Европейскому единству нужны новые амбиции - Exclusive
Поддержать

Европейскому единству нужны новые амбиции

Евросоюз отреагировал на российское вторжение в Украину быстрее, решительнее и с более явным единством, чем на любой предыдущий кризис. Вместе со своими союзниками Евросоюз и страны ЕС предоставили важную военную, экономическую и гуманитарную помощь украинскому правительству и подвергли мощному экономическому давлению Кремль для того, чтобы тот прекратил свои зверства. Однако трудности, с которыми столкнулся ЕС при введении общего нефтяного эмбарго против России, выявили разногласия между национальными правительствами. Эти разногласия отражают различия во взглядах на то, как надо реагировать на смену эпохZeitenwende»), которую мы наблюдаем после 24 февраля.

Сейчас не подходящий момент для разобщённости. Начатая президентом России Владимиром Путиным агрессивная война против Украины открыла новую главу в кажущемся перманентным кризисе Европы; она представляет собой структурный разрыв с прошлым, глубоко нарушая архитектуру безопасности на континенте и подрывая фундаментальные идеи, лежащие в основе большинства направлений политики ЕС.

Лидеры ЕС должны проявить политическую волю и стойкость, чтобы подготовить Евросоюз к новой эпохе. Не должно быть никаких табу, когда речь заходит о серьёзных политических инновациях и создании более эффективных структур управления. Для этого лидерам ЕС следует и дальше демонстрировать единство и амбициозность на пути конкретных реформ.

Именно поэтому на саммите ЕС 23-24 июня Европейский совет должен договориться об учреждении «Группы мудрых женщин и мужчин» (Wise Wo|men Group), задачей которой станет определение ключевых политических приоритетов и реформ в сфере управления, отражающих как текущие императивы, так и итоги Конференции о будущем Европы. Существенные меры требуют большего, чем просто речи и декларации с благими намерениями. Европарламент отреагировал на Конференцию призывом к созыву Европейского конвента. Теперь правительства стран ЕС тоже должны обязаться провести конкретные реформы.

«Группа мудрых женщин и мужчин», включающая опытных политических тяжеловесов и представителей более молодых поколений, поможет лидерам ЕС согласовать перечень неотложных политических инноваций, определить способы улучшения структуры управления ЕС, выработать дорожную карту амбициозных реформ.

Некоторые сферы требуют особого внимания. Начать следует с подходов ЕС к соседним странам и политике расширения в свете новой ситуации, сложившейся после 24 февраля, а также с роли ЕС в оборонных инвестициях и масштабов охвата положения о взаимной обороне. Есть также необходимость дать радикально новое определение энергетической зависимости Евросоюза и его усилиям по борьбе с изменением климата, которые связаны с экономической устойчивостью и стратегической автономностью ЕС в ключевых сферах.

Кроме того, есть вопрос институциональных реформ, необходимых для усиления защиты базовых ценностей и принципов, таких как верховенство закона, а также для улучшения способности принимать решения благодаря более широкому использованию голосования квалифицированным большинством. Наконец, Группа должна будет подумать о том, как можно углубить демократию в ЕС, сбалансировав пользу представительных институтов власти с необходимостью расширять участие граждан в процессах государственного управления в ЕС.

Чтобы увязать свою работу с предложениями граждан во время Конференции о будущем Европы, Группа мудрых женщин и мужчин должна будет представить и обсудить свои предложения с «послами», представлявшими рандомно отобранных членов групп европейских граждан в пленарной части Конференции. Во второй половине 2022 года Группа должна будет представить свой финальный доклад Европейскому совету и Европарламенту, которые затем должны будут обязаться продолжить этот процесс более детально.

Многие из целей этих реформ могут быть достигнуты в рамках существующих договоров ЕС. Тем не менее Группа мудрых женщин и мужчин может прийти к выводу, что некоторые из инноваций потребуют внесения поправок в договоры ЕС, чтобы Евросоюз был структурно способен быстро реагировать на текущие и будущие вызовы. В этом случае Группа должна будет составить список конкретных изменений. Идентификация подобных поправок позволила бы гарантировать, что будущие усилия по утверждению главного закона ЕС будут отличаться от опыта Конституционного конвента 2002-2003 годов, поскольку на этот раз эта работа будет следовать более чётко определённому мандату и будет ограничена по срокам.

Для Европы простое движение вперёд к некой модификации прежнего статус-кво стало бы не только наивным, но и опасным. Мы должны избежать ситуации, когда мы будем сожалеть, что не начали действовать раньше и решительней, особенно если на кону стоят вопросы войны и мира.

Кризис в Украине показал, что, только действуя вместе, Евросоюз сможет надеяться на сохранение роли эффективного игрока. Но это никоим образом не гарантировано. ЕС и его 27 членов должны отреагировать на сегодняшние поворотные времена, прокладывая путь к амбициозному совместному будущему. Это означает, что надо демонстрировать политическую готовность и решимость, которые нужны для существенных реформ политики и управления в ЕС.

Эта статья была также подписана членами Консультативной группы высокого уровня в Обсерватории Конференции о будущем Европы.

Херман Ван Ромпёй – почётный председатель Европейского совета, президент Европейского политического центра, сопредседатель Консультативной группы высокого уровня в Обсерватории Конференции о будущем Европы. Бриджид Лаффан – почётный профессор Центра Роберта Шумана при Европейском университетском институте, сопредседатель Консультативной группы высокого уровня в Обсерватории Конференции о будущем Европы.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Exclusive.kz

Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.