Читал ли Токаев Нацплан до 2029 года?
Страна «не заметила» долгожданный Национальный план развития Казахстана (НПР) до 2029 года. И хотя его сложно назвать долгосрочной стратегией, там есть немало полезной информации о том, что происходит в стране.
За дебатами о финансовом назначении Национального фонда и спорах, надо ли тратить средства ЕНПФ на ремонт критической инфраструктуры, как-то тихо прошло представление АСПИРом Национального плана развития Казахстана (НПР) до 2029 года. Между тем, он формирует приоритеты развития на среднесрочном горизонте в рамках обновленного электорального цикла. В основу приоритетов заложен ответ на ряд вызовов для Казахстана в среднесрочной перспективе.
Такими вызовами являются ситуации в демографии, экономике и экологии.
Документ отмечает, что демографический рост, наблюдаемый в 2018–2023 годы повышает потенциал глобальной конкурентоспособности и социальных показателей страны, но в то же время создает сильное давление на развитие регионов, образование и здравоохранение. Численность населения растет на фоне ускоряющейся урбанизации. За 2018–2023 годы доля горожан достигла 62%, при этом уровень урбанизации Казахстана отстает от стран с аналогичным уровнем подушевых доходов и переезд сельского населения в город продолжится. Однако города не готовы к приему большого числа новых горожан. Появляется диспропорциональная нагрузка на коммунальные сети и сервисные отрасли. Проблема становится более острой в свете высокой изношенности и недостаточности инфраструктуры: износ коммунальных сетей превышает 60%, существует проблема с обеспеченностью жильем, растет страновой дефицит электроэнергии. Помимо этого, демографический рост оказывает давление на образования и здравоохранение.
Тем временем, экономика явно не готова к этим вызовам. С 2018 по 2022 год ВВП Казахстана вырос в 1,2 раза в реальном выражении. Однако с 2014 года реальный среднегодовой темп роста ВВП замедлился и составляет менее 5%, что недостаточно для перехода на качественно новый уровень жизни. Причины замедления – высокая сырьевая зависимость и низкая сложность экономики, недоинвестирование и нарастание дисбалансов в структуре доходов и расходов.
В добывающих отраслях преобладает крупный бизнес, поэтому вклад МСБ в ВВП Казахстана отстает от уровня стран с крупной диверсифицированной экономикой. Несмотря на общий рост производительности на 80% за 5 лет, даже наиболее продуктивные секторы экономики Казахстана – горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, финансы и страхование – отстают по производительности от показателей стран-лидеров в 5–10 раз, а темпы роста производительности труда значительно отстают от динамики реальных денежных доходов.
Отдельной строкой отмечается дисбаланс благосостояния между регионами, усиливающийся на фоне неравномерного роста численности населения и межрегиональной миграции. Что касается экологии, то Казахстан входит в топ-20 стран по объему выбросов парниковых газов и занимает 40-е место в рейтинге самых «загрязненных» стран по уровню вредных частиц в воздухе. Серьезным вызовов в средне– и долгосрочной перспективе станет высокая нагрузка на водные ресурсы. В результате изменения климата к 2040 году дефицит пресной воды в Казахстане достигнет 50%.
Немаловажным также является вопрос деградации почв в Казахстане. Уже сегодня две трети земель подвержены риску засухи, с периодичностью 2–3 года в стране происходят серьезные проблемы с засухой и гибелью урожая, более 20% населения страны уже проживают в регионах с деградированными землями.
Что предлагает правительство для решения проблем?
Нацплан задает 17 направлений развития в рамках 4 блоков, определяя для каждого направления амбициозные цели и ключевые приоритеты:
1) обеспечение высокого качества жизни;
2) построение крепкого фундамента экономик;
3) развитие новых точек экономического роста;
4) сквозные преобразования экономики и общественной жизни.
Для каждого направления определены целевые индикаторы и ожидаемые результаты. Отмечается, что результатами реализации НПР станет удвоение ВВП до 450 млрд долларов к 2029 году при среднегодовых темпах роста экономики на уровне 6–7%. А также рост благосостояния граждан, выраженный в увеличении ВВП на душу населения в 1,4 раза и медианной заработной платы в 1,9 раза в реальном выражении, т.е. с учетом инфляции. В 2023 году медианное значение заработной платы составило 251 356 тенге, подушевое ВВП – 13,3 тысячи долларов. Таким образом, к 2029 году медиана должна подтянуться до 477 576 тенге, подушевое ВВП – до 18,6 тысяч долларов. Качественной составляющей экономического роста станет кратное увеличение инвестиций в основной капитал и производительности труда. Промышленная и торговая политика будет направлена на увеличение выпуска товаров верхнего и среднего переделов, в том числе на повышение их доли в экспорте.
Высокое качество жизни. Приоритеты развития до 2029 года
В здравоохранении ключевой целью развития к 2029 году является повышение общего уровня здоровья населения и доведение средней продолжительности жизни до 76,3 лет. Это требует комплексной модернизации системы здравоохранения с доведения финансирования отрасли до 5,0% ВВП. По итогам 2022 года показатель составлял 3,9%. Добиваться поставленной цели правительство планирует, в том числе за счет ОСМС, для чего будет и дальше увеличивать государственные расходы на здравоохранение.
Текущую неэффективность деятельности ОСМС – не полный охват населения системой и недобор платежей, долгое пребывание больных в листах ожидания поликлиник планируют преодолевать повышением тарифов на медицинские услуги с учетом ежегодной индексации на фактический уровень инфляции, усиления роли ФСМС как стратегического закупщика, развития цифровизации для минимизации коррупционных рисков и неэффективных расходований средств ФОМСом. Для повышения качества медицинской помощи будут созданы условия для внедрения обязательной аккредитации поставщиков ГОБМП и ОСМС, а также мотивационные механизмы управления качеством работы поставщиков.
Иными словами, развитие рыночных процессов и конкуренция в здравоохранении отложены на потом и все силы брошены на латание дыр в работе ФОМСа и актуализации цен поставщиков услуг, в надежде, что приписок в системе станет меньше. Тогда как единственный мотивационный механизм повышения качества – реальная конкуренция.
В начальном и среднем образовании декларируются технические меры по увеличению количества мест в дошкольных организациях и количества педагогического состава.
Для роста качества человеческого капитала планируется запустить программу сертификации директоров школ, а также систему непрерывного профессионального развития педагогов. Для высшего образования помимо общих фраз о привлечении лучших кадров в преподавательский состав, повышении финансовой устойчивости вузов, развитии партнерств с частными предприятиями, расширении партнерств с зарубежными университетами, свежо смотрится идея создать очередной – на этот раз образовательный центральноазиатский хаб. Для реализации этого потенциала будет усилено количества и качество образовательных программ на английском языке, что будет способствовать привлечению иностранных студентов и позволит расширить мобильность студентов, преподавателей и ученых для обмена знаниями, опытом и научными идеями. А на деле усилит отток талантливых казахстанских выпускников за границу, где развитие образования идет не в парадигме расширения изучения иностранных языков для активного общения, а проходит в соответствии с потребностью экономики и общества на большое количество образованных людей. Отсюда – огромные финансовые вливания в высшее образование со стороны бизнеса, заинтересованного в росте человеческого капитала.
Развитие науки в национальном плане увязано с перезагрузкой ее национальной модели. Работа будет направлена на повышение доли коммерциализируемых проектов, частного со-финансирования проектов и прикладных научных исследований, а также рост количества исследователей. В результате доля затрат на НИОКР должна достигнуть не менее 1% ВВП вместо, по состоянию на 2022 год, 0,12% ВВП, что значительно ниже среднего значения в странах ОЭСР (2,7% ВВП).
Доля предпринимательского сектора в общих затратах на НИОКР имеет тенденцию к снижению: с 41% в 2019 году до 26% в 2022 году. Основными причинами недостаточного участия частного сектора являются низкий уровень спроса со стороны предприятий на научную и инновационную деятельность. По этой причине авторы документа считают, что для вовлечения бизнеса в науку и в рост финансирования НИОКР будут созданы условия. Обязательным условием реализации научных и научно-технических программ в рамках целевого финансирования станет участие партнера из сферы производства или бизнеса. Кто будет договариваться об участии бизнеса в проектах и на каких условиях, документ не уточнили.
Что же касается качества администрирования науки, к которому имеются большие нарекания, то основными рычагами оптимизации администрирования станут внедрение лучших управленческих практик и усиление научно-технической экспертизы государственных ведомств. Другими словами, платить за исследование будет частный бизнес, а администрировать научный процесс – государственные органы в лучших своих традициях.
Продолжение следует: Как правительство собирается управлять регионами
2 Комментария
[…] проблема в том, что общество не заметило ни одной госпрограммы или стратегии ни когда их приняли, ни когда их […]
[…] Читайте также: Читал ли Токаев Нацплан до 2029 года? […]