Что случилось с Алматы после переноса столицы? - Exclusive
Поддержать

Что случилось с Алматы после переноса столицы?

«Из-за переноса столицы и строительства Астаны Алматы стал захолустьем с безнадежно запущенными системными проблемами, потому что много лет деньги (70% своих доходов), которые должны были тратиться на его реконструкцию, модернизацию и развитие, шли на строительство города-паразита», – утверждает архитектор и промышленный дизайнер Айдар Ергали.

Стратегические аргумент – защита от сепаратизма

– Официальной причиной переноса столицы считается смещение центра демографический тяжести с юга-востока на северо-запад. Но суть главного стратегического хода заключалась не просто в демографии, а в этнодемографии. Решил ли перенос столицы эту задачу?

– Я, конечно, не претендую в этом вопросе на истину в последней инстанции, но, опираясь на свои наблюдения, я уверен, что утверждение о том, что массовое переселение казахов в Акмолу (Астану) сняло угрозу сепаратизма в северных областях, довольно сильно притянуто за уши. Думаю, эта мысль целенаправленно запускалась в массовое сознание назарбаевскими идеологами. По сути – это такая же байка как «добровольный отказ от ядерного оружия».

Да, Акмола была преимущественно русским городом. Точно так же как, например, Уральск и много других казахстанских городов. Потом произошел массовый отток русского населения, который был обусловлен, во-первых, естественными причинами, во-вторых – масштабными программами репатриации в РФ. С переносом столицы опустевшие деревни Петропавловска не связаны вообще никак. Параллельно происходила массовая урбанизация и взрывной рост демографии казахов. Вот, собственно, и весь секрет. Кроме того, надо отметить, что столица «высасывала» самых энергичных и образованных казахов не только из южных регионов, но также и из Павлодара, Экибастуза и Усть-Каменогорска. То есть оттуда, где они очень бы пригодились. Они, возможно, не стали бы никуда переезжать, если бы в эти города было направлено больше средств на развитие.

Но главное (и я думаю, это очевидно для любого здравомыслящего человека) – количество казахов в северных областях никакой гарантией безопасности не является. Ею может стать только наличие мощной, современной, многочисленной и боеспособной армии, но у нас ее на севере нет вообще, а главное – нет решимости, смелости и воли эту проблему решить.

– Демографы утверждают, что численность казахов поднялась благодаря кандасам…

– Не знаю, какова на самом деле доля репатриантов в приросте казахского населения, но, думаю, что львиную его долю обеспечивает все-таки высокая рождаемость, хотя программу репатриации считаю одной из важнейших. Нам нужно больше населения, иначе мы просто не сможем полноценно осваивать, контролировать и защищать свою территорию. Но это, разумеется, не такой простой вопрос. Ведь демографический рост, как известно, это благо только в комплексе с развитой и конкурентной системой образования, социальной инфраструктурой и сильной экономикой. В противном случае это прямая дорога в Афганистан.

– Вы утверждаете, что из-за строительства Астаны Алматы стал захолустным городом. А как вы оцениваете сейсмоусточивость города?

– Если оценивать сейсмоустойчивость зданий с точки зрения современных строительных норм (а обобщенно можно оценивать ее только так), то бОльшая часть застроек окажется не сейсмоустойчивой. Потому что появилась она тогда, когда нормы либо существенно отличались от нынешних, либо их не было вообще. И это, безусловно, огромная проблема, которую город обязан решать. Я имею в виду масштабную реновацию застройки советского периода. Проще говоря, надо сносить старые здания и строить вместо них новые. Я знаю, что это многими воспринимается негативно. Но это вопрос безопасности. И поскольку он самый важнейший из всех накопившихся проблем, то должен и решаться специалистами, а не чиновниками, причем без всякой оглядки на общественное мнение. Иначе это преступный популизм.

Да и вообще, город – это утилитарная структура, она должна строиться и перестраиваться постоянно. Реновации и реконструкции – признак здорового города.

Что касается сейсмической безопасности, то ключевым моментом являются основания, на которых ведется застройка: грунты, их категории, физико-механические свойства, просадочность, несущая способность и прочее. Мы обобщенно называем это инженерной геологией. У нас она не то, чтобы очень пестрая, но далеко не однородная. Самым лучшим основанием в Алматы является валунно-галечник. Грубо говоря, такой грунт идет широкой полосой вдоль гор и занимает среднюю часть города. Вернее, город при застройке, естественно, занимал именно его в первую очередь. И этот валунно-галечник практически весь на сегодняшний день застроен, как правило, старыми несейсмоустойчивыми (с точки зрения современных норм) зданиями, а то и вовсе частным сектором. Взять хотя бы микрорайон Тастак. Он, кстати, так называется благодаря валунно-галечнику. Эти зоны, как наиболее безопасные, и надо застраивать в первую очередь. Но это очень большие затраты времени и денег, городская власть этим заниматься не хочет, ей легче чертить на «чистом листе» – в голой степи. Так появляются наурызбайские районы, где простое отсутствие дренажа поверхностных вод (еще одна серьезная проблема Алматы) может запросто накренить девятиэтажку.

Такое неэффективное использование территорий будет и дальше приводить к бесконечному расползанию города без всякой оглядки на безопасность, экономическую эффективность и здравый смысл. При этом те районы города, где превалирует застройка советского периода, будут неизбежно деградировать, потому что модернизировать и перестраивать инфраструктуру не будет ни смысла, ни средств.

– Но есть ли альтернатива?

– Будь моя воля, я бы жестко ограничил застройку Алматы бессрочным мораторием на использование новых территорий. У города огромный внутренний потенциал. И уплотнять его можно и нужно. Если кто-то сомневается, рекомендую погуглить рейтинги городов по плотности и сравнить их с нашим городом. А что касается пробок и прочих примеров перегрузки, то это говорит только о неразвитой инфраструктуре. Проще говоря, о бедности. Город не тратится на обновления, не вкладывается в свое будущее. Главная причина в том, что львиную долю доходов Алматы отдает в центр, а оттуда получает гораздо меньше. В итоге мы так и будем до бесконечности строить метро, которое так никогда и не станет сколько-нибудь значимым общественным транспортом, в то время как Астана строит рельсовый транспорт второго уровня в степи. На наши деньги.

До сих пор говорили, что современные здания значительно мощнее и надежнее любых зданий предыдущих периодов. Но население упорно больше считает, что у старых советских зданий запас прочности больше.

 – Я не хочу ни с кем спорить, но все новое лучше старого. Не потому, что мы умнее и лучше наших предшественников, а потому, что живем в другую эпоху. Чтобы объяснить это, нужно сначала рассказать, что такое строительная норма, расчет зданий и коэффициент на сейсмику. И вообще – что подразумевается под сейсмоустойчивым проектированием, монолитным строительством, каркасной, рамно-связевой, стеновой и конструктивными схемы, автоматизированными комплексами проектирования, строительными материалами, технологиями и т.д. В общем, верящего в прочность советских зданий легче отправить куда-то учиться, чем объяснять. Поэтому я не убеждаю людей. Просто советские дома из другой эпохи. Ведь ни одному алмаатинцу не придет в голову покупать себе автомобиль, выпущенный в 50-х годах прошлого века. А здания и сооружения – это точно такой же продукт технологий, как и любой другой.

– Вы написали, что помимо проблем с инфраструктурой, Алматы – это еще и город с отсутствующей сортировкой и переработкой мусора. А почему ее нет, если во всем мире, как утверждают источники, это один из самых прибыльных бизнесов?

– Мне и самому интересно, почему у нас нет переработки мусора. Примерно также, как это делали в палеолите, мы его тупо закапываем в землю, только в более в грандиозных масштабах. А между тем именно наличие современной переработки мусора, очистки бытовых и промышленных стоков, энергоэффективность, водосбережение и есть признак культуры и развития современного, цивилизованного города. То есть отнюдь не обилие ресторанов, дорогой недвижимости и машин, а продвинутый «зеленый» инжиниринг.

Самой проблемной в мусоре мне представляется ее органическая часть. Здесь очень важно привить населению культуру ее раздельного сбора. И прививать это придется в том числе жесткими репрессивными методами. Сумели же мы под угрозой штрафов приучить людей пристегиваться в машинах? Только избавившись от органики и отправив ее на биопереработку (существует очень много ее видов и это отличный бизнес), запускается остальная технологическая цепочка – от сортировки до вторичного использования материалов. И только в самом конце все то, что осталось, идет в гидролизные или какие-то другие печи.

Короче говоря, это не просто какое-то одно предприятие, как сейчас, а огромный комплекс вопросов и очень разветвленная инфраструктура. Почему этого всего у нас нет даже в зачатках, это действительно интересный вопрос.

Мерей Сугирбаева




48 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Молодец! Все по делу. Хватит кормить исскусственный город Нурсултан сити. Детище тщеславного диктатора.

  2. Однобокий взгляд. Проблемы подняты в принципе верно, но узко.
    Сносить старый центр не входящий в культурный фонд однозначно надо. В Москве не осталось хрущевок в центре, метро там развилось круто, нам на зависть. Считаю что и с имеющимся бюджетом можно круто освежить город — поднять на порядок выше планку культурного развития Алматы. Тогда и вопросы с мусором снимутся, и ВВП взлетит. Это научно доказанный факт. Гуглите, или поспрашивайте ИИ

  3. Один такой уже предлагал очистить воздух в городе путём установки больших вентиляторов на крышах многоэтажек по Аль-Фараби.

  4. Можно верить в сейсмоустойчивость только домов построенных в СССР, в частности Адк. Тогда были настоящие проверки и не было такого воровства и коррупции.

  5. Можно верить в сейсмоустойчивость только домов построенных в СССР, в частности Адк. Тогда были настоящие проверки и не было такого воровства и коррупции.

  6. Согласен с ним. Инфраструктура у нас это днище. Да и трамваи уже давно должны по всему городу возить людей, а мы до сих пор на месте топчемся и в пробках стоим.

  7. Согласен с ним. Инфраструктура у нас это днище. Уже давно трамваи должны были возить людей по всему городу, а мы до сих пор топчемся на месте и стоим в пробках.

  8. Алматы, осталось одно название, город закатанный в асфальт, город машин, смога. Старый город. Того колорита уже нет и не будет.

  9. То, что Астана — паразит это точно. А что Алматы захолустье — ёпта, а где в КЗ не захолустье? То то в Алматы лезут правдами и неправдами все, кому не лень — потому, что это единственный мало мало культурный город в котором жить можно. И тот изгадили и угробили вот такие «специалисты».

  10. Очередная посредственность, возамнившая себя монтаной.

  11. Чувак настроен решить вопросы исключительно репрессивными методами!
    Такой тонкий и чувствительный вопрос ,как реновация и снос жилья у которого есть собственники ,намерен решить силовым методом .. — это просто неадекватное видение процессов!!!
    Вот придут такие умники ,наломают дров при этом ни за что не отвечая уйдут в никуда ,а люди после таких некомпетентных с ограниченным мышлением реиноватров страдают десятилетиями!
    Во всех пунктах интервью это госслужащий показал себя некомпетентным рубакой!
    К примеру ,Астану он не рассматривает как часть Казахстана,а как иждивенца не имеющего отношения к другой части единого организма! Действительно ,,зачем в человеческом организме ЖКТ кормит голову и ноги)))??? Это же органы паразиты!)))
    Может быть лучше пораньше и подальше от беды убрать этого деятеля совершившего в себя также, — подальше от решения социальных вопросов,касающихся миллионов граждан нашей Алматы!!!!
    Диагноз : просто дурак…

  12. Только не надо говорить, что в СССР не умели строить сейчмостойкие здания. Один бетон был качественнее, чем сейчас. А как же Европа вся живёт в старых зданиях? Старое — не значит худшее. А современное многое — это как фаст-фуд.

  13. Только не надо говорить, что в СССР не умели строить сейсмостойкие здания. Один бетон был качественнее, чем сейчас. А как же Европа вся живёт в старых зданиях? Старое — не значит худшее. А современное многое — это как фаст-фуд.

  14. Популист. Раньше Алматы сосал деньги со всей республики.Это было нормально. Столица же была.
    Перенос столицы был связан в связи с близостью с границей одной страны. Об этом знают все за границей, только не у нас. ТК. КЗ не сможет должным образом прореагировать при возможном …, СССР уже нет.
    В общем, нечего строителю, или там архитектору трындеть о том, о чем не знает.
    Кликбейтные статьи обычно как раз невежи строчат.больше заманить нечем.
    В общем-

  15. По мнению автора нужно снести все старые, уютные четырех-пятиэтажки стоящие в милых зеленых двориках и застроить Алма-ату идиотскими «двадцатиэтажными «человейниками» впритык друг к другу, тем самым усугубив нагрузку на инфраструктуру города которая и так на последнем издыхании!!! В чем логика? Не иначе автор лоббирует интересы строительных компаний!!!

  16. Вот и докатились до маразма… Он, видимо, карту разломов Алматы не видел, не изучал, а, может, даже и не слышал о таком… Гостиница Казахстан, посторенная в советское время, как стояла, так и стоит, пережив все землятресения. А сколько новостроек по швам разошлись от недавних землятресений? Наших, новых, постоенных по «современным нормам»?! Не читали, не смотрели? А Вы у жителей поспрашивайте! Уплотнять он застройку собрался? А бежать потом куда будете при землятресении, неучи!
    Советы советуют в гугле почитать, ИИ поспрашивать. Серьёзно? Наш Казахстан семимильными шагами катится в пропасть с такими специалистами. БОльшая часть мозгов и грамотных специалистов утекает за бугор, т.к. понимают, что не вывезут подобных самодуров.

  17. За что боролись, на то и напоролись! Вот он, Жана Казахстан. Давайте больше подобных спецов! Давайте больше купленных дипломов! Давайте больше идиотов! Мы ещё не до конца утонули, есть ещё пару см. до днища.
    Вот так и промывают людям мозги «экспертными» мнениями.И ведутся, т.к. мало знающих людей, действительно образованных, а не имеющих корочку!
    Всем мира и критического мышления.
    Пора уже тем, кто хоть что-то знает в кучки сбиваться. Иначе недолог час, можно заразиться.

  18. Вскрыл проблему она известна, нужна концепция развития города к чему стремиться, да метро больше аттракцион напоминает, да земли в предгорьях делали состояние, следствие пробки по Аль Фараби, нужно всецело изучить опыт городов как Ванкувере или Мельбурне Сидней и др развитых стран,где утилизация мусора наверное стоит во главу угла

  19. Один поппулизм автор вы Алмату вообще не знаете. А про мусо меня вообще добило смысл раздельно сортировать мусор если приежает одна машина и сваливает все в кучу

  20. Автор исполняет чужую волю, лейтмотив — убедить граждан в том, что панельные дома, якобы, не являются сейсмоустойчивыми, что не соответствует действительности, подтверждением тому сейсмоиспытание 4-х этажной панельки на Джандосова угол Мориса Тореза проведенной в 90-х годах.

  21. Вообще здорово!! Трамваи,рельсы, провода. Сдали на метал, и теперь вспомнили, что где-то на их людей перевозят, красота. А спецов у нас хватает. Сантехники городом управляют, плотники время переставляют, вот ещё один спец, по строительству, непонятно кто лечат. КРАСОТА.

  22. Я строитель нам часто приходится сносить старое советское, бетон отбойники не берут, арматуры столько что палец не просунеш. И современные жк, класс бетона сомнителен, простой бытовой перфоратор берет, арматуру экономят, строят быстро сроки на бетон не выдерживают, перекрытия прогнуты на всех жк. Вроде вопросы правильные поднял эксперт, но выводы его сомнительны.

  23. Ляляляля !Человек считает , что что -то путное сказала. Сделай что-нибудь сам. А чем отличаются новые машины от старых -микроклиматом? В СССР были специалисты. Назарбаев сделал нас известными. Кому ты нужен в мире? Страна между Россией и Китаем?! Из
    -за таких поверхностный специалистов, менеджеров-хренеджеров мы и катимся

  24. Людмила
    Заученными ,красивыми фразами впяривает мозги свою бестолковую грамотность.Строительство сов.периода велось значительно надежнее и по гостам.А результаь таких умников один,непроветриваемая Алма-Ата,сплошной бетон расколенный летом,отсутствие арыков работающих и т.д и т.п.Зато есть строительные гиганты и предлагается еще больше уплотнить,и без того задыхающего города,засыхающих деревьев.Но ,его амбиции прежде всего.Пусть будет он подальше от этих дел.Это на строитель ,это вредитель.

  25. Ну во первых: никакой существенной программы для перемещения русско язычного населения из Казахстана в Россию по существу не было!!! Это была имитация, которая позволила кое кому некоторое время, в небольшой отрезок времени нажиться на ней, только и всего!
    И второе: несмотря на то, что вопрос поднят правильно, и та абсолютно справедливая оценка была дана на мой взгляд верной, но тогда что мешает сейчас пока ещё не поздно менять вектор- направление в градостроительстве и не только г. Алматы, но в десятках основных городов Казахстана?! Кто этим должен заниматься? Я имею ввиду что кто-то же должен ставить эти вопросы перед властью!!! Астана как и Москва концентрируя у себя больше половины бизнеса в стране, расширяя бесконечно границы города, создает в нем условия, не померной усталости! В то время высасывает из перифирии всё , на свои ,,прекрасы,, а во многом просто на пустую показуху, не имеющую никакой ценности, в культуре столичного города!

  26. Десейдин нашего десижина основан на этом самом десижине, пригласим саплай менеджера )))

  27. Строительные нормы в советский период выполнялись гораздо лучше-панельные хрущевки и многоэтажки из силикатного кирпича до сих пор стоят прочно. А ваши нынешние дома уже в течении года после постройки дают трещины в стенах и осадку, а людям дальше платить ипотеку 15-20 лет. Так что, умник, поучи жену щи варить- а то собрался людей с советского периода учить. Но ерунду несет грамотно!😅

  28. Согласна. Астана собирает и забирает все деньги, она же по сути ничего не производит, а тратит только на одни свои парки и ливневки миллиарды миллиардов. Там уже траты триллионами, один ЛРТ чего стоил, зачем его стали строить в Астане с аэропорта, а ЛРТ вАлматы, который планир-ся по улице Толе-би, так как там трамвайные линии уже были, так и остался в проекте. И Алматы погибает от смога и гари. Ведь такие пробки делают город опасной для здоровья и жизни. Раньше когда строили учитывали розу ветров. А теперь какая роза ветров, если чуть ли не в центре города, в районе Тастак строят страшные двадцатиэтажные здания впритык друг к другу. Эти человейники настолько плотно стоят, а еще и вплотную к проезжей части дороги, что всегда думаю, как сюда проедут машины Скорой помощи и МЧС, те же пожарники если проезда нет?? Это такое преступление. И на берегу Сайрана, где собираются все разломы, кто разрешил строить человейники?? Широких дорог нет. Человейники строят, а дороги как улица Навои осталась узенькой лентой, одна машина вверх и одна машина вниз. И все дороги такие.