Бизнесмены просят защитить их от правительства - Exclusive
Поддержать

Бизнесмены просят защитить их от правительства

В Астане состоялась встреча бизнес-сообществ по вопросам маркировки товаров главой НПП Атамекен» Раимбеком Баталовым. Ее открыл заместитель председателя Тимур Жаркенов, занявший с некоторых пор нейтральную позицию относительно обсуждаемой темы. Он, насколько мы помним, будучи в статусе председателя Союза промышленников и предпринимателей Казахстана, раньше, как и большинство представителей отечественного МСБ, был категорически против маркировки.

Сам глава Палаты на совещание запоздал – Раимбека Баталова срочно вызвали в правительство.

– Не исключено, что встречался он с основным лоббистом маркировки вице-премьером Сериком Жумангариным, – выдвинула предположение основной оппонент сторонников маркировки, независимый юрист, представитель обувной отрасли Казахстана Айнур Кайдарова.

НПП «Атамекен» для представления своей позиции (сегодня Палата однозначно за маркировку) пригласил двух представителей легкой промышленности Казахстана. Но одна из них, президент ассоциации «Легпром» Салтанат Абдыкаримова, заявила, что не может задавать тон встрече и навязывать стране маркировку по причине малочисленности представляемой ею отрасли (доля легкой промышленности в МСБ Казахстана составляет всего 5%), тогда как представители всех других крупных отраслей бизнеса – ювелиры, пивовары, обувщики, маслоделы, химики, медики, аптекари и т.д. – имеют веские доводы против. Зато другая представитель отрасли, Гульмира Уахитова, наоборот – настаивала на маркировке. С ее слов – отечественный легпром не должен маркироваться, а импортеры, которые, по ее мнению, поголовно являются теневиками, – должны.

– Но аргументы, которые она озвучила, не имеют никакого отношения к борьбе с теневой экономикой, – считает Айнур Кайдарова. – Еще раз отмечу, что те, кого представляет госпожа Уахитова, составляют мизер от рынка страны. Однако правительство РК и НПП «Атамекен», выдвигают именно ее в оппоненты казахстанскому бизнесу.

Запоздавший на совещание председатель правления НПП «Атамекен» Раимбек Баталов на требование представителей бизнеса написать письменное обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву и премьер-министру Олжасу Бектенову о необходимости замены обязательной маркировки товаров на добровольную, выступил с неожиданным предложением. По его мнению, достаточно просто отчитаться по протоколу совещания у премьера Бектенова от 13 июля, где шла речь об использовании механизма цифровой маркировки для снижения теневого оборота и повышения поступлении в бюджет.

По словам Айнур Кайдаровой, в итоге у многих приглашенных на встречу с ним появилось ощущение, что Раимбек Баталов не желает брать на себя ответственность и доводить до сведения правительства и главы государства информацию о том, что 90% казахстанского бизнеса не согласны с введением обязательной маркировки.

– Пришлось даже напомнить, что НПП «Атамекен» должен представлять интересы бизнеса перед правительством, а не наоборот, – говорит она. – В конце концов мы платим членские взносы на содержание возглавляемой им структуры.

Из речи председателя правления НПП «Атамекен» Раимбека Баталова перед бизнесменами, как утверждает Айнур Кайдарова, было очевидно, что проблема с маркировкой для бизнеса и потребителя никак не решается: теневой бизнес продолжает оставаться в тени, маркировка на него никак не влияет.

– То, что цифровая маркировка якобы поможет бороться с теневой экономикой и приведет, как они пишут в протоколе от 13 июля, к повышению поступлении в бюджет, – это либо заблуждение, либо намеренная ложь, – считает она. – Напротив – маркировка, усилив затраты предпринимателей, будет только способствовать ей. Дело в том, что уровень теневого оборота, как показывают данные статистики, значительно вырос за последние годы. Например, по тому же табаку, который маркируется уже четвертый год, за 2023 год контрабанда по нему выросла, судя по независимым экспертным исследованиям, в полтора раза по сравнению с 2022 годом (с 6,3% до 9,5%). Обувь и шубы, также, как и табачные изделия, подлежать обязательной маркировке. Однако по шубам на сегодня никто не требует маркировки. Допускаю, что те, кто торгует ими, могли договориться с чиновниками. И получается какая-то странная картина: все три вида товаров должны маркироваться, но при этом условия, в том числе и по возмещению затрат на маркировку, у всех разные. Например, производителям планируется возвращать их за счет бюджета, а другим МСБ – нет. То есть тратимся вместе, а возмещают только избранным. А главное, не решен основной вопрос – «за чей счет банкет»? И получается, что казахстанский бизнес платит за маркировку олигархам, отечественным и зарубежным (российским и узбекским), а некоторые представители правительства, возможно, рассчитывают на средства из бюджета. Говоря проще, деньги, которые будут выделяться из госказны на возмещение затрат на маркировку, скорее всего, будут распределяться по профильным министерствам, а далее – «откусываться» чиновниками, как это делается по правилам госзакупа. В таком случае – вопрос: зачем при такой неэффективности нужны такие коррупционные риски? Это, замечу, происходит, несмотря на поручение президента Токаева – исключить ненужные излишние траты из бюджета.

Кроме того, правительство, как сообщила Айнур Кайдарова, продолжает не просто настаивать, а заставляет бизнесменов строить и оборудовать склады для маркировки товаров, согласно приказу министерством промышленности в лице главы ведомства Каната Шарлапаева.

– Требования к складам, кстати, скопированы у таможенного законодательства ЕАЭС и РК, – утверждает независимый юрист. – Между тем, согласно Предпринимательскому Кодексу, требования к ведению бизнеса должен устанавливать закон, а не министр. Словом, несмотря на сопротивление бизнес-сообщества, правительство не снимает с повестки вопрос об обязательной маркировке, а наоборот – все глубже погружает всю страну в этот мутный и ненужный механизм, как это ранее было сделано по утильсбор. Но маркировка еще хуже. Уничтожив МСБ, она сделает весь народ нищим. На рынке останутся только крупные игроки, а они в большинстве своем иностранные. Упрямство нашего правительства, а теперь и НПП «Атамекен» объяснимо. Этого требуют главный союзник по ЕАЭС – Россия. Председатель правления НПП «Атамекен» Раимбек Баталов, вместо того, чтобы консолидировать мнение всех отраслей отечественного бизнеса и довести его до мнения руководства страны, на последнем совещании продемонстрировал таблицей, судя по которой Казахстан отстает от стран СНГ и ЕАЭС по вводу маркировки товаров. Но если речь идет о Белоруссии, то там марки бесплатные, а у нас, напомню, три тенге за пару обуви, а по ювелирным изделиям предлагается вообще 200 тенге за одну марку на единицу товара. Что касается России, то там сейчас предприниматели собирают подписи под петицией о пересмотре закона «О маркировке» и разработке мер, направленных на поддержку и защиту предпринимателей.

P.S. На следующий день после встречи в НПП «Атамекен» бизнес-сообщество Казахстана, несогласное с обязательной маркировкой, провело круглый стол, куда госорганы ожидаемо не пришли. Министерство торговли, ответственное за маркировку, в частности, отделалось от приглашения сообщением – «принято к сведению».

– Поняв, что никакого письма от НПП не будет, мы решили сами обратиться к Главе государства с письменным требованием защитить нас от действий некомпетентного, на наш взгляд, правительства, – сообщила Айнур Кайдарова.

Мерей Сугирбаева




11 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Автор статьи совершенно верно описал ситуацию с маркировкой в РК. Дополнительные затраты предпринимателей, отсюда повышение цен, как следствие именно рост теневого рынка, а не уменьшение. Отрицательный опыт ввеления маркировки у соседей, сколько еще нужно аргументов для правительства, чтобы отказаться от этого опасного эксперимента??

  2. Законы должны облегчать жизнь бизнесу ,людям а не наоборот,не нужно ничего усложнять ,мы и так еле держимся на плаву
    Маркировка уничтожит малый бизнес !!!
    Отмена однозначно !!!

  3. Такими темпами мсб не останется в Казахстане , китайские маркетплейсы беспрепятственно торгуют без таможенных сборов , налогов , маркировку в Кз

  4. Маркировка это очередное очковтирательство и показуха борьбы с контрафактом и контрабандой. Бороться с этим нужно на границах и таможне. Атамекен занимается имитацией бурной деятельности, тем самым тянет время беря на измор МСБ и давая время для манёвра лобистам маркировки.

  5. Спасибо, что поднимаете насущный вопрос маркировки! МСБ погибает и без этой очередной ненужной маркировки. В магазинах -никого, для кого эта канитель?! Все закупаются на Wildberries, OZON и многочисленных китайских маркетплейсах, для которых наши законы не писаны. Мы итак с ними не можем конкурировать по цене, а эта маркировка забьет последний гвоздь в гроб малого бизнеса! Услышьте нас!

  6. Если всё же решат ввести маркировку, то для себя решил: закрываю свое производство и распускаю людей (57 человек) все распродаю. ВСЁ надоело, глухая власть и продажная палата.