Казахстанцы предпочитают пить местные напитки
Председатель Правления республиканского центра поддержки гражданских инициатив Батима Мукина отказалась от обвинений в клевете в пользу павлодарского общественника, врача-психиатра вышей категории Сергея Молчанова. Это случилось за пару часов до того, как суд должен был вынести решение по делу, по которому обвиняемому грозило до двух лет лишения свободы.
В начале декабря в Павлодарском городском суде №2 началось рассмотрение уголовного дела по ч.2 ст. 130 УК РК «Клевета» по частной жалобе Председателя правления Некоммерческого акционерного общества «Центр поддержки гражданских инициатив» Батимы Мукиной в отношении Сергея Молчанова, человека известного в Павлодаре: правозащитника, врача-психиатра высшей категории, кандидата медицинских наук, члена Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в РК, а также директора ОФ «Doctor S.N.».
Со своим общественным фондом Сергей Николаевич и участвует в конкурсах единственного оператора в сфере грантового финансирования НПО из бюджета – Центра поддержки гражданских инициатив. И зачастую остается недоволен уровнем проведения конкурсных процедур и их непрозрачностью. Об этом глава общественной организации неоднократно писал в 2019 году в социальной сети Facebook. Содержание постов Молчанова пришлось не по душе главе ЦПГИ Мукиной. В декабре прошлого года она подала частную жалобу в Есильский суд г. Нур-Султан, но дело по месту жительства ответчика стали рассматривать в Павлодаре.
Вот, тексты некоторых постов Сергея Молчанова, которые Батима Мукина, кстати, уроженка Павлодарской области, сочла оскорбительными для себя:
25 июля 2019 года: «Я так понимаю, что никого в ЦПГИ не интересует, что до конца года (проектного) осталось 4 месяца, а по плану ЦПГИ нужно охватить проектными мероприятиями 14 областей и 3 города республиканского значения. Реально ли это?! Или не важно, реально или не реально, деньги-то народные… Вся беда грантового финансирования в РК в том, что не прописана ответственность первых руководителей ЦПГИ. Из года в год я вижу провальные проекты, ненужные (на мой взгляд) исследования, результаты которых, если и пригодятся, то только в туалете… Где прозрачность принятия решений, где вообще здравый смысл в существовании такого громоздкого неповоротливого механизма как ЦПГИ?»
29 июля 2019 года: «А я как ни напишу запрос с вопросами так там, сплошная «служебная тайна», да и экспертов зачем-то обязали не разглашать сведения, ставшие им известными в процессе экспертной деятельности… Может это всё-таки какая-то секретная организация, а не прозрачная?»
Некоммерческое акционерное общество «Центр поддержки гражданских инициатив» было создано в соответствии с Постановлением Правительства от 31 декабря 2016 года с целью обеспечения большей степени прозрачности и совершенствования механизма взаимодействия государства и НПО. НАО является единственным оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций РК со стопроцентной долей участия государства. Именно в 2016 году появилось понятие грантового финансирования, которое качественно отличается от привычной системы предоставления госсоцзаказа.
Оценку заявок неправительственных организаций осуществляет независимая конкурсная комиссия, в которую входит до 15 экспертов. Это депутаты Парламента, общественные деятели, эксперты общественного мнения, представители НПО и СМИ. При этом 70% членов конкурсной комиссии отбирают НПО, остальные 30% — Центр поддержки гражданских инициатив.
Эксперты оценивают полученные заявки по балльной системе. Баллы суммируется и выставляется общий балл. При этом эксперт оценивает не только сама заявку, но и опыт организации по необходимой тематике, опыт и квалификацию ее сотрудников, обоснованность предлагаемых финансовых затрат и другие утвержденные показатели. После этого на общем заседании конкурсной комиссии выносится заключение и публикуется информация в победителях конкурса.
При этом, как правило, данные экспертов остаются для участников конкурса неизвестными. ЦПГИ не публикует эту информацию по заявлению самих экспертов, руководствуясь Законом РК «О персональных данных и их защите».
— Я несколько раз писал проекты и подавал их, но не выигрывал, — поясняет Сергей Молчанов. – Сделал запрос, на который они (ЦПГИ) ответили, выслав мне таблицу оценки. Там написано: низкая квалификация. Я говорю им: извините, я – кандидат медицинских наук, врач высшей категории, и по-вашему имею низкую квалификацию? Они отвечают: мы тут не при чем, эксперты так решили. Но давайте не будем друг друга обманывать: две трети экспертов – это НПО, одна треть – эксперты, предложенные ими. Эксперты работают бесплатно. Как вы думаете, почему люди приходят работать бесплатно? Я считаю, что процедура должна быть открытая, прозрачная, мы должны знать этих экспертов. И самое главное, эксперты должны обосновывать свои оценки, — считает Сергей.
Истец Батима Мукина участвововала в судебных заседаниях посредством конференц-связи. Приехать в Павлодар 17 января ей помешала непогода. Как раз на этом слушании Мукиной было отказано в ходатайстве об отводе судьи. Истец была недовольна тем, что Жулдуз Тлегенова отклонила ее ходатайство о проведении филолого-лингвистической экспертизы двух постов Молчанова в Facebook.
28 января на судебном заседании в Павлодаре новый адвокат Мукиной, по причинам которые она не стала комментировать СМИ, отказалась от обвинений частной жалобы.
— Я никогда ни на кого не клеветал, — говорит, выйдя из суда Сергей Молчанов. Я критиковал непрозрачную процедуру отбора грантового финансирования за бюджетные деньги. И человек почему-то решил, что я лично его оклеветал. У меня накопилось достаточно материала, и я буду писать Главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Меня здесь не только не хотели услышать, меня еще пытались за это наказать.
Ранее бывший вице-президент Гражданского Альянса Казахстана, ныне директор международной организации «EXPO & Women» Салтанат Рахимбекова также обращала внимание на непрозрачность распределения грантов в Центре поддержки гражданских иництиав, который только в 2019 году разыграл гранты в размере 1 млрд 59 млн 553 тысяч тенге:
— Когда ранее я задавала вопросы, по каким критериям отбирались проекты организации (НПО), Председатель Правления ЦПГИ Мукина Батима Куанышовна привела доводы о том, что все решает комиссия. Необходимо отметить, что на практике на работу в таких комиссиях привлекаются эксперты не на full time. Если даже на 56 объявленных ЦПГИ грантовых лотов было подано по 3-4 заявки, то это получается около 200-250 заявок. Объём каждой заявки составляет от 70 до 200 страниц. Это означает, что и без того занятые эксперты в течение 20 календарных дней рассматривая эти заявки, должны проанализировать более 30 000 страниц, представленных грантовых заявок.
Как Вы думаете, занятой человек может уделить достаточно времени на чтение и анализ столь огромного объёма информации? К тому же, эксперты Комиссии не несут никакой ответственности за отобранные проекты и их конечный результат. И этот факт позволяет оператору распределения грантов при возникновении вопросов к объективности результатов конкурса легко перевести стрелки на Комиссию. Получается замкнутый круг, — написала на свой странице в социальной сети Рахимбекова.
К слову, Совет директоров центра возглавляет Вице-министр информации и общественного развития Республики Казахстан Данияр Есин. Напомним, в 2017 году при получении взятки в размере 400 тысяч тенге был задержан прежний Председатель совета директоров НАО «ЦПГИ» Бауыржан Мусин, занимавший также пост председателя Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества РК.
Представители общественных организаций Казахстана не раз критиковали ЦПГИ за непрозрачность распределения грантов, когда многомиллионные гранты выигрывают НПО-«пустышки». А реально работающим общественным организациям по разным причинам не удается выиграть конкурс.
Так, в 2017 году НПО Алматы заявили о создании консорциума по контролю за процедурой распределения грантов в НАО «ЦПГИ» и потребовали проведения общественного мониторинга реализации госзаказа.
В 2019 году ЦПГИ, согласно плану грантового финансирования, реализовал гранты на сумму в 1 млрд 59 млн тенге. По 92 млн тенге запланировано выделить НПО страны в 2020 и 2021 году соответственно.
Сергей Молчанов, в целом, недоволен итогами судебного разбирательства, потому что теперь не может претендовать на компенсацию затрат по оплате услуг адвоката и подачу иска в отношении Председателя Правления НАО «ЦПГИ» Батимы Мукиной о незаконном привлечении его к уголовной ответственности.
Фото из личного архива Сергея Молчанова
Комментариев пока нет