Были ли шансы силового устранения Назарбаева?
Ранее в нашем сериале об оппонентах первого президента мы рассказали о том, как могли убрать Назарбаева со своего поста силовым методом. Речь шла в большей мере о физическом устранении. Однако упоминался и другой – «силовой вариант», на котором мы сегодня остановимся поподробнее.
Мировой опыт
Когда кто-то засиживается во власти слишком долго, то рано или поздно встает вопрос о его смещении. И это даже не политический, а чисто физиологический закон. Есть и другая закономерность – чем больше диктатор сидит на верху пирамиды, тем меньше шансов его конституционной смены, особенно учитывая, что любой авторитарный (не путать с авторитетным) диктатор просто по умолчанию закрепляет свою единоличную власть на законодательной основе. И практически всегда это не спасает его от риска переворота, физического устранения, и уж тем более не укрепляет его легитимность в глазах общества.
На этот раз мы остановимся на том, как можно избавиться от правителя «естественными причинами», а именно – в связи с состоянием его здоровья. История знает много подобных примеров: римские цезари и французские короли, китайские императоры в средневековье и разные президенты уже в ХХ веке. Один из наиболее свежих примеров – ГКЧП августа 1991 года, когда в ходе неудавшегося путча было объявлено, что Михаил Сергеевич Горбачев не может больше управлять страной и в связи «с состоянием здоровья» остается на своей даче в Форосе.
Но такая версия никого не устроила – общество было уже не то, да и многие новые политики прямо восстали против. Тут, кстати, можно вспомнить о роли Нурсултана Назарбаева. Официально он поддержал Михаила Сергеевича и, наряду с Борисом Ельциным, стал ли чуть ли не героем в противостоянии с ГКЧП. Однако, по некоторым данным, он записал видеообращение со словами поддержки Янаева, Пуго, Язова и иже с ними. Эта пленка даже была доставлена на Центральное телевидение, но по каким-то причинам не пошла в эфир – возможно, просто из-за суматохи, в которой ее попросту потеряли и забыли прокрутить. Однако буквально через несколько дней после низвержения путча (а именно 26 августа 1991 года) в Алматы скоропостижно скончался 44-летний Сагат Ашимбаев (отец нынешнего спикера сената), который буквально за пару месяцев до этого был назначен председателем Государственного комитета Каз.ССР по телевидению и радиовещанию. Совпадение это или устранение главного свидетеля, не ясно. Но это так, к слову.
Превентивные меры
Случился в то время и еще один эпизод, о котором мало кто знает или помнит – в СССР об этом упомянули лишь мельком. Это произошло аккурат на 70-летие Октябрьской революции (переворота) – 7 ноября 1987 года. В этот день в столице Туниса шел концерт местной поп-звезды, и прямо на стадионе было объявлено о том, что первый президент республики Хабиб Бургиба, правивший страной ровно 30 лет (!) и объявивший себя «лидером нации» (!) ушел с поста «по состоянию здоровья». Вскоре он был взят под домашний арест, под которым фактически пробыл до самой смерти в 2000 году.
Власть в стране захватил недавно назначенный на пост премьер-министра Зин эль-Абидин Бен Али, которого в первые годы тунисцы буквально носили на руках. 7 ноября был объявлен национальным и даже народным праздником – люди пускали фейерверки, гуляли до утра и искренне радовались, что избавились от диктатора. Впрочем, новый правитель хоть и произвел в стране некоторые изменения, в том числе убрав из Конституции нормы, позволяющие править пожизненно, сам настолько укрепился в кресле президента, что был выдавлен оттуда только в январе 2014 года в результате знаменитой «Арабской весны».
Но это уже другая история, хотя очень показательная, если смотреть через призму казахстанского опыта. И это учитывалось в равной мере как самим Назарбаевым, так и теми из его окружения, кто потенциально мог использовать такой вариант для того, чтобы официально прописаться в Акорде. Со стороны первого президента предпринимались превентивные меры еще с конца 90-х, но тогда они были мало заметны. Это, в первую очередь, касалось Службы охраны президента, в которой особое внимание стало уделяться состоянию здоровья Нурсултана Абишевича.
Далее последовали дополнения в различные нормативно-правовые акты, включавшие запрет на публичные рассуждения о самочувствии главы государства, а само его состояние было объявлено государственной тайной. Также елбасы сильно испугали случаи с его коллегами – Гейдаром Алиевым и Исламом Каримовым. Примеры с Азербайджаном и Узбекистаном показали, что власти не были готовы к такому варианту, поэтому какое-то время вынуждены были скрывать «печальную весть». В Казахстане же, особенно после кончины Каримова, были произведены ротации в медицинском обеспечении Назарбаева, а заодно внедрены дополнительные поправки в законодательство, которые бы обеспечивали безопасный (для лидера нации) транзит власти и исключали бы разные форс-мажоры на случай внезапного биологического ухода действующего президента. В этой связи, кроме прочего, был многократно обдуман «План «В», по которому власть переходила бы к другому лицу в соответствии с Конституцией. Если коротко, то в случае блокировки спикера верхней палаты парламента (Токаева), нужно было взять под полный контроль председателя мажилиса, а если что-то пойдет не так, то обеспечить должностью исполняющего обязанности президента действовавшего на тот момент премьер-министра (Масимова или Мамина, например).
Потенциальные путчисты
Но, понятно, что потенциальные путчисты тоже не сидели, сложа руки. Одним из направлений их деятельности были информационные вбросы. Именно эти силы периодически распускали слухи о том, что у Назарбаева инсульт, инфаркт или что его парализовало. Фейки были достаточно профессионально сделаны, причем, иногда основывались на косвенной правде, а также достаточно быстро распространялись благодаря не только соцсетям и потаенным желаниям их пользователей, но и четко сработанному SMM-маркетингу.
Были версии, что слухи о здоровье «Ноль-Первого» распространяла сама Акорда – якобы для того, чтобы проверить реакцию общества и, в большей степени, окружения, но едва ли это похоже на правду. Даже если это было и так, нужно понимать, что Администрация президента последние пару десятков лет и без таких «экспериментов» была прекрасно осведомлена о том, что народонаселение Казахстана больше обрадуется, чем опечалится такими вестями. Что касается провластных и околовластных кланов, то там тоже находились (и находятся сейчас) не такие глупые люди, чтобы поддаться эмоциям и (или) начать действовать.
Вполне возможно, потенциальные путчисты предполагали, что уход Назарбаева «по состоянию здоровья» вызовет ликование в народе, что скроет в тени истинные их намерения. По идее, хватило бы двух-трех дней, чтобы произвести необходимые ротации, аресты и блокирование неугодных как во власти, так и в обществе. То есть, пока народ будет ликовать, пускать салюты и откупоривать припасенное шампанское, можно было укрепиться достаточно четко и даже пообещать некоторые перемены и реформы. В принципе, памятный вечер 19 марта 2019 года это показал достаточно ярко, учитывая, что Нурсултан Абишевич сам объявил об уходе, а большинство понимало, что далеко уходить он не собирается.
В этом плане зачистка информационного поля и тщательная «прополка» поля оппозиционного вполне могли сыграть на руку не только действовавшему режиму, но и его внезапному преемнику. Более того, путчистам это было бы даже выгоднее, чем «легитимному» Назарбаеву – ведь понимание того, что страна меняет одного диктатора на другого могло нарушить их планы и встретить сопротивление.
Между прочим, именно с этой позиции можно рассматривать и так называемое перераспределение полномочий, устроенное Назарбаевым в 2017-2019 годах. Это, как мы отмечали ранее, был очередной этап конституционного переворота, на этот раз подразумевающий под собой максимальное ограничение возможностей транзитного или любого другого последующего президента (и стоящего за ним клана) для узурпации власти. Это же сводило к минимуму возможность внезапного заговора одного или нескольких кланов в короткий срок захватить власть. Проще говоря, за КНБ отвечали одни, за МВД и Нацгвардию – другие, за Минобороны – третьи и так далее.
В любом случае, за время правления Нурсултана Назарбаева у него со здоровьем было все хорошо, а различные возрастные отклонения не стали причиной для его внезапного отречения от власти. Но, по большому счету, такая версия вполне жива и дееспособна, чему, как нам кажется, противостоят и пытаются предпринимать превентивные меры представители Нового Казахстана. А вот это уже действительно другая история…
Также вы можете прочитать материалы по теме:
Почему никто не смог убрать Назарбаева?
Мухтар Аблязов – человек, которого ненавидел Назарбаев
Аскар и Тимур Кулибаевы: когда сын за отца ответил
Как у Рахата Алиева не получилось «свергнуть» Нурсултана Назарбаева
Еркин Ауельбеков: тот, кто первым поднял проблему Арала
Почему Нурсултан Назарбаев так боялся Заманбека Нуркадилова?
Аркен Уак призывал привлечь первого президента к уголовной ответственности
Узбекали Джанибеков продвигал Нурсултана Назарбаева – и что получил в ответ?
Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанской политики
Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника противостояния двух коммунистов
Каратай Турысов: расплата за собственную позицию
Марат Оспанов: загадочная смерть реального конкурента Назарбаева
Ерик Асанбаев: тот, кто привел к власти Назарбаева, оставаясь у него в тени
Как Назарбаев устранил Сулейменова не огнем и водой, но медными трубами
Как Назарбаев избавлялся от политических конкурентов.
1 Комментарий
[…] в Казахстане: стабильность по-казахскиБыли ли шансы силового устранения Назарбаева?Почему никто не смог убрать Назарбаева?Мухтар Аблязов […]