Что скрывает «открытое правительство» Казахстана?
Прошло десять лет с тех пор, как в Казахстане создали портал открытых данных. Но об этом все реже вспоминают с тех пор, как «Слышащее государство» стало «Справедливым Казахстаном». Похоже, открытость власти для общества с каждым месяцем превращается в иллюзию.
11 марта сразу два государственных и местных исполнительных органа – Комитет государственных доходов Минфина и акимат Северо-Казахстанской области – запустили на портале «Открытый диалог» опросы «по выявлению потребности населения в открытых данных». Опросы эти оказались крайне странными.
Во-первых, в первом вопросе о том, в каких данных заинтересованы граждане, предоставлена возможность выбрать только один вариант ответа. Что же делать, если заинтересованность существует в нескольких или во всех представленных наборах данных, поскольку все они в равной степени являются важными (в особенности, у акимата СКО, где вопрос стоит между данными из абсолютно разных сфер: ЖКХ, образование и здравоохранение)?
Во-вторых, в опросе КГД присутствуют два вопроса, в которых одним из предложенных вариантов ответов является «_______», который никоим образом не заполняется, так как ответы на вопросы даются исключительно в виде выбора вариантов ответа, без написания текста (не считая функции оставить публично доступный комментарий).
В-третьих, ответить на вопросы могут только те, кто авторизовался на сайте через аккаунт egov. Это приводит к дискриминации международных исследователей, которые не являются гражданами Казахстана, но заинтересованы в изучении государственной статистики, и противоречит концепции открытых данных, которые изначально предназначены не только для граждан конкретной страны, а для всех пользователей интернета. К тому же, проводящие опрос госорганы таким образом могут получить информацию о личности тех, кто отвечал на поставленные вопросы, а это может повлиять на объективность ответов.
Но самое главное, такие опросы нарушают принцип государственных открытых данных «Open by default» («Открыто по умолчанию»). Он провозглашает, что, в тех случаях, когда правительства действительно открыты, публикация данных должна быть максимальной, – публиковаться должны все возможные данные, помимо государственной тайны. Это основной принцип Международной хартии Открытых правительств, подписанной 150 правительствами и организациями.
Следовательно, госорганы должны не опрашивать граждан о том, что их интересует в большей степени, а просто публиковать все данные, спрашивая только о том, насколько полно они предоставлены.
Поэтому, складывается ощущение, что опросы об открытых данных были опубликованы исключительно ради формальной отчетности, а не ради расширения доступа к ним. А значит, гарантий, что их результаты что-либо изменят, нет.
В пользу этого говорит и тот факт, что, при всех широких возможностях госорганов, опросы практически никак не рекламировались. Если КГД хотя бы опубликовал информацию о факте проведения опроса и ссылку на него одним предложением в своих социальных сетях, то акимат Северо-Казахстанской области вовсе никак об этом не сообщил. В результате, за неделю на опрос КГД, который длится до 25 марта, ответили только девять человек, а в опросе СКО принял участие пока только один человек.
Непонятно и то, почему опрос осуществили только эти два государственных органа? Например, министерство водных ресурсов и ирригации с момента своего образования до сих пор не разместило ни одного набора данных, несмотря на особую важность темы. Хранят молчание и другие акиматы, и некоторые из них не обновляли свои данные уже более полугода…
Помимо опросов об открытых данных на портале «Открытый диалог» на прошлой неделе три министерства – энергетики, иностранных дел и обороны – разместили «интернет-конференции». Это формат, когда госорганами предлагается определенная тема обсуждения, на которую в течение заданного времени есть возможность получения публичных ответов.
Министерство энергетики разместило свою интернет-конференцию «о расширению перечня открытых данных, публикуемых на портале data.egov.kz в категориях энергетика, нефть и газ, деятельность государственных органов» 13 марта в 9:00 и длилось оно до 15 марта 18:30. А вот министерство иностранных дел, размещая конференцию, которая «направлена на сбор предложений НПО, СМИ, государственных органов и граждан для последущего внесения изменений в Единый перечень открытых данных государственных органов», вовсе ограничилось крохотным периодом 8 часов – с 10:00 до 18:00 15 марта. Схожей тактикой воспользовалось министерство обороны, не только дав для обсуждения всего 9 часов (11 марта с 09:00 до 18:00), но и, к тому же, партизански указав очень скромное, абсолютно ни о чем не говорящее описание с одним предложением: «О расширении перечня открытых данных Министерства обороны РК».
Информация о создании таких конференций нигде, кроме самого низа портала «Открытый диалог», не размещалась. Как итог, все три конференции не получили ни одного комментария и видели конференцию Минэнерго всего лишь 30 раз, Минобороны – 25, МИДа – 7. Очень продуктивный вышел диалог, ничего не скажешь.
Exclusive.kz уже разбирал детально проблемы портала открытых данных в ноябре 2022 в материале «Как Казахстан остается закрытым, несмотря на попытки быть открытым». С тех пор практически все проблемы остались неизменными. До сих пор на портале можно увидеть огромное количество «открытых данных без наличия данных», «открытых данных ради открытых данных», отсутствие обновления данных, которые должны обновляться регулярно. И до сих пор в Казахстане нет закона или НПА, который бы четко регулировал эту сферу.
Пример свежих данных, опубликованных на портале «Открытых данных» без каких-либо данных: таблица «Сведения по приватизации в разрезе регионов».
Единственное, что изменилось после нашей публикации – теперь данные можно скачивать без авторизации. Но реализовано это было неимоверно странным образом: скачивать разрешили не весь файл целиком, а только определенное количество его строк – максимум 100. Причем, точно такое же ограничение появилось и при авторизации на сайт.
То есть, к примеру, у таблицы «Перечень экспортной продукции Казахстана» министерства торговли и интеграции РК 3496 строк. Чтобы скачать и полностью изучить эту информацию в формате Excel-таблицы, файл придется скачивать 35 раз!!! Какое-то это, мягко говоря, крайне не технологичное решение для страны, которая, по утверждению президента, собирается «вплотную заняться цифровизацией», запустить «супер-компьютер» и развивать искусственный интеллект.
– Честно говоря, я ни в одной стране мира, ни на одном каталоге данных такого не видел, чтобы данные отдавали построчно и не больше 100 строк за раз. Чувствуется что не любят в Министерстве цифрового развития Казахстана людей, ох не любят. Люто не любят. Потому что предоставлять данные построчным экспортом – это неописуемо. Я бы даже сказал уникально. Это как повесить баннер «Не заходить! А если зашли, то валите отсюда!», – пишет по этому поводу ведущий международный эксперт в области открытых данных, соучредитель АНО «Информационная культура», автор общественных проектов «ГосЗат₽аты», «Открытые НКО РФ», «Цифровое сохранение», «Поисковая система всемирных данных Dateno» Иван Бегтин, который отслеживает и освещает ситуацию с открытыми данными во всем мире.
Таким образом, вместо исправления проблемы была лишь создана еще одна новая.
Помимо этого, при изучении актуальной ситуации на портале открытых данных, мы обратили внимание на то, что даже после авторизации при открытии абсолютно каждой новой таблицы на странице появляется «капча» (просьба нажать галку «Я не робот»), и спустя каждые две-три минуты при попытке что-либо нажать на странице она появляется вновь с утверждением, что «Время проверки истекло».
Это также затрудняет возможность беспрепятственного использования портала открытых данных и, к тому же, создает абсурдную ситуацию, при которой данный портал становится бесполезным для использования его автоматизированным образом, в то время как он по своему определению обязан быть полностью адаптированным для сбора и использования данных не только человеком, но и роботом. Для этого на портале даже существует API. Созданные препятствия рушат всю концепцию открытых данных.
В Казахстане также продолжает уменьшаться количество данных, доступных для общества.
В декабре 2022 мы разбирали в материале «Казахстанские власти хотят закрыть неугодные данные» НПА, согласно которому предлагалось уменьшить количество данных в едином перечне открытых данных государственных органов, размещаемых на интернет-портале открытых данных, с 976 таблиц до 951, убрав из списка те таблицы, которые содержали информацию об особо значимых для общества проблемных вопросах: коррупция, сотовая связь, теплоэнергетика, электронная промышленность, удовлетворенность здравоохранением.
Именно та версия документа, которая содержалась на портале открытых НПА, в результате не была принята, и до июня 2023 перечень оставался прежним. Но в июне 2023 был принят новый указ министерства информации, в котором количество таблиц все-таки значительно уменьшилось – до 954. А в январе 2024 в него внесли изменения, в результате которого перечень уменьшился еще сильнее, до 949 таблиц.
В результате январских изменений появилась одна новая таблица «Кредиты банковского сектора населению» и были удалены из перечня обязательных для публикации и обновления информации следующие данные:
– Реестр аккредитованных испытательных лабораторий;
– Перечень выданных лицензий на ввоз на территорию РК из государств, не являющихся членами ЕАЭС, и вывоз с территории РК в эти государства органов и тканей человека, крови и ее компонентов;
– Перечень отдельных видов пищевой продукции, в производстве которой используется нейодированная соль;
– Список налогоплательщиков, реорганизованных с нарушением норм Налогового кодекса Республики Казахстан;
– Кредиты, выданные банковским сектором сельскому хозяйству, в разрезе регионов;
– Кредиты, выданные банковским сектором промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, в региональном разрезе.
Старая информация на портале открытых данных осталась, но обновлений в ней, по всей видимости, может больше не быть.
Отметим, что всё это происходит вкупе с такими событиями как недопуск журналистов в зал суда, где проходит открытое заседание по делу экс-министра, воспрепятствование независимому освещению крупного мероприятия под председательством президента, ограничение права на передвижение журналистов, чтобы не дать им возможности задать вопросы министрам и акимам после избрания обновленного состава правительства и выступления перед ними президента, получение рекомендации со стороны нового главы МЧС «не освещать небольшие пожары или мелкие происшествия». А накануне журналисты узнали, что правительство расширило список документов, которые можно прятать от общественности с помощью пометки «Для служебного пользования», внеся туда информацию о приватизации объектов энергетических сетей, о финансировании сфер теплоэнергетики из республиканского бюджета, о тарифообразовании в электроэнергетике, о возмещению затрат индекса объективности и доли Республики Казахстан в контрактной деятельности трех крупных проектах нефтяной промышленности (Кашаган, Карачаганак и Тенгиз), об установления сооружений историко-культурного наследия. Тенденции стремительного сокрытия неугодных данных кажутся очень пугающими.
Так станет ли Казахстан, в конце концов, действительно открытым государством, или же «справедливость» страны будет заключаться в осуществлении некачественной иллюзии открытости с проведением сомнительных опросов и параллельным закупориванием того, что пока еще «по недогляду» остается открытым?
1 Комментарий
[…] Exclusive.kz публиковал 20 марта материал «Что скрывает «открытое правительство» Казахстана?» с детальным разбором проблем предыдущего опроса […]