Достаточно ли развито наше сознание для процветания?
За 30 лет страна прошла большой путь трансформаций и изменений, в том числе культурных и ценностных. Выросли поколения казахстанцев, которые просто не помнят Советский Союз, потому что родились или выросли в независимом Казахстане. После долгого периода, навязанного коммунистической идеологией атеизма, ислам вновь стал доминирующей конфессией. Может ли традиционный ислам стать одной из основ строительства развитой успешной экономики?
Экономическая наука столетиями пытается ответить на вопрос о причинах благосостояния одних народов и бедственного положения других. В Казахстане часто говорят о том, что наша «ментальность» или наша «культура», или наше «сознание» пока недостаточно развиты, недостаточно хороши для процветания. При этом вспоминают травму колониализма, советское наследие, традиционную культуру казахского села.
Источники роста
Раньше предполагалось, что для экономического роста нужны земля и ресурсы. Но многие неразвитые страны имеют огромные территории или богатые недра. Например, в Венесуэле самые большие запасы нефти в мире, а страна находится на 120 месте по уровню развития. В топ стран также входят, Иран, Ирак, Ливия, Нигерия и многие другие страны Африки и Латинской Америки.
Во второй половине 20-века закрепилось мнение, что для экономического развития необходимы инвестиции, человеческий капитал и технологии. Однако 200 лет назад в Китае и Индии уже жило 590 млн человек или 57% мирового населения. Многие технологии были открыты за множество веков до того, как их начали внедрять. К примеру, трехпольная система, очевидный прорыв в земледелии, была придумана в 8-веке в империи франков, а пришла в соседнюю Англию только в 12-веке. Порох долгое время использовался в Китае для фейерверков и лишь спустя несколько веков на его базе начали делать дальнобойное оружие.
В современное время все эти факторы очень мобильны. В мире достаточно ресурсов, денег и талантов, а многие технологии находятся в открытом доступе. Ключевой вопрос – «зачем?». Как сделать так, чтобы у миллионов граждан появились стимулы жадно впитывать знания, усердно работать, рационально использовать ресурсы, постоянно улучшать все вокруг, заниматься бизнесом и проблемами общества?
Как у человека появляются стимулы? Причем не только в плане самосовершенствования, но и для сотрудничества с другими, чтобы развивалось все общество? Согласно трудам целого ряда нобелевских лауреатов по экономике на это влияет то, что мы, для упрощения, назовем «культурой». Это убеждения и ценности, которые создают систему основных мотивов экономического поведения, его «пространство возможностей».
Религия и ценности
Какие страны за последние 200 лет были наиболее развитыми? Англосаксонский мир. До 1870-х – Великобритания, до 1890-х – Австралия, а уже с конца 19-века и весь 20-век – США. Соединенные Штаты и сейчас являются наиболее богатой страной, если не учитывать небольшие нефтяные страны (арабские, Норвегия) и финансовые центры (Сингапур, Люксембург, Швейцария, Ирландия).
Напомним, именно англосаксонский мир был местом зарождения капитализма и рыночной экономики. И это порой увязывается с религией, как, например, в знаменитой работе немецкого социолога М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Христиане-протестанты верят, что упорный и вознаграждаемый успехом в делах труд является свидетельством того, что после смерти душа человека спасется. Поэтому протестантизм строился на необходимости работать добросовестно и усердно. В распоряжении протестантов всегда был свободный капитал, поскольку в этой среде приветствовался аскетизм, а богатство рассматривалось как знак будущего спасения, а не источник удовольствий. Ценности протестантизма и его «этос» стали воспроизводиться в поколениях, обеспечив северной Европе экономическое, а затем и геополитическое лидерство.
Здесь мы как будто оказываемся в тупике. У нас ведь совершенно другая вера и другая хозяйственная этика. Казахи – мусульмане, чей традиционный образ жизни был связан с кочевьями в больших природных ареалах. Поэтому многие считают, что либеральная рыночная модель не приживется в наших краях. И даже продвижение подобных идей не будет приветствоваться в обществе. Вспомните высказывание предыдущего президента: «На Западе легко относятся (к свободе) … надо учесть исторические факты, ментальность народа… У нас никогда не было либеральных традиций (демократии)… (либеральной) экономики… Я бы хотел сделать как в Америке, но где мне взять столько американцев в Казахстане?».
Но так ли чужды для нас эти ценности? Рассмотрим один из сильнейших факторов, формирующий нашу культуру – ислам. Согласно исследованию компании Adam Research:
— 74% казахстанцев считают ислам «неотъемлемой частью казахской традиции»;
— 70% казахстанцев указали, что ислам – это «личный моральный ориентир»;
— при этом всего 29% выразили мнение, что ислам должен быть «ориентиром для деятельности власти».
Какова позиция в исламе по отношению к экономическим отношениям? Для ответа на этот вопрос мы используем труды различных международных организаций и экспертов, включая малайзийский «мозговой центр» Islam and Liberty Network, турецкого писателя Мустафы Акйола и других. Особенно будем опираться на мнение Ибн Хальдуна – арабского философа и социального мыслителя 14-века, разработавшего многие концепты экономической теории задолго до Адама Смита и Давида Рикардо. Американский президент Рональд Рейган цитировал Ибн Хальдуна и отмечал, что его труды повлияли при разработке либеральной экономической политики в США 1980-х.
Итак, разберем важнейшие столпы экономических свобод.
Верховенство закона
«Все равны перед законом» – такого принципа придерживались исламские правители еще в 7-веке. Первый преемник пророка Мухаммеда (ﷺ) – халиф Абу Бакр – на своем примере показывал важность этого принципа. По словам халифа, его власть и правила не должны противоречить словам и учениям пророка (ﷺ). А если же он не соблюдает эти законы, то у него нет права управлять другими.
Второй праведный халиф Умар наказывал своих сыновей за нарушение закона, а также просил чиновников декларировать свое имущество и объяснять резкие всплески в доходах. Также он несколько раз увольнял коррумпированных чиновников.
Ибн Хальдун задавался вопросом не только о верховенстве закона, но и как он должен формироваться. Ученый считал, что они должны определяться не одним лидером или узкой группой приближенных к власти лиц, а большинством жителей.
Право собственности
В исламе собственность защищалась на высшем уровне. Пророк Мухаммед (ﷺ) говорил, что «жизнь и собственность должны быть неприкосновенны». А в Коране слово «имущество» упоминается 86 раз.
Воровство или небрежное отношение к чужой собственности не только были против закона, но и считались грехом. Ибн Хальдун писал, что никто не имеет права конфисковать имущество без причины, ибо это станет сигналом о том, что не стоит вкладываться, иначе отберут.
Особое внимание уделялось исполнению контрактов. Каждый контракт в исламе – это, в первую очередь, договоренность между человеком и Богом, и ее нарушение было наказуемо не только в суде. Существуют даже суры как составлять справедливые и взаимовыгодные контракты.
Коммерция
Мустафа Акйол в книге «Почему я, как мусульманин, выступаю за свободу?» объясняет важную роль труда и заработка в исламе. Пророк Мухаммед (ﷺ) сам был купцом и продвигал честную коммерческую активность. До 40 лет он часто путешествовал в разные города в караванах. Впервые прибыв в Медину, пророк (ﷺ) сразу открыл там рынок, чтобы повысить уровень торговли и благосостояния жителей.
Одно из его наставлений – «те, кто зарабатывают – друзья Бога» – можно увидеть у входа в Гранд Базар в Стамбуле. Главное, как утверждал пророк (ﷺ), чтобы заработок приходил честным путем. Даже в Коране для объяснений часто используются коммерческие термины (более 370 аятов).
Ибн Хальдун скептически относился к попыткам чиновников контролировать торговлю. Он считал, что слишком много бюрократии приведет к упадку общества, и что бюрократы не могут понять мир коммерции и обладать той же мотивацией, что и бизнесмены.
Ценообразование
Согласно взглядам пророка (ﷺ), государственный контроль цен запрещен. Когда он прибыл в Медину, люди пожаловались на рост цен и попросили их зафиксировать. На что пророк (ﷺ) ответил, что цены определяются Богом, и выразил надежду, что «при встрече с Ним ни у кого из вас не возникнет ко мне претензий за вред, причиненный жизни и имуществу».
В этом эпизоде прослеживается понимание уже в то время, что рыночные цены формируются под гигантским количеством факторов, которые отдельный человек не способен учесть. Признается и то, что вмешательство в ценообразование – это прямое посягательство на имущественные права. Пророк (ﷺ) отказался создавать такой прецедент.
Исламский правовед 13-века Ибн Кудама выступал против любого вмешательства государства и понимал рыночные механизмы: контроль цен приведет к дальнейшему росту цен. Он объяснял, что торговцы перестанут привозить товары туда, где их вынудили продать по цене, которая их не устраивала. У людей будет меньше товара, чем необходимо, поэтому они будут предлагать более высокую цену. Обе стороны проиграют, включая покупателей, потому что им не позволили удовлетворить потребности. В итоге расцветут черные рынки и снизится благосостояние.
Надо ли бороться с культурой?
Данный текст не является религиозной агитацией или призывом нарушить Статью 1 Конституции, в соответствии с которой Казахстан является светской страной. В статье мы опираемся на вторичные исследования известных международных ученых. Остается открытым вопрос, почему при таком отношении к экономическим институтам в исламе современные мусульманские страны не являются развитыми.
В статье мы лишь развеиваем миф о том, что либеральная экономическая модель к нам неприменима по причине фундаментально разных ценностей. В основах ислама, который сильно влияет на культуру большинства населения Казахстана, лежат те же принципы верховенства права и экономических свобод.
Странно слышать и тезисы против свободной торговли и коммерции, учитывая нашу собственную историю. Ф. Старр в своей книге «Утраченное Просвещение: золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана» комплиментарно отзывается о роли региона в мировом развитии. Наша территория находилась в эпицентре крупнейшего торгового маршрута – Великого шелкового пути. Города Центральной Азии были «кипящим котлом навыков, идей и религий» и стали местом рождения и работы для многих мусульманских ученых.
Монгольские завоевания только подстегнули международную торговлю. Перемещение товаров на такие расстояния было делом крайне рискованным – кроме грабителей было множество племен со своими поборами и интересами. Монголы привнесли политическую стабильность на огромной территории от востока до запада, обеспечив защиту и понятные правила для торговцев.
Безусловно, у некоторых групп населения сейчас сохраняется советская, антирыночная ментальность. Но препятствуют ли более ранние традиционные ценности, которые сейчас возрождаются – это большой вопрос, требующий изучения.
Что понятно точно – во вновь набирающем популярность исламе нет противоречий с принципами верховенства права и рыночной экономики. Да, пока речь идет больше о духовных практиках и внешних атрибутах. Но в будущем некоторые принципы скажутся на отношении людей к законам и предпринимательству, а также негативным взглядам к бессистемному несправедливому расширению бюрократии.
У развитых стран в свое время не было «лучшего мирового опыта» для копирования. Но у них было «коллективное обучение»: все чем-то занимались, пробовали, прогорали, толкались локтями. На каждом этапе, чтобы было легче друг с другом работать, они создавали неформальные «правила игры». По мере роста населения, объемов торговли и коммуникаций возник запрос на формальные «правила игры» и государственные органы, которые заставляют «безбилетников» платить за общие блага и наказывают нарушителей правил. Законы не были придуманы – государства просто легализовывали и приводили в порядок используемые всеми неформальные правила. Например, истоки современного торгового права – в купеческих обычаях средневековья со всеми их негласными договоренностями.
Поэтому крайне важно при разработке экономических политик учитывать предопределяющий фактор местной культуры. Система в ее основе способствует экономическому процветанию. Возможно, проблема не в ней, а в том, что мы насаживаем на нее инородные модели, не понимая их истоков.
Комментариев пока нет