English version

Что нужно, чтобы казахстанцы перестали считать полицейского врагом?

Общество — 1 октября 2023 13:00
0 -1

Прошедший на днях в Алматы трехдневный семинар-тренинг «Полиция переговоров: Международный опыт разрешения конфликтов» оказался знаменательным по многим причинам. Прежде всего – из-за исключительной важности проблемы.

Тренинг организовал и провел Общественный Фонд «Хартия за права человека» в партнерстве с МВД РК и Алматинской академией МВД РК, при финансовой поддержке Акимата города Алматы. В мероприятии приняли участие около 40 представителей государственных органов, слушателей ВАК (высших академических курсов) Алматинской академии МВД РК, департамента полиции г. Алматы, представители НПО.

Открывая тренинг, заведующий Отделом безопасности и правопорядка Администрации Президента Республики Казахстан Алексей Калайчиди подчеркнул, что его повестка отражает вызовы времени, с которыми сегодня сталкиваются все страны мира. Наступившая эпоха цифровизации создает новые потенциальные угрозы и генерирует возросшие требования к силовым структурам государства. Полиция не может остаться в стороне от этих процессов. Она должна меняться – это часть стратегии «слышащего» государства.

– В 2019 году мы провели первый семинар-тренинг «Внедрение полиции диалога» как инструмента конструктивного диалога с населением во время мирных собраний, на котором были рассмотрены различные методы бесконфликтного обеспечения правопорядка и минимизации напряжения. Опыт последних лет показал необходимость дополнительного обучения представителей органов внутренних дел построению диалога с обществом, взаимодействию с населением во время массовых беспорядков, сказала один из организаторов форума, исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова.

Выступление Уполномоченного по правам человека РК Артура Ластаева (участвовал в тренинге онлайн) не оставила сомнений, что в АП Президента РК имеют твердое намерение следовать всем мировым стандартам в области прав человека и защиты безопасности страны и общества. Это должно войти с повседневную практику полиции республики.

– Я хотел бы подчеркнуть три главных тезиса,– заявил Артур Ластаев. – Первое – права отдельного человека заканчиваются там, где они сталкиваются с правами другого человека, так принято во всем цивилизованном мире. Второе – права человека бывают абсолютные и неабсолютные. Сегодняшний вопрос, который мы обсуждаем, относится к неабсоютным правам человека: право на мирные собрания граждан подлежит некоторым ограничениям. Третье – само государство несет как позитивные, так и негативные обязательства в отношении прав человека. Позитивные обязательства государства заключаются в том, что оно должно содействовать реализации прав человека на мирные собрания, а негативные обязательства состоят в том, что государство добровольно отказывается от вмешательства в мирные собрания граждан. Из этого следует логический вывод, что права человека и общественная безопасность – это одно и то же. То есть, права граждан и обязательства государства по их безопасности лежат в одной плоскости.

Выступавший подчеркнул, что законы и принятые Казахстаном международные обязательства однозначно предписывают государству защищать мирные собрания и не препятствовать их проведению со стороны государства. Законы государства должны трактоваться в пользу проведения собраний. Запрещаются бюрократические проволочки. Любые ограничения граждан в праве на собрания должны быть оправданы и соразмерны. Однако немирные собрания не защищены ни международным правом, ни национальным законом. Поэтому каждый человека должен понимать, законны или нет его те или иные действия.

В казахстанском законодательстве все эти базовые принципы получили реализацию с принятием Закона «О мирных собраниях» в 2020 году. Согласно ему, теперь предполагается уведомительный характер получения разрешения на проведение собрания, пикета или митинга. Согласие властей требуется только для демонстрации и шествия. В Законе даны дефиниции всем формам мирных собраний, определены права и обязанности участников собраний, представителей СМИ и государственных органов.

По словам Артура Ластаева, государство и впредь намерено твердо следовать курсом соблюдения всех принципов защиты прав человека, отраженных как в национальном законодательстве, так и в подписанных Казахстаном международных документах ООН и ОБСЕ.

Тренерами на семинаре выступили международный эксперт по полицейским вопросам Роман Макуха и преподавательский состав кафедры управления правоохранительной деятельностью Алматинской академии МВД РК имени Макана Есбулатова.


В рамках тренинга обсуждались самые разнообразные темы: работа полиции с обществом и их взаимодействие; опыт разных стран в этой области; вопросы внедрения сервисной модели полиции; участие и неучастие казахстанцев в массовых беспорядках; диалоговая полиция и методика САРА проблемно-ориентированный подход; и другие вопросы работы полиции и доверия общества к органам внутренних дел.

Роман Макуха, магистр права, эксперт по полицейским вопросам, рассказал слушателям о международном опыте создания диалоговой полиции в разных странах.

Например, Шотландия разработала успешную модель работы полиции с населением, известную как «Команды общественной полиции» или «Команды по решению местных проблем». Эти команды встроены в сообщества и тесно сотрудничают с местными жителями. Ключевые особенности: офицеры этих групп отдают приоритет решению проблем и взаимодействию с обществом, стремясь предотвращать преступления, а не просто реагировать на них. Они сотрудничают с местными организациями и общественными группами для решения таких проблем, как антиобщественное поведение, злоупотребление наркотиками и вовлечение молодежи.

Такой подход привел к повышению удовлетворенности населения и снижению некоторых видов преступлений. Сегодня шотландских правоохранителей часто называют примером активной, ориентированной на сообщество полиции.

Другой пример – Япония. Токийское столичное управление полиции (TMPD) использует «систему Кобан», которая включает в себя небольшие полицейские будки, известные как «кобан». Эти кобаны служат доступными узлами для взаимодействия членов сообщества с офицерами. Офицеры TMPD регулярно патрулируют районы, общаются с жителями и оказывают помощь в решении различных несрочных проблем. Система кобан способствует укреплению чувства безопасности и общности в Токио.

Результат – Токио неизменно называют одним из самых безопасных крупных городов в мире, а система кобан способствует укреплению чувства доверия и сотрудничества между полицией и гражданами.

В Индии волонтёры панчаята помогают полиции с патрульной деятельностью и стремятся обеспечить неофициальное разрешение споров жителей района, стремясь высвободить ресурсы полиции для контроля за преступной деятельностью. Хотя волонтеры не имеют полицейских полномочий, они могут использовать свое официальное положение для обеспечения соблюдения местных норм, ограничения домашнего насилия и контроля над пьянством в общественных местах. Все это достигается за счет минимальных финансовых ресурсов со стороны правительства.

Полиции, настроенной на переговоры и диалог, оружие не требуется. Так что казахстанские полицейские, уже лишившиеся жезлов, если так пойдет и дальше, могут остаться и без пистолетов. Впрочем, многие полицейские и сегодня считают, что с помощью доброго слова и пистолета можно добиться гораздо большего, чем только одним добрым словом…

Приведя эти и другие многочисленные примеры, Роман Макуха подчеркнул, что Казахстан, используя все лучшее из международного опыта, должен создать свои собственные формы взаимодействия полиции и общества, которые для него наиболее органичны и эффективны.

В кулуарах форума удалось поговорить с Жемис Турмагамбетовой, Исполнительным директором ОФ «Хартия за права человека».

– Речь идет сегодня прежде всего о взаимоотношениях граждан и государственных органов, прежде всего – полиции, при проведении мирных собраний, – пояснила свою позицию Жемис Утегеновна. – Сейчас задача состоит в том, чтобы научить нашу полицию навыкам общения и поведения с большой массой людей, научить их взаимодействовать с гражданами и вести с ними переговоры. Полиция в последнее время, особенно в крупных городах, как, например, Алматы, уже заметно преуспела в этом. Как многие заметили, в последнее время общественные собрания и митинги в таких городах проходят, как правило, без эксцессов. Но настороженность граждан в отношении полиции сохраняется. Нужно переломить психологическую установку в обществе, что полицейский – это враг.

С другой стороны, обеспечение безопасности собраний является приоритетом полиции. Часто возникают неожиданные ситуации, и полицейские должны знать, как на них правильно реагировать. Например, многие женщины приходят на митинги или собрания с детьми. Как действовать полиции в случае обострения обстановки? В случае неподчинения требованиям полиции гражданина обязаны доставить в отделение и составить протокол об административном правонарушении. Но как? Забирать женщину вместе с ребенком? Или как-то изолировать малыша от возбужденной толпы? Зачастую такие действия полиции могут восприниматься людьми очень негативно, как неоправданное насилие. Все эти вопросы методологии действий полиции очень важны, их нужно прорабатывать. Процесс выработки правильных взаимоотношений граждан и полиции – это дорога в обе стороны, – уверена Жемис Турмагамбетова. – Население тоже должно хорошо знать как свои права, так и обязанности, уметь неконфронтационно общаться с полицейскими, вести переговоры. И здесь, я считаю, должны усилить работу с населением представители исполнительных органов власти, акиматов всех уровней. Они должны теснее общаться с людьми, знать их нужды и запросы, предупреждать конфликты в самом зародыше… А то у нас зачастую бывает так: приходят люди в акимат со своими бедами, в акимате от них отмахиваются, проблему не решают месяцами и даже годами, а потом, когда люди, доведенные до белого каления бездействием властей, собираются на митинг под стенами акимата – чиновники кричат: «Где полиция!?». И полицейским приходится разъяснять людям, что митинг нужно проводить правильно и спокойно, хотя они вынуждены восполнять пробелы и упущения в работе акимата и его служащих. Вопрос активной работы местных властей с населением, их открытости для граждан – сегодня очень большая проблема.

Поэтому концепция создания переговорной полиции должны реализоваться как часть комплексной программы изменения подхода власти к взаимоотношению с населением вообще. Всем нужно меняться, модернизироваться, пересматривать свои методы взаимодействия с людьми – и полиции, и властным структурам, и организациям образования, СМИ и блогерам. Это важнейший элемент формирования новой общественной среды, основы справедливого государства.

– Я еще обращаю особое внимание на такой аспект: у нас в стране и городах много разных этнических групп, – подчеркнула Жемис Турмагамбетова. – А так как полиция у нас в стране сегодня стала, по существу, моноэтничной, в ней служат преимущественно казахи, то я настаиваю, чтобы у каждого участкового были гражданские помощники из числа представителей той или иной этнической группы. Это поможет предупредить возможное нежелательное напряжение в обществе, даст возможность лучше знать проблемы той или иной группы и быстрее и безопаснее для людей их решать.

Я предложила создать на базе Академии МВД специальную кафедру по обучению сотрудников полиции новым подходам, по созданию переговорной или сервисной полиции, с использованием опробованных на международном уровне методик и учебных материалов. Опыт других стран нам также необходим. Новым подходам в работе с населением нужно также усиленно обучать участковых и работников местной полиции, для чего, по моему мнению, можно было бы перепрофилировать некоторые учебные заведения в МВД. Но это дело будущего, а сейчас мы удовлетворены тем, что наши предложения активно поддержали как в Администрации Президента, так и в МВД.


Дмитрий Слинько

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.