Зачем Лавров приезжал в Казахстан? - Exclusive
Поддержать

Зачем Лавров приезжал в Казахстан?

В прошлую пятницу, 11 апреля, в Алматы прошли заседание Совета министров иностранных дел СНГ и встреча в формате «Центральная Азия – Россия». Эти мероприятия могли бы стать площадкой для выработки согласованных решений на фоне растущей международной нестабильности, торговых войн и региональной турбулентности. Однако по итогу они лишь в очередной раз наглядно показали проблему: форматы СНГ, при всей демонстрируемой активности, всё очевиднее теряют связь с актуальной повесткой. В публичных выступлениях участники встреч ограничились лишь ритуально-формальными заявлениями, не предложив ни конкретных шагов, ни скоординированных действий для реальной региональной солидарности.

Обстановка в пресс-центре

Контекст встречи министров иностранных дел СНГ в Алматы весьма показателен: мировая экономика меняется, санкционное давление растёт, торговая война между США и Китаем ужесточается.

Казалось бы, странам содружества самое время выработать общую позицию или, по крайней мере, просто обсудить, как всё это на них повлияет. Ведь накануне США объявили о новых пошлинах на импортируемые товары, что тут же всколыхнуло рынки и цены на нефть, – а это касается всех в СНГ. Казахстан, напомним, и вовсе попал в список стран, для которых США хотят ввести повышенный тариф. И хотя это решение пока отложили, сам факт стал тревожным сигналом. Россию новые пошлины США не затронули (под предлогом, что с ней и так торговли почти нет из-за санкций), но цены на нефть бьют и по её экономике.

Несмотря на всё это, об экономических угрозах и о том, как на них сообща реагировать, на встречах публично не говорили. В официальной информации о мероприятии – лишь стандартная фраза: «обсудили и обстоятельно рассмотрели актуальные вопросы международной повестки дня» и «с удовлетворением отметили совпадение взглядов по ряду важных международных проблем». Вот и всё, что мы знаем о том, как серьёзно там обсуждали реальные риски…

Церемония подписания документов

Хотя в кулуарных разговорах эту тему, похоже, всё же затрагивали. По крайней мере, после заседания СМИД СНГ на заданный одним из журналистов вопрос с формулировкой «В условиях нынешних торговых войн могут ли такие структуры, как СНГ или Россия-Центральная Азия придумать новые меры, чтобы минимизировать экономический ущерб?» министр иностранных дел Сергей Лавров ответил: «Безусловно, касались этой группы вопросов». Но, опять же, никакой конкретики он не озвучил, – дальнейшая часть его ответа свелась к ссылке на компетенцию министерств финансов, центральных банков, заместителей и глав правительств и к очевидной фразе о руководстве своими национальными интересами. Что ж тут нового и как это связано с консолидацией усилий, непонятно.

К слову, брифинг министра иностранных дел России, похоже, был предназначен только для лояльных российских СМИ. По крайней мере, судя по тому, что предварительной информации об этом брифинге распространено не было, да и пресс-служба МИД Казахстана, которая занималась аккредитацией журналистов на мероприятие, об этом брифинге ничего нам не сообщила. О том, что Лавров, оказывается, отвечал на вопросы СМИ, мы уже узнали постфактум только после опубликованной информации МИД РФ.

Церемония подписания документов: в кадре за столом Сергей Лавров, Мурат Нуртлеу и Сироджиддин Мухриддин

Раз уж о настоящих проблемах в публичной части заседания решили умолчать, активность попытались показать на бумаге. По итогам заседания министров СНГ подписали целых 17 документов. Количество звучит внушительно. Но во время трансляции заседания в расширенном составе, показанной аккредитованным для освещения мероприятия журналистам, внятно рассказали только о двух: новой программе по безопасности границ на 2026-2030 годы и об идее создать ежегодный форум волонтёров. Что в остальных 15 документах – какие темы, какое содержание – изначально конкретно было неизвестно.

Церемония подписания документов

Впоследствии во время «выхода к прессе» (оглашения итогов мероприятия без части с ответами на вопросы) председатель Совета министров иностранных дел СНГ – министр иностранных дел Республики Таджикистан Сироджиддин Мухриддин туманно упомянул, что в подписанных документах всё подряд: «укрепление региональной безопасности, расширение экономического сотрудничества, развитие транспортно-логистических связей, углубление гуманитарных и культурных контактов». Звучит более обстоятельно, но без самих текстов или хотя бы именований оценить их содержание невозможно.

В свою очередь генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев, выйдя к журналистом, из той информации, которую публично в трансляции не показали, упомянул лишь про обсуждение работы 67 отраслевых советов, которые «играют очень важную роль в интеграционном взаимодействии». Ну а Сергей Лавров в своём отдельном выступлении, о котором стало известно из пресс-релиза МИД РФ, рассказал о неких документах «об основных направлениях объединенной системы контроля радиационной, химической, биологической обстановки, о принципах совместных систем связи Вооруженных Сил стран Содружества». Опять же: слов много, конкретики почему-то катастрофически мало.

Единственная хоть сколько-нибудь конкретная информация о содержании оставшихся 15 документов, ставшая известной из пресс-релиза МИД Казахстана, – это новость о том, что некоторым городам СНГ решили присвоить звание «Город трудовой славы 1941–1945 гг.». Среди казахстанских городов такой статус получат Астана, Алматы и Караганда. Им поставят памятные стелы в знак признания вклада в Победу в Великой отечественной войне.

Сироджиддин Мухриддин во время «выхода к прессе»
Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев во время «выхода к прессе»

В публичной же части мероприятия, которая была показана журналистам, главной темой повестки оказалась безопасность границ. По этому поводу выступил представитель погранвойск СНГ Александр Манилов. Он заявил, что принимаемый документ важен, поскольку «безопасность каждого государства-содружества начинается с её границ, и пограничники всех стран-содружества первыми сталкиваются на границе со всеми угрозами безопасности – прежде всего терроризм, незаконная миграция, наркотики, организованная преступность».

Но на деле программа по безопасности границ – это тоже пока непрозрачный документ. Кто за что отвечает, когда и что должны сделать, как будут проверять – всё ещё непонятно. Известно лишь общее намерение «усиливать координацию», проводить «совместные операции» и «обмениваться информацией». Такие слова звучат уже не первый год.

По словам Манилова, в программе «более 70 практических мероприятий» против терроризма, преступности и нелегальной миграции, и делать всё это страны должны «строго в рамках средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах для обеспечения деятельности соответствующих министерств и ведомств, задействованных в её непосредственном выполнении».

На экране Александр Манилов

Звучала в его выступлении и информация о «приверженности равноправному партнёрству». Глава МИД Казахстана Мурат Нуртлеу в начале заседания в расширенном составе тоже сказал, что Казахстан «за дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества».

Однако в случае с пограничными вопросами дела всё-таки говорят об обратном: буквально незадолго до встречи министров Россия объявила о новых правилах въезда для граждан стран с безвизовым режимом, включая и дружественные страны СНГ. С 30 июня, чтобы приехать в Россию, нужно за 72 часа подать уведомление через специальное приложение, пройти цифровую регистрацию и получить подтверждение, что МВД не против вашего въезда.

По сути, это почти электронная виза, только бесплатная. И ввели эту меру без всяких консультаций с партнерами по СНГ, – на встрече министров её не обсуждали. Ни одна страна СНГ публично не возмутилась и не спросила, что это значит. Это ещё раз показало, что, несмотря на все разговоры о координации, главные игроки устанавливают правила в одностороннем порядке. И если дипломатия СНГ не может отреагировать даже на такие чувствительные изменения, то её реальная польза вызывает большие сомнения.

В свою очередь Казахстан на публичной части встречи представителей стран СНГ предложил создать Ежегодный форум волонтеров СНГ. Идею поддержали. Формально – это развитие гуманитарных связей. Вице-министр культуры Республики Казахстана Айзада Курманова выступила с заявлением, что форум «создаст хорошую основу для укрепления связей через волонтерство».

Правда уже сейчас у экспертов есть подозрение, что это будет не живая площадка для обмена опытом, а очередной формальный формат, где темы, участники и результаты будут определены заранее сверху. Останется ли там место для настоящей независимой волонтёрской повестки? Да и вообще, насколько уместно государству тратить бюджетные деньги на организацию волонтёрских форумов, если волонтёрство – дело добровольное и по логике не должно зависеть от власти? Сплошные вопросы.

Сразу после встречи министров СНГ прошла отдельная встреча в формате «Центральная Азия – Россия». Хотя обсудить министрам было что, – ведь у сторон по-прежнему есть общие острые политические вопросы, – она по всей видимости снова свелась к простому «обмену мнениями». Прессу на неё не пустили, кроме как для протокольной съемки в начале. МИД Казахстана сообщил в итоговом пресс-релизе, что министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу «отметил значимые результаты, достигнутые странами региона в последние годы по всему спектру многогранных межгосударственных связей», а товарооборот России со странами региона вырос до 44,7 млрд долларов и «необходимо сохранить прочность партнёрских связей, основанных на доверии, взаимном уважении и общей исторической близости». Но, опять же, ни о каких конкретных результатах этого мероприятия объявлено не было, – только подписание некоего «Плана совместных действий на 2025–2027 годы» с неизвестным содержанием.

Что же в итоге? Процедуры соблюдаются, встречи проводятся, документы подписываются, но реального содержания во всём этом всё меньше. Подписанные бумаги и итоговые пресс-релизы не дают ответов на настоящие проблемы стран содружества.

Мир требует гибкости, согласованности и открытости. А СНГ демонстрирует обратный подход: закрытый, иерархичный и полный формальных ритуалов. Все участники организации вынуждены играть по уже установленным правилам, давно переставшим своевременно реагировать на возгласы «Как жить дальше?».

И главное доказательство упадка качества дипломатии на постсоветском пространстве – это даже не отсутствие громких заявлений, а именно абсолютное молчание по самым важным вопросам.

Максим Елизаров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *