Есть ли у казахстанских предпринимателей шанс на существование? - Exclusive
Поддержать

Есть ли у казахстанских предпринимателей шанс на существование?

Есть ли шанс у предпринимателей в Казахстане? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться с другим: кто сегодня заинтересован в развитии предпринимательства в стране? Для кого важен прогресс в промышленности?

Начнем с самого начала – то есть с государственных органов, которые были созданы для развития промышленности. И не просто промышленности, а инновационной промышленности.

О делах государственных

Итак, на сегодняшний день в Казахстане существуют, первое – государственные органы: Министерство промышленности и строительства РК и Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Второе – комиссии, советы и центры: межведомственная Комиссия по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при правительстве; экспертные советы при центральных государственных и местных исполнительных органах; Совет по технологической политике при правительстве; и, наконец, отраслевые центры технологических компетенций — на них остановимся подробнее.

Изначально предполагалось, что такие центры появятся во всех отраслях, но на сегодняшний день есть информация только о создании в 2021 году отраслевого центра технологических компетенций в министерства энергетики по следующим направлениям: электроэнергетика, нефть и газ, альтернативная и атомная энергетика.

Кроме того, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК совместно с Консорциумом Astana IT University и системным интегратором Azimut Solutions разрабатывали план мероприятий по развитию Центра отраслевых технологических компетенций «Электронная промышленность» — тоже на 2021 год.

О результатах деятельности этих центров информации нет.

О квазигосударственном секторе

Субъекты квазигосударственного сектора — это госпредприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними — в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан

Назовем их.

Это Национальный центр технологического прогнозирования, РГП НЦТП (на его сайте размещены публикации местных университетов); АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST»; АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «Qazindustry» – «Национальный Think Tank промышленного развития, Единый оператор по повышению производительности труда, технологического развития, местного содержания и продвижения экспорта»; АО «ФНБ «Самрук-Қазына» — «инвестиционный холдинг, миссия которого заключается в повышении национального благосостояния Республики Казахстан и обеспечении долгосрочной устойчивости для будущих поколений» (в группу компаний АО «Самрук-Қазына» входят предприятия нефтегазового и транспортно-логистического секторов, химической и атомной промышленности, горно-металлургического комплекса, энергетики и недвижимости); АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» — «ключевой институт Правительства по развитию экономики Казахстана путем ее диверсификации, поддержки инноваций, развития экспорта, увеличения производительности труда».

Мы приводим такие подробные цитаты, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, в чем квазигосударственные предприятия видят свою миссию и как они о ней заявляют.

«Байтерек» – интегрированный институт развития, включающий в себя восемь дочерних организаций: это акционерные общества со 100-процентным участием холдинга — АО «Банк Развития Казахстана», АО «Отбасы банк», АО «ФРП «Даму», АО «Казахстанская жилищная компания», АО «ЭСК «Kazakh Export», АО «Qazaqstan Investment Corporation», АО «Аграрная кредитная корпорация», АО «Bereke Bank».

В марте 2021 года АО «НУХ «КазАгро» реорганизован путем присоединения к холдингу «Байтерек». 

На базе АО «Казахстанская Ипотечная Компания» создан Единый оператор жилищного строительства (ныне АО «Казахстанская жилищная компания»).

В рамках инструмента прямого инвестирования в капитал компании у дочерних организаций холдинга имеются различные доли владения в 59 компаниях.

В свою очередь, у компаний, входящих в «Байтерек», есть свои дочерние компании. Например, АО «Фонд развития промышленности» — «дочка» Банка Развития Казахстана.

Кроме того, необходимо назвать Национальную палату предпринимателей «Атамекен», ее дочернюю организацию – Внешнеторговую палату Казахстана (чей сайт, к слову, находится в разработке) и Уполномоченного по защите прав предпринимателей РК.

Инвестиционный омбудсмен – должностное лицо, назначаемое правительством Казахстана, на которое возлагаются функции по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов. И, если вы давно не заходили на официальные сайты: на сайте правительства написано, что инвестиционным омбудсменом является премьер-министр РК. Согласно Предпринимательскому кодексу, у инвестиционного омбудсмена очень много функций.

А что с документами?

Какими документами регулируется деятельность предпринимателей в РК? Начнем с нормативно-правовых актов. Это, первое, Предпринимательский кодекс, и второе — Закон «О промышленной политике», где определена цель.

«Целью промышленной политики является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития».

Что предусмотрено Законом для достижения этой цели?

– Создание многочисленных структур: это технопарки, конструкторские бюро, центры коммерциализации технологий, международные центры трансферта технологий, инновационные кластеры, территориальные кластеры, отраслевые центры технологических компетенций.

– Множество различных форм поддержки: кредитования, субсидирования, субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам, страхования, перестрахования, гарантирования сделок по продвижению несырьевого экспорта, возмещения части затрат субъектов промышленно-инновационной деятельности по продвижению отечественных товаров и услуг обрабатывающей промышленности на внешние рынки, реструктуризация задолженности, предоставление промышленных грантов и т.д.

– Вхождение в глобальные цепочки добавленной стоимости, которое осуществляется путем сотрудничества с транснациональными корпорациями, инвесторами и их поставщиками, а также через продвижение товаров с высокой добавленной стоимостью на внешние рынки.

– Договоры, направленные на развитие промышленности – гарантированный государственный закуп.

– Обеспечение отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности.

– Заключение соглашения о промышленной сборке, что «является основанием для предоставления инвестиционных преференций производителям транспортных средств и (или) их компонентов, а также сельскохозяйственной техники и (или) ее компонентов».
И т.д.

И, конечно, кроме закона, существует програмный документ — Концепция развития обрабатывающей промышленности Республики Казахстан на 2023–2029 годы, где делается фокус на производство обработанной продукции с высокой добавленной стоимостью.В целях стимулирования производства товаров, имеющих высокую добавленную стоимость и продуктовую сложность, определены приоритетные товары средних и верхних переделов (далее – приоритетные товары). При этом «Перечень приоритетных товаров» очень странный – это очень большой список, который включает саквояжи, фонари, апельсиновый сок и прочее. Такое ощущение, что он составлен случайным образом.

Механизмы реализации плана мероприятий Концепции осуществляются согласно Закону «О промышленной политике» и Предпринимательскому кодексу».

Зачем это все нужно?

А теперь, после того как мы, наконец, разобрались со всей теоретической, законодательной и прочей базой, неизбежно возникает вопрос: нужно ли бизнесу такое количество организаций и документов для того, чтобы развиваться и стать инновационным?

Сначала об инновационности. Всем известно, что если бизнесмену нужно, чтобы его бизнес развивался, он изучит тему в Интернете, найдет всех производителей, экспертов, съездит в ближайшие и дальние страны и будет знать об этом товаре/услуге все, что в мире есть – где, по каким технологиям и по каким ценам.

Теперь о создании бизнеса. Изначально, чтобы принять решение о создании бизнеса, человеку нужно знать четкие правила создания и существования бизнеса в стране.

Правила ведения бизнеса формирует государство.

И функции государства по отношению к бизнесу просты: первое — регистрация бизнеса; второе — регулирование с помощью различных инструментов (налоги и сборы, льготы по кредитам и гранты, ставки кредита, субсидирование, государственный закуп, регулирование цен, таможенные пошлины для экспорта и импорта, антимонопольное регулирование, штрафы, банкротство); и, наконец, третье — закрытие бизнеса

Но реализация этих простых функций по причинам трайбализма, коррупции и лоббизма в нашей стране оказалась настолько запутанной, непонятной, невыгодной для развития бизнеса, что половина бизнеса продолжает оставаться «в тени», средний бизнес не считает выгодным вырастать в крупный, а до инноваций вообще мало кто доходит.

В следующем материале мы рассмотрим конкретные примеры деятельности казахстанских предприятий. Спойлер: государство написало законы для всех. Но вот с их соблюдением всеми (модное слово) все не так однозначно.

Анар Мешимбаева




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *