Есть ли у Бектенова шанс стать третьим президентом? - Exclusive
Поддержать

Есть ли у Бектенова шанс стать третьим президентом?

16 мая – сто дней работы нового Кабмина, возглавляемого 13-ым премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым. Президент поставил перед ним сложные задачи по решению текущих вопросов в экономике и социальной сфере, возвращению незаконно вывезенных активов. Но его главная роль – совершить «технический переход» от «Старого» к «Новому Казахстану, что особенно сложно с учетом весьма условных границ между этими двумя понятиями.

Exclusive.kz попытался разобраться, чего удалось достичь премьер-министру за эти 100 дней и что мешает ему в решении поставленных задач.

Изначально назначение Олжаса Бектенова на должность премьер-министра стало полной неожиданностью для многих экспертов, предрекавших других кандидатов. 43-летний Олжас Бектенов является самым молодым премьером в истории независимого Казахстана. Он представляет силовые структуры, став первым генерал-лейтенантом, занявшим эту должность. Бектенов обладает солидным опытом в госслужбе, в том числе в антикоррупционных органах. Такой бэкграунд породил предположения о возможном превращении Казахстана в полицейское государство с жесткой дисциплиной.

Олжас Бектенов начал с того, что обозначил перед правительством ключевые задачи:

– бюджетные расходы должны быть четко приватизированы с акцентом на получение полной экономической отдачи, а непродуктивные расходы – полностью исключены;
– заявил о необходимости заново переписать проект Налогового кодекса, изменив его философию;
– для необходимости придания нового импульса промышленному развитию он поручил первому вице-премьеру Роману Скляру провести переговоры с собственниками всех крупных промышленных предприятий, в первую очередь в добывающих отраслях;
– подчеркнул важность надежного энергообеспечения промышленных предприятий;
– раздал ведомствам поручения по проведению цифровой трансформации, развитию транспортной и сельскохозяйственной отраслей, реализации нацпроектов «Комфортная школа» и «Модернизация сельского здравоохранения», а также реформированию механизмов социальной поддержки граждан, госзакупок и государственно-частного партнерства.
– поставил пред министерствами транспорта и туризма задачи по обеспечению инфраструктуры в туристических зонах и создании привлекательных условий для инвесторов.
– вновь поднял перед акимами вопрос об обеспечении населенных пунктов качественной питьевой водой, дорог, стабильности в электроснабжении, мобильной связи и доступа к интернету. Для поэтапного решения этих задач предложил продолжить работу по передаче некоторых видов налогов и платежей в бюджет сельских округов.

Фактически все эти задачи президент поставил перед самим Бектеновым. Но молодой премьер дал понять, что готов разделить ответственность со своей командой в обмен на большую самостоятельность в принятии решений.

В принципе, такой подход вполне оправдан, учитывая реформы прошлого года, которые по задумке должны были ограничить «опеку» министерств со стороны администрации президента. Впрочем, здесь, как говорят, у семи нянек дите без глазу – полномочия дали, а функции управления нет. Министерства попросту не умеют работать скоординировано и согласованно. Именно эта проблема всплыла на поверхность, когда нагрянули паводки: Казгидромет предупреждал, все профильные ведомства по своей линии вроде бы заявили о готовности, но результат оказался весьма плачевный и, в первую очередь, для жителей затопленных районов.

Паводки стали апофеозом неэффективности системы госуправления. Несмотря на внушительные суммы, которые были собраны бизнесом и неравнодушными гражданами в дополнение к средствам из бюджета, судя по всему интересы целых групп населения не были учтены ни минэкономики, ни местными органами управления, ни законодательной властью.

В активе премьера есть и яркие решения. Например, он решительно отверг предложение депутатского корпуса инвестировать средства ЕНПФ для финансирования строительства социальной недвижимости, заявив, что на данном этапе этот шаг является неэффективным.

Политический камикадзе

Ожидания от премьерства Олжаса Бектенова высоки ещё и потому, что он фактически должен вернуть в экономику наследие «Старого Казахстана». Пока удалось очень немногое. В конце марта Комиссия по вопросам возврата активов одобрила ряд соглашений о возврате в страну свыше 85 млрд тенге. Среди возвращаемых государству активов жилые и административные здания в Казахстане и за рубежом, деньги, доли в компаниях, дорогостоящие ювелирные изделия, а также более 10 тыс. гектаров земли. Но это весьма малая часть активов, которые были вывезены из страны незаконно. К тому же, как мы уже писали, это чрезвычайно сложная и запутанная процедура, требующая нестандартных решений.

Все еще предстоит ему разобраться и с изначально слабым «Национальным планом развития до 2025 года», превратившегося в «Национальный план развития до 2029 года», который включает целый цикл стратегических задач и требует синхронизации всех уровней планирования.

Несмотря на работу в режиме нон-стоп, Олжаса Бектенова характеризуют в амплитуде от «сильная политическая фигура» до «политический камикадзе». Но все сходятся в одном – для выполнения задач, поставленных перед ним президентом, премьеру нужна новая и сильная команда. Но состав обновленного Кабмина «разочаровывает»: 85% министров сохранили свои посты, появилось лишь пять новых лиц. Несмотря на то, что средний возраст министров 50 лет, их работа не отличается новаторскими подходами и скорее до боли напоминает староказахстанский стиль, когда работают много, но бестолково. Возможно, еще более бестолково, чем прежде.

Эксперты считают, что многие министры остались на своих местах из-за недавних назначений в сентябре 2023 года. Кадровые изменения могут быть произведены позже, после оценки работы всех министров. Хотя надо признать, что некоторые из чиновников высшего эшелона уже сменили свои кресла. Так Минздрав возглавила Акмарал Альназарова вместо Ажар Гиният. МЧС теперь руководит Чингис Аринов, сменивший Сырыма Шарипханова. Премьер с подачи президента заменил весь экономический блок. К качеству экономической политики Токаев имел претензии еще до назначения Бектенова. Новые министры финансов и национальной экономики Мади Такиев и Нурлан Байбазаров пока не проявили себя в полной мере.

Акимы регионов вообще не были заменены, поскольку Токаев уже обновлял их состав 1,5 года назад и в некоторых случаях несколько неудачно – отдельные акимы уже успели засветиться в скандальных происшествиях.

Президент Токаев при назначении Бектенова видел его преимущество в отсутствии опыта работы в Кабмине. Он надеялся, что это дает свободу от стереотипов и возможность выстраивать работу правительства по-новому.

Предполагалось, что Бектенов обладает значительным опытом в Антикоррупционном ведомстве, что позволит ему лучше понять проблемы бюджетных взаимоотношений между центром и регионами. А эффект низкого старта с точки зрения уровня госуправления даст ему шанс создать команду новаторов, которые смогут выстроить грамотную социально-экономическую политику.

Номер 3?

После назначения Бектенова немедленно «назначили» преемником действующего президента. Это довольно сомнительный комплимент. Как правило, преемников не обозначают так открыто – слишком высоки риски, что его заранее начнут «топить» те, кого он не устраивает. В то же время, в существующей турбулентности именно преемник способен обеспечить политическую преемственность, а значит и предсказуемость, фактор которой сейчас важен как никогда.

В то же время, пока признаков того, что правительство мобилизовалось и четко осознает всю сложность стоящих перед ним задач, не видно. И здесь нельзя все списывать на то, что прошло еще слишком мало времени. Опытные политики всегда говорят, что самые важные реформы нужно проводить в течение первого года. Потом политик обрастает обязательствами и страхом перед ошибками. Похоже, Бектенов решил пойти по пути Токаева, который действует по принципу «торопиться не надо».

Но в ситуации, когда нужны решительные и быстрые перемены, возможно, именно премьер мог бы взять на себя эту «неблагодарную ношу». И тут есть два варианта – либо он получит огромные политические дивиденды, либо его можно будет принести в жертву «неблагоприятным обстоятельствам».

Рауан Ескали




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Всегда считал и считаю что на такие должности должны приходить люди с планом действий расписанным почасово когда и что он будет делать и согласованным с главным , а приходят люди имчто то поручают они перепоручают и замкнутый круг не чего не делается и нет ответственного . А на этого примьера вы возложили большие надежды,но это обычный чиновник переходил из кресла в кресло не понятно за какие заслуги . Пусть хоть бы рассказал освоих успехах на прежних должностях ,а так он как токаев ,не понятно что и почему ,и чего хочет .

  2. Самым молодым премьером независимого Казахстана был Сергей Терещенко (1991-1994 гг.) В момент назначения главой правительства РК ему было 40 лет.

  3. Считаю очень правильным назначения Битенова.О.прнмьером.Он молод приобретёт опыт он
    Честен и возможно
    Станет 3 президентом.!!!

  4. Токаев слабак, он никогда не сможет переломить ситуацию. Токаев не понимает, что такое управление экономикой. Бектенов слабак, он не сможет переломить ситуацию. Бектенов даже не понимает, как работает управление страной.