Эпоха колониальных имен: как ҚАЗАҚИ стали КАЗАХАМИ? - Exclusive
Поддержать

Эпоха колониальных имен: как ҚАЗАҚИ стали КАЗАХАМИ?

Қазақ – это имя дано нам от рождения. Оно судьбоносно для нас, ибо под каким именем народ родился и оно бата-благословение и кут-счастье на имя нашего народа.

Мы всегда называли себя Қазақ. И наша страна по праву рождения называется Қазақстан. Когда-то нас называли другими именами. Но мы вернули себе имя Қазақ, а вслед за именем вернем и Кут! Мы тот самый средневековый тюркский народ, рождённый под своим первородным именем Қазақ и с этим именем он вошел во все историографии. Мы есть та самая современная тюркская нация, которой и принадлежит самоназвание Қазақ (қазақтар, в английской графике Qazaq – qazaqtar). Но в постсоветском мире временами возникает вопрос о доказательстве своего этнического и национального права на имя Қазақ.

Казахские экзоэтнонимы колониального времени

С именем Қазақ исторически были и сейчас есть двусмысленности, возникшие из-за того, что наше имя подменяли и искажали. Увы, но такова судьба покоренных народов.

В составе Российской империи нас называли придуманными именами: киргизы, киргиз-кайсаки, киргиз-казаки. Нас называли придуманными именами вопреки тому, что все российские историки писали, что мы себя называем только «қазақ» и никак иначе. Вопреки тому, что сами имперцы писали письма к ханам Казачьей (Қазақской) орды, официальными названиями нашего ханства в переписке были: «Казацкая (Казатцкая, Кайсацкая, Киргиз-казацкая, Киргис-кайсацкая, Казачья) Орда». Как видим, везде превалировало название Қазақ. Но при царизме нас называли киргиз-кайсаками.

При СССР вслед за царской политикой вначале нас называли киргизы, а затем – соответственно нашему официальному административному состоянию: казаки и казахи. Так, 10 июля 1919 года был образован Киргизский край, 26 августа 1920 года – Киргизская АССР, по декрету ВЦИК 15 июня 1925 г. – Казакская АССР.

Историческая справедливость восторжествовала. Однако прошло 10 лет и уже 5 февраля 1936 года национальное имя было вновь отнято у народа и Казакская АССР была переименована в Казахскую АССР. Тогда согласно постановлению Президиума ЦИКа Советов и Совета Народных Комиссаров Казакской АССР «О русском произношении и письменном обозначении слова «казак»: «1. Для более правильного произношения на русском языке слова «Qazaq» и в соответствии с казакским произношением этого слова в производных от него последнюю букву «к» в русском произношении и письменном обозначении слова «казак» заменить буквой «х», в соответствии с этим писать не «казак», а «казах», не «Казакстан», а «Казахстан», и т. п.».

Вот так Казакскому народу опять изменили не только имя, но и Судьбу…

И всё это только из-за того, что в составе Российской империи существовало казачье сословие.

Расказачивание и оказачивание

В империи просто так нечего не делается. Для всего есть государственная надобность. Обратите внимание на дату переименования казакского народа и на еще одну «казаческую» дату. Запомним дату: 5 февраля 1936 года директивным декретом появились казахи и Казахская АССР. А следом, а именно 20 апреля 1936 года Центральный Исполнительный Комитет СССР своим постановлением отменил в отношении русских казаков меры по ограничению их службы в Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). И уже на следующий день приказом № 061 Народного Комиссара Обороны от 21 апреля 1936 года в РККА были созданы казачьи кавалерийские части.

В преддверии мировой революции и, соответственно, мировой войны Советской империи понадобилось восстановить боеспособность вооруженных сил. СССР готовился к большой войне. Сталину были нужны солдаты. И ему было не до казахов, тем более, что после Ашаршылыка-голодомора лояльность казахов была под большим вопросом. Да и мало их осталось. И вот теперь советская власть вспомнила о казачестве, которое в Первой мировой войне выставило 160 конных полков и 176 отдельных сотен, что вместе с пехотой и артиллерией составило войско общей численностью более 200 тысяч человек. Перед этой войной казачество как военно-служилое сословие составляло 2,5 % от общей численности населения империи.

Однако, именно это сословие было подвергнуто уничтожению, которое шло с 1919 года по Директиве ЦК РКП(б) «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах»: «… Провести массовый террор против богатых казаков, истребляя их поголовно…», вплоть до 1932 года, когда было подавлено восстание станицы Тихорецкой на Кубани, где: «… только на тринадцатый день бой по всей линии прекратился… [Советы] Расстреливали днём и ночью всех, против кого были малейшие подозрения в симпатии к восставшим. Не было пощады никому, ни детям, ни старикам, ни женщинам, ни даже тяжко больным…». Большевики никого не пожалели, но перед войной Советской империи понадобились солдаты и власть «реабилитировала» выживших казаков. Сословность казакам так и не восстановили, но реабилитировали их воинское имя. Запомним, имя – не этническое, а воинское.

Однако, не у всех казаков после вышеуказанного геноцидального расказачивания возросли просоветские симпатии. В результате во Второй мировой войне часть казаков воевала за СССР, а значительная часть – против советской власти. И, кстати, поскольку тюрков бывшего СССР до сих пор попрекают Туркестанским легионом, то надо посмотреть и на казаков. По данным С.М. Маркедонова, «через казачьи части на стороне Германии в период с октября 1941 по апрель 1945 гг. прошло около 80 000 человек». «Согласно исследованиям В.П. Махно — … 110—120 тысяч». В 1945 году англичане выдали в СССР «42 913 человек (38 496 мужчин и 4417 женщин и детей), из них 16 генералов, 1410 офицеров, 7 священников», а затем выдали еще 934 казаков, из которых 16 июня НКВД расстреляло на месте 59 человек как «предателей родины».

Итак, после войны казаки остались в двусмысленном положении: и не народ, и не сословие. И, тем не менее, имя «казак» осталось за ними. И из-за этого у нас до сих пор есть двусмысленности в самоопределении с «двойниками-тезками». Несомненно, что в постсоветской политической историографии Евразии преобладает русско-ориентированный вектор историографии.

Двойники, но не тезки: қазақ и казак

Дело с двойниками заключается в том, что в русской кириллице и в постсоветском пространстве с нелёгкой руки Сталина наш народ стал называться именем Казах (казахи). Он произвел данную манипуляцию для того, чтобы избежать путаницы с сословием русских казаков.

Однако, қазақтар – народ и мы не должны терять своего национального имени из-за того, что воинское сословие другого народа стало называться похожим именем. Это равносильно тому, чтобы потребовать от народа швейцарцы требовать изменить их национальное имя из-за того, что в мире «швейцарец» – это солдат гвардии Папы Римского или из-за того, что во всем мире признана профессия «швейцар».

Начнем со статистических данных. Казахи, не смотря на все тяжелые годы геноцидов, на данный момент составляют более 17 миллионов человек.

Казачество же так и не восстановилось после кровавого расказачивания. На 1 января 1913 года в казачестве состояло 4 миллиона 165 тысяч человек. А после расказачивания на 2002 год, согласно Всероссийской переписи населения, в России проживало 140 028 казаков, а по переписи 2010 года численность казаков в России сократилась до 67 573 человек. И кстати, в «Общероссийском классификаторе информации о населении» национальность «казаки» не учитывается.

Итак, по официальным российским учетам казаки не являются народом. Уже по самому определению они называются русскими. Они и были русские (и русифицированные) воинские контингенты разного происхождения на службе Российской империи. Расселялись они по царскому повелению на завоеванных землях других народов и по самому этому факту являлись колонизационными субэтносами великороссов. На территории бывшего Казахского ханства такими были уральские, оренбургские (до вычленения Оренбурга), сибирские и семиреченские казаки.

Благодаря вышеуказанному постановлению ЦИК о реабилитации казачества СССР выступил преемником Российской империи и частично восстановил военное сословие. Но сословие – не народ, а часть какого-то народа. Народы указами не создаются.

Этот вопрос о конкуренции терминов будет решен с переходом тюркских народов на латиницу. Тогда термины станут раздельными как в произношении, так и в написании: Qazaq и Kazak.

Марлен Зиманов




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *