Электромобиль в Казахстане: роскошь для богатых или экологичный транспорт будущего?
Казахстан стремится к 2060 году достичь углеродной нейтральности. Мы уже писали о том, как обстоят дела в Казахстане с внедрением возобновляемых источников энергии. Но делают ли что-то власти, чтобы казахстанцы переходили на электромобили? Насколько электромобили доступны по цене? И какое будущее ждем эту сферу в Казахстане и мире в целом? Об этом Exclusive поговорил с автоэкспертом, главным редактором журнала «За рулем» Алексеем Алексеевым.
Насколько богатый рынок электромобилей в Казахстане? И есть ли реальные конкуренты китайскому Zeekr кроме Tesla?
Если взять историю распространения электромобилей в Казахстане, то сначала к нам начали завозить первые Tesla. Это делали в основном богатые люди в качестве второго, третьего, четвертого автомобиля. Это вызывало интерес: «О, экзотика!». Потом даже было движение в сторону Илона Маска, чтобы у нас появился официальный сервис Tesla. Но на нас не обратили внимания – я думаю, слишком мало было машин на нашем рынке. Масштаб электромобильного движения в целом был очень ограниченным, оно состояло в основном из энтузиастов – либо тех, кто хотел быть модными, либо тех, кто гнался за новыми технологиями.
Следующий этап, который дал толчок для завоза Tesla, начался, когда стали появляться официальные быстрые зарядные станции – в торговых центрах, в частности в Esentai Moll.
Официальные представители компаний, таких как Hyundai, Audi или тот же Porsche, завозили свои электромобили, но тоже точечно – это тоже было в виде экзотики. А в 2022 году началась эпоха Zeekr в Казахстане. И в 2023 она продлилась. Людям понравился автомобиль, он был сбалансирован по всем своим характеристикам – быстрый, отлично сделан, не хватало только официальной гарантии. Потом появились официальные сервисы и гарантия, поэтому Zeekr еще больше укрепил свои позиции.
И вот в этот момент электромобиль в Казахстане стал, скажем так, не только автомобилем энтузиастов, каких-то богатых людей, но он стал более-менее массовым и модным. На электромобиль стали пересаживаться люди с дорогих машин, либо опять же брать его в семью в качестве второго-третьего автомобиля.
До 2023 года на учете стояло около 600 электромобилей, в 2021-м было около 300, а в течение 2023 года завезли 6 тысяч – цифры называют разные вплоть до 10 тысяч. Опять же толчок электромобильному движению дало увеличение числа зарядных станций, возникло много компаний, которые занимаются установкой собственных зарядных устройств. И сейчас у людей, которые ездят на электромобилях, целая папка занята разными приложениями, которые показывают, где можно зарядиться. Когда-нибудь все это приведет к появлению единого агрегатора вроде Яндекса, который будет объединять все зарядные станции.
В ближайшее время к нам официально зайдет BYD, сейчас строится его дилерский центр. И вот BYD будет реальным конкурентом Zeekr и всем остальным – из-за более выгодной цены. Допустим, хорошая BYD Han, у серых дилеров, даже с учетом привоза сюда, стоит 10 миллионов тенге. Посмотрим, по каким-то ценам в итоге будет торговать Astatna Motors, но по крайней мере, еще один толчок развитию рынка электромобилей это точно даст.
Сейчас, в 2024 году, интересы покупателей немного поменялись и сегодня Zeekr конкурирует с LiXiang. Он более универсален, чем электромобиль, потому что у него есть бензиновый двигатель, который заряжает батарею и, соответственно, не зависит от зарядных станций. Вот это понравилось очень многим. Я думаю, если бы возник официальный дилер у LiXiang, тогда бы это дало вообще мощный толчок. То есть сейчас получается, что Zeekr конкурирует с гибридом. Гибридную технологию многие оценили именно из-за LiXiang.
Насколько электрокары доступны по цене?
Пока еще не сильно доступны. Цена выше средней и покупают их представители класса выше среднего. Но с приходом BYD они могут стать более доступными, потому что цена снизится. Особенно дорогие электромобили предлагают традиционные бренды – Hyundai, Kia, не говоря уже об Audi или Porsche.
Электромобили могут стать массовыми, только тогда, когда они станут недорогими. А недорогими они станут, когда станут массовыми. Такой вот замкнутый круг.
Но Китай показывает, что это возможно. У них есть очень недорогие авто, по 3 миллиона тенге, – например, Chery QQ. Это такой маленький четырехместный автомобиль. У нас люди почему-то не готовы на такие машины садиться, хотя я бы сам попробовал. Культуру таких компактных электромобили, небольших, красивых, современных у нас могли бы запросто воспитывать, я считаю.
Правда ли, что электромобили чаще ломаются?
Я такой статистики не знаю. Не слышал об этом ни от компаний, торгующих электромобилями, ни от самих владельцев. Есть какие-то отдельные косяки – с мультимедиа, например, бывают какие-то проблемы или, допустим, с пробитием пневмоподвески, но это если человек попадает в серьезную яму. Но чтобы там было что-то критичное или какие-то массовые поломки, такого не слышал.
Вы сказали, что увеличение количества зарядных станций дало толчок развитию электромобильного движения. А хватает ли сейчас заправок?
Заправок конечно же не хватает. Если сегодня в большом городе, допустим в Алматы, электрозаправок много, то где-нибудь в Усть-Каменогорске их совсем мало. Если приехать в любой небольшой город, там зарядки могут быть разве что в ТРЦ.
Еще более актуальна эта проблема на загородный трассах. И это делает электромобиль неуниверсальным видом транспорта. Если человек не может доехать на автомобиле до Алаколя, например, то получается, что его функционал сильно ограничен, и его можно иметь только в качестве второго автомобиля. А это тоже не все могут себе позволить, мягко говоря.
Зарядные станции должны быть массово расставлены по трассам. И не нужно было долго стоять в очереди, как сейчас. Я знаю, что над этим работают и развивать эту инфраструктуру будут, но, конечно, не так быстро. В Европе сейчас 50 тысяч зарядных станций, в Америке примерно столько же, в Китае 2,5 миллиона зарядных станций. А у нас – по пальцам перечитать.
Чтобы развитие происходило быстрее, должен, во-первых, появиться единый стандарт для зарядных станций. Сейчас у нас два стандарта или даже три. Но я знаю, что правительство над этим работает.
Еще развитие тормозит закон, не позволяющий ставить зарядные станции в жилых комплексах. Это тоже очень большой минус, потому что многие живут в жилых комплексах, а не в частных домах. И хотят поставить зарядную станцию на подземной парковке, но не могут. Это устаревший закон о пожарной безопасности. Но если ставить сертифицированную зарядную станцию, и если это будет делать квалифицированный электрик, то никаких проблем с пожароопасностью не будет.
Что делают власти, чтобы больше людей переходили на электромобили?
Власти ничего не делают. Ну, кроме льготного воза электромобилей (на электрокары отсутствует утильсбор, – Exclusive). Хотя, на мой взгляд, власти должны построить инфраструктуру для зарядных станций. А пока этим занимаются либо частники, либо дилеры. То есть дилеры не строят инфраструктуру, они ставят зарядные станции около своих дилерских центров – это тоже хорошо, но этого мало. К тому же дилеры не будут вкладываться в развитую сеть, потому что тогда ей будут пользоваться другие бренды. Поэтому инфраструктурой должно заниматься государство.
И потом должны быть льготы. Например, бесплатный проезд по платной дороге, льготные парковки в городах. Еще скидка не электроэнергию должна быть.
Насколько реально, что в Казахстане все или большинство автомобилистов перейдут на электромобили? И если электрокаров действительно станет много, не обрушит ли это окончательно и без того шаткую электросеть?
Я не думаю, что у нас прямо наступит век электромобили, мы очень далеки от этого всего. Скорее всего, электромобилями по-прежнему будут пользоваться в основном энтузиасты в качестве второй, третьей машины в семье, а также сторонники технического прогресса. Если электромобиль станет очень дешевым, хотя бы на уровне бензиновых машин, то может быть что-то и изменится. И еще зависит от того, как будут работать законы.
Но по крайней мере в ближайшие 20 лет мы вряд ли к этому придем. Все-таки заехать и за 5 минут заправиться удобнее, чем заряжаться несколько часов. И потом, если посчитать разницу между эксплуатацией электромобиля и обычного авто, то она не такая революционная выходит. Если бы электромобиль заряжался вообще бесплатно, тогда да. Но сейчас чтобы зарядить электромобиль нужно заплатить в районе 5000 тенге. А заправка автомобиля стоит около 10000 тенге. Если в длительной перспективе считать, то это оказывается выгодно, да. Но то, что заряжаться нужно долго, а на большие расстояния ее не хватает – это сильные ограничения. Как дальше будет двигаться прогресс – посмотрим.
С одной стороны, электромобили – это новая ступень развития человечества. Была коробка «механика», теперь коробка «автомат». Были кнопочные телефоны, теперь они сенсорные. Если так посмотреть, то электромобиль пришел на смену бензиновому. Но с другой стороны – где мы берем электроэнергию? Мы берем ее от работы ТЭЦ, от работы атомных электростанций. И получается замкнутый круг. Мы сжигаем уголь, чтобы произвести электроэнергию для зарядки электромобиля. Это не такой экологичный продукт, как кажется. Прямо здесь сейчас электромобиль не дымит, не загрязняет город, но дымит ТЭЦ, чтобы вырабатывать больше электроэнергии.
И хороший вопрос, что будет с нашими изношенными электросетями, на которые сильно вырастет нагрузка.
Если отойти от Казахстана – какие перспективы у электромобилей в мире?
Я опрашивал глав крупных мировых автомобильных компаний, и, если суммировать, они не делают ставку на электромобили. Потому что это в принципе такой маргинальный продукт. В Китае, например, он сильно распространяется, а в остальном мире не очень. Всплеск интереса к электромобилю в мире был, но сейчас он поубавился.
Электромобилизацию тормозит низкая емкость батареи и низкая скорость зарядки. Китай решает эти вопросы – сейчас появились и сменные батареи, и такие, которые можно заряжать за 20 минут. Но этого пока мало. Вот когда изобретут емкую батарею, тогда будет толчок. И то же самое со скоростью зарядки.
Я думаю, китайцы – а они сейчас главные в мире по электромобилям – могут оказать сильное влияние на прогресс в этой сфере. У Китая есть план полностью уйти с бензина к 2030-2035 годам. Правда, даже сами китайцы скептично относятся к этим планам – это, конечно, задание правительства, но при этом мало осуществимое.
Японцы вообще не думают об этом, американцы тоже молчат. В основном Европа заявляла о том, что нужно прекратить производство бензиновых моторов к такому-то году. Но буквально в этом году все европейские компании пересмотрели свои планы.
В некоторых странах, типа Норвегии, уже около 90% всех автомобилей работают на электродвигателе. Но этого все еще мало. Мое мнение скептическое – мы не скоро откажемся от бензина, мягко говоря. В ближайшие 20 лет, может быть, 3-5% автопарка мира будут составлять электромобили, максимум 10%.
Комментариев пока нет