ограничивает возможности предпринимателей по реализации новых проектов. Это особенно ощутимо для среднего бизнеса. Текущая система государственного планирования не учитывает региональные особенности и возможности. Многие регионы оказываются за бортом экономического развития, так как меры поддержки, разработанные на республиканском уровне, не адаптированы к их специфике.

Предприниматели нуждаются в том, чтобы правительство уделяло больше внимания модернизации инженерных сетей, развитию дорожной и транспортной инфраструктуры, повышению доступа к внешним рынкам и стимулировали региональное развитие не на словах, а на деле.

– Акимы областей должны нести персональную ответственность за развитие малого бизнеса в регионах. Рост доходов и занятости должны стать ключевыми показателями программы и оценки работы акимов. В построении рейтинга акимов предлагается использовать результаты независимых опросов, таких как «Деловой климат», – считает Нацпалата.

По поводу среднего бизнеса предприниматели отмечают, что им не хватает достаточной поддержки со стороны государства. 

Несмотря на поставленные главой государства задачи, правительство до сих пор не выстроило чётких приоритетов по развитию МСБ и не сформировало объективную картину реализации инвестиционных проектов. В докладе отмечается, что «отбор проектов часто носит субъективный характер, что снижает эффективность государственной поддержки». Как итог, средний бизнес не заинтересован в своём развитии, а малый бизнес не хочет трансформироваться в средний. Exclusive.kz подробно рассказывал об этой проблеме ранее в материале «Не выгодно: малый бизнес может расти, но не хочет».

В целом, по поводу текущего взаимодействия предпринимателей с правительством в докладе сказано, что протокольные поручения в последнее время стали больше носить рекомендательно-организационный характер («организовать совещание», «обсудить», «провести анализ» и прочее), а государственные органы начали всё чаще отвечать на поручения формально, не затрагивая сущность дела. В документе прямо подчёркивается, что «правительство регулярно начало закрывать проблемные вопросы исполнением протокольного поручения (например, проведя совещание)», но сами эти проблемы так и остаются нерешёнными. И это, пожалуй, главная проблема, на которую стоит обратить внимание.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.