Центральная Азия привычно ждет, пока Китай и Россия решают ее судьбу - Exclusive
Поддержать

Центральная Азия привычно ждет, пока Китай и Россия решают ее судьбу

Китай больше не намерен довольствоваться статусом крупного инвестора и торгового партнера Казахстана и Центральной Азии. Это стало окончательно ясно в ходе мартовского визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Однако, ни одна из центральноазитских республик никак на это не отреагировала.

Идеологическое противостояние Китая с коллективным Западом набирает обороты. КНР в силу возрастания своей экономической, а также военно-политической мощи усиливает риторику о необходимости создания нового миропорядка основанного на принципах справедливости и учете интересов всех без исключения стран. Таким образом, Пекин бросает серьезный вызов доминирующей роли США в системе международных отношений.

За многополярность открыто ратует не только Китай. Этого хотят и другие региональные державы, например, Индия. Все идет к тому, что в перспективе на геополитической карте мира могут возникнуть несколько полюсов. Один из них явно будет китаецентричным. К антизападной коалиции под началом Пекина очевидно примкнуться Пакистан, Иран и Россия, а также ряд малых государств, которые испытывают различного рода зависимость от КНР. Здесь, прежде всего, следует упомянуть африканские страны.

Нужно признать, что такая угроза нависла и над Центральной Азией, где Китай поступательно наращивает свое присутствие. До недавнего времени уместней было говорить об экономической экспансии восточного дракона, которая выражалась в стремительном росте взаимной торговли с высокой долей китайского импорта, предоставлении крупных кредитов под государственные гарантии, инвестиционной активности финансовых и бизнес структур КНР, включая их участие в дорогих инфраструктурных проектах. Но недавно лидеры России и Китая заявили, что совместно будут обеспечивать стабильность в Центральной Азии, защищать суверенитет своих «младших партнеров» по региону и противодействовать попыткам внешнего вмешательства в их дела.

Проще говоря, Китай и Россия сделали выбор за всех, решив установить неформальный протекторат над нашими странами. Удивительно, что до сих пор ни одна из центральноазитских республик не отреагировала на такую «вольность». Складывается впечатление, что государства региона рады новоявленному тандему, который по большому счету ставит под сомнение их способность постоять за себя. Даже если странам Центральной Азии сложно сделать это в одиночку, они могут объединить усилия в борьбе с современными вызовами региональной безопасности, не прибегая к посторонней помощи. Но такой вариант тщательно замалчивается нашими могучими соседями, которые в угоду своим интересам предпочитают распылять миф о дестабилизирующем потенциале внешних (заокеанских) сил. Впрочем, при нынешней ситуации от практики действовать сообща, дабы не подкупаться на «пряники» великих держав, почему-то отходит сама «пятерка».

Понятно, что страны Центральной Азии опасаются открытого противостояния с Китаем и Россией и вряд ли когда-либо пойдут на столь радикальный шаг хотя бы потому, что оба евразийских гиганта являются нашими основными торговыми партнерами, источниками крупных инвестиций, передовых знаний и технологий. Но одно дело сотрудничать с региональными игроками, и совсем другое опекать их на правах «большого брата» под благовидным предлогом защиты от злобного Запада. Второй вариант абсолютно не приемлем для центральноазиатских республик, которые имеют статус суверенных государств и вправе самостоятельно определять, с кем дружить, а кого остерегаться. Именно этой позиции необходимо придерживаться в диалоге с любыми внешними акторами, чтобы у тех не возникало соблазна по умолчанию вершить судьбу региона.

Создание тандема Пекин-Москва как «защитного зонтика» для Центральной Азии пришелся на разгар украинской войны, где РФ несет большие потери. Слабеющей России становится все сложнее единолично отвечать за безопасность в регионе. Китай воспользовался моментом и предложил северному партнеру разделить с ним эту ношу. Пока Пекин действует тактично, соглашаясь на равноправный союз с Москвой. Однако с учетом непомерности китайских властных амбиций, полагаем, Поднебесной рано или поздно удастся вытеснить Россию из сферы ее традиционного влияния.

Аппетиты Китая настолько разошлись, что страна начала претендовать на роль всемирного «полицейского». В апреле 2022 года на открытии Боаоского азиатского форума Си Цзиньпин впервые озвучил китайскую инициативу по глобальной безопасности. Ее основной посыл заключается в следующем: Пекин, наряду с другими державами, готов выступить гарантом мира и стабильности на земле. Такое устремление поддержали десятки независимых государств, включая Узбекистан и Казахстан. Это означает, что немалая часть международного сообщества лояльно относиться к китайскому лидерству, которое со временем может перерасти в гегемонию. Последнее политические деятели КНР, конечно же, отрицают. Так, глава китайской дипломатии Цинь Ган в одном из своих недавних выступлений отметил, что независимо от того, какой уровень развития будет достигнут в будущем, Китай никогда не будет доминировать, расширяться и стремиться к сфере влияния.Однако политика КНР в отношении Центральной Азии и других макрорегионов с относительно низким уровнем экономического развития, позволяет делать обратные выводы.

Например, в последние годы Китай заметно активизировал военные контакты с государствами Центральной Азии. Этот тренд усилился после вывода войск США из Афганистана, что вызвало серьезные опасения Пекина за сохранность своих западных рубежей из-за возможного всплеска радикализма в сопредельном регионе. В целях предупреждения афганской угрозы КНР совместно с центральноазиатскими партнерами проводит регулярные военные учения. Некоторые из них были инициированы в рамках ШОС.

Вместе с тем возрастает китайский экспорт военных товаров и услуг в Центральную Азию. Это происходит в контексте военно-технического сотрудничества, от которого больше выигрывает Китай, т.к. получает возможность занять нишу в оборонном комплексе государств региона. Доверяя КНР свою внутреннюю безопасность, центральноазиатские страны рискуют подвергнуться очередной волне китайской экспансии. В нынешней ситуации им выгодней не приобретать, а налаживать у себя совместное производство нового вооружения. Но Китай вряд ли захочет делиться своими наработками, особенно, в условиях, когда передовые военные технологии ценятся на вес золота, приносят огромную прибыль и позволяют достичь геополитического преимущества над соперником.

Как отмечают западные аналитики, китайская оборонная промышленность становиться конкурентоспособной, что выражается в ценовой привлекательности ее продукции. Кроме того, КНР использует бартерную систему военных поставок, когда странам предлагается выплачивать долгосрочный кредит в товарном эквиваленте. Таким нехитрым способом Китай проникает в новые рынки сбыта, заодно повышая свой военный авторитет за рубежом.

Появление китайских охранных предприятий и полувоенных объектов на территории стран Центральной Азии также выдают намерения Пекина контролировать систему безопасности региона. В 2016 году КНР профинансировала строительство пограничных постов в Горно-Бадахшанской области Таджикистана, прилегающей к афганской территории. Здесь несут службу подразделения Народной вооруженной полиции Китая. Осенью 2021 года таджикская сторона анонсировала строительство еще одной китайской базы в Ваханском ущелье, также расположенной неподалеку от горных рубежей Афганистана.

В Кыргызстане функционируют частные охранные компании (ЧОК) Китая. Формально они обеспечивают безопасность китайских инфраструктурных объектов, граждан и посольств. Но эксперты допускают вероятность их двойного назначения. Например, такие формирования могут проводить скрытую разведывательную деятельность, собирать и анализировать информацию о пункте пребывания, тем самым облегчая задачу спецслужбам.

Китайское правительство поступательно расширяет сеть ЧОК за рубежом. К этому должны настороженно отнестись государства Центральной Азии, которые уже обременены растущим влиянием КНР в сфере региональной безопасности. Другим тревожным сигналом является стремление Пекина к тесному сотрудничеству с ОДКБ. Не исключено, что Китай намерен использовать возможности альянса для дальнейшего поползновения в регион, в т.ч. путем увеличения здесь числа своих военизированных структур и объектов.

Все это подтверждает серьезность намерений КНР играть доминирующую роль в мире, подминая под себя интересы целых государств, даже таких крупных и внешне непоколебимых, как Россия. Чтобы одержать вверх над американской гегемонией Пекину все же придется поступиться принципами справедливости и равноправия, которыми он так любит артикулировать. Впрочем, это уже происходит. Одержимость Китая идеей доминирования выражается в его публичных инициативах наподобие формирования тандема с Москвой для обеспечения безопасности Центральной Азии. Но еще больше обескураживает их громкое заявление о недопустимости внешнего вмешательства в дела региона, тогда как доблестная двойка сама же нарушает сей постулат.

Возникает резонный вопрос: как же быть государствам Центральной Азии? Безмолвно наблюдать за происходящим и тем самым подпитывать растущие амбиции Китая, уповая на его снисходительность к «младшим партнерам» или попытаться сохранить свою субъектность, не занимая ничью сторону в глобальной схватке крупных держав? Бесспорно, второй вариант самый оптимальный для региона, если он намерен взаимодействовать со всеми акторами мировой политики на взаимовыгодной основе. Его реализация требует огромной политической воли от руководств наших стран и готовность сообща реагировать на внешние вызовы. Сейчас, когда стало очевидно, что с виду дружелюбный Китай выжидает удобный момент, чтобы задушить Центральную Азию в своих объятиях, точно так же как он делает это с Россией, самая пора действовать – решительно и бесшумно.

Странам региона пора выработать консолидированный подход к политике КНР в отношении Центральной Азии, определить «красные линии», пересекать которые не будет дозволено ни одной из держав, независимо от ее авторитета и мощи, создать механизм коллективной, бескомпромиссной реакции на любые попытки внешнего диктата, доминирования или изменения правил игры в регионе. При этом важно продолжить и углубить процесс региональной интеграции, что позволит центральноазиатской «пятерки» стать единой политической силой, способной отстаивать общерегиональные интересы, невзирая на волю влиятельных сторон. 

Совсем скоро китайский Сиань примет очередной саммит глав государств Центральной Азии и КНР. Очевидно, что каждый приглашенный лидер приедет в Пекин со своей повесткой, отчего господину Си легче будет вести диалог с коллегами из маленьких республик и склонять их на свою сторону. А ведь перед столь важным мероприятием тем же коллегам ничего не мешало созвать внеочередную консультативную встречу, и подумать, как уберечься от объятий дракона. 

Наргиза Умарова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.