Быть ли Центральной Азии единым экономическим пространством? - Exclusive
Поддержать

Быть ли Центральной Азии единым экономическим пространством?

Центральная Азия объявлена приоритетным направлением внешней политики Узбекистана. Страна укрепляет сотрудничество со всеми соседями. За шесть месяцев 2022 года их доля во внешней торговле Узбекистана практически достигла прошлогоднего показателя, составив 14,1%.

Экономическая кооперация в регионе также набирает обороты. За минувшие пять лет объем торговли увеличился в два раза. Однако потенциал центральноазиатской пятерки позволяет достичь большего. Какие проблемы возникают на этом треке и как их можно разрешить? На этот вопрос ответила координатор проектов Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Ситора Примова.

– В последние годы страны Центральной Азии наладили активное взаимодействие. Здесь заметную роль сыграла экономическая кооперация. Как бы вы оценили ее нынешний уровень в масштабе всего региона?

– Контуры региональной экономической кооперации начали очерчиваться после активизации политического диалога между странами Центральной Азии. Этому способствовал запуск формата Консультативных встреч глав государств региона в 2018 году. За короткое время Узбекистан наладил стратегическое партнерство со всеми соседями. Таким образом, была преодолена одна из основных преград на пути сближения центральноазиатской пятерки и сформирована платформа для регулярного прямого диалога лидеров стран Центральной Азии в узком формате, без участия внерегиональных игроков. Это дало импульс развитию экономик наших стран, а вместе с тем и региональной интеграции.

Сегодня в Центральной Азии функционируют совместные инвестиционные компании и фонды, центры промышленной кооперации и зоны приграничной торговли. Количество совместных предприятий увеличилось в пять раз, объем взаимных инвестиций – в 3,2 раза. Общерегиональный ВВП в 2021 году вырос на 19,6% до 328,7 млрд. долларов. Однако, это только начало пути. Пока слабо отработаны механизмы эффективного экономического взаимодействия между странами Центральной Азии и это мешает развиваться более ускоренными темпами.

– За минувшие пять лет объем внутрирегиональной торговли увеличился вдвое. В прошлом году прирост составил 27%, что эквивалентно более 8 миллиардам долларов. Однако в общем товарообороте стран региона его доля не превышает 10 процентов. Что же нам мешает больше и лучше торговать друг с другом?

– Мы сами. Национальные системы транспортных операций и условий торговли стран Центральной Азии во многом противоречат друг другу. Другая проблема – отсутствие внутрирегиональной транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. По оценкам экспертов Всемирного банка, Центральная Азия является одним из наименее соединённых регионов мира. Средний индикатор связанности не превышает 60% по коэффициенту транспортного доступа в отношении к глобальному ВВП. Это самый низкий показатель по данной шкале.

В Центральной Азии функционируют «сложные торговые пути», что создает множество проблем для грузоперевозчиков и предпринимателей. Отсутствие единого перевозочного документа, специфичность таможенных и административных процедур в каждой из стран региона, не признание национальных сертификатов качества перевозимой продукции, усложненная процедура оформления скоропортящихся продуктов, где нет гармонизации в системах весового и габаритного контроля – все это в комплексе негативно отражается на динамике внутрирегиональной торговли.

Для преодоления барьеров узбекской стороной предложено создать Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности под эгидой ООН. Инициативу поддержали все государства Центральной Азии. Она подразумевает унификацию транспортной системы стран региона, ее правовых основ, а также стандартов оказания транспортных услуг.

Министерством транспорта Узбекистана сформирована межстрановая рабочая группа в составе представителей транспортных ведомств, независимых экспертов и международных специалистов. Они уже приступили к практической реализации проекта по запуску Регионального центра.

– Какие механизмы, на Ваш взгляд, могут стимулировать внутрирегиональную торговлю? Есть ли существенные препятствия на этом пути?

– Одним из действенных механизмов могут стать зоны свободной торговли в регионе. Эту идею Узбекистан продвигал еще в 2004 году на саммите Организации центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС) в Астане. К сожалению, тогда она не получила поддержки и одобрения.

Сейчас у стран Центральной Азии появились общие экономические интересы, стремление создать единый рынок и систему взаимных преференций. Зона свободной торговли также позволит решить транспортно-транзитные задачи за счет унификации системы тарифов.

Отрадно, что на последней Консультативной встрече глав государств Центральной Азии президент Узбекистана предложил создать приграничные зоны торговли с унифицированными правилами и процедурами поставок товаров. Думаю, на этот раз инициатива реализуется и станет хорошим подспорьем для следующего более решительного этапа – создания региональной ЗСТ.

Существенных препятствий на этом пути я не вижу, но риски все же остаются. К ним, в первую очередь, следует отнести очаги потенциальных конфликтов – до конца не решенные вопросы делимитации и демаркации границ, управления водными ресурсами, геоэкономические разногласия и другие. Есть также внешние вызовы. В условиях глобальной геополитической турбулентности давление мировых держав на республики Центральной Азии усиливается. Это может подорвать регион изнутри. Поэтому нашим странам необходимо консолидировать усилия по обеспечению региональной безопасности и выработать общую стратегию борьбы с современными угрозами.

– В новых геополитических реалиях страны мира столкнулись с проблемой разрыва производственных и торговых цепочек поставок. На этом фоне президент Узбекистана предложил замещать импорт продукции третьих стран внутренним производством. Насколько выполнима эта задача и с какими рисками она сопряжена?

– В нынешних непростых условиях для выживания национальных экономик необходимо развивать внутреннее производство. Безусловно, это долгий и тернистый путь, но при грамотном планировании его вполне можно преодолеть. Ключевым риском сейчас выступает недостаточный уровень качества производимой продукции. Значит нужно установить жесткий контроль качества путем поддержки и поощрения местных предпринимателей. При этом нельзя допустить возникновения новых монополий.

– Может ли идея о промышленной локализации стать успешной для центральноазиатских республик с учетом разноплановости их экономик?

– В регионе имеется огромный нереализованный потенциал, который многие годы находился в замороженном состоянии. Развивать промышленную локализацию не только можно, но и нужно. Уже сейчас имеются успешные примеры: в Казахстане налажено совместное производство узбекских автомобилей марки «Ravon», введены в строй несколько текстильных фабрик, в Кыргызстане и Таджикистане Узбекистан производит бытовую технику, также работает совместное узбекиско-таджикское предприятие по сборки грузовых автомобилей, производству спецтехники для коммунальной сферы, строительной и горнодобывающей промышленности. Есть еще ряд перспективных направлений, таких как производство строительных материалов, в частности, цемента и стекла, электробытовой техники, фармацевтической продукции, с которыми страны Центральной Азии могут выйти на рынок Пакистана, Афганистана, Индии, России.

Разноплановость экономик региональных игроков не препятствует, а наоборот, способствует расширению совместных производств. Регион нуждается в новых производственных мощностях. Это позволит не только облегчить негативные последствия от геоэкономических потрясений глобального масштаба, но и решить давние проблемы большинства стран Центральной Азии, например, безработицу и массовый отток рабочей силы за рубеж. В одной только России трудятся порядка 4 миллионов центральноазиатских мигрантов. Примерно половина из них граждане Узбекистана. Промышленная локализация позволит создавать новые рабочие места, снизить уровень безработицы и выходить на новые рынки.

– Какие усилия необходимо приложить на уровне государств и обществ, включая бизнес-сообщества стран региона, чтобы их экономическая взаимосвязанность или вазимодополняемость стала драйвером региональной интеграции?

– Как было отмечено президентом Узбекистана на саммите в Чолпон-Ате, нужно выработать общие подходы к формированию центральноазиатского пространства промышленной локализации и импортозамещения на основе национальных программ индустриального развития.

Важно определить перспективные направления экономического сотрудничества стран региона, а также обеспечить их дальнейшую поддержку налоговыми, таможенными льготами и преференциями.

Вдобавок неплохо было бы запустить механизм постоянного диалога между предпринимателями и руководителями профильных министерств стран Центральной Азии. В формате Центральноазиатской бизнес-площадки предприниматели региона могли бы делиться своими бизнес-идеями и предложениями, искать эффективные решения насущных проблем.

Фото на обложке из открытых источников.

Наргиза Умарова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.