Первый день карантина: что происходит в Алматы
Поддержать

Первый день карантина: что происходит в Алматы

Различные конспирологические версии относительно того, что режим «воспользуется случаем» в связи с пандемией стали возникать еще до введения карантина в обеих столицах, а некоторые политические оракулы говорили об этом и до объявления общереспубликанского ЧП. На пятый день карантина эта волна спала, но, как говорится, «осадок остался». И пришло время разобраться, случайность это, спланированный сценарий или банальное везение?

Всегда готов!

Мы уже отмечали при введении чрезвычайного положения в стране, что соответствующий закон в большей мере отвечал запросам власти, а точнее – режима. Коротко говоря, это был очередной инструмент для его самозащиты, в первую очередь, от внутренних факторов – «майданов», массовых и стихийных протестов. Понятно, что он предполагался реализовываться вкупе с другими инструментами, как правовыми, так техническими.

Другими словами, дело не только в законодательстве. Для осуществления планов (каких именно – это отдельный разговор) и выработки стратегии защиты необходимы были и пути их реализации. Введение режима чрезвычайной ситуации на отдельно взятых территориях с целым набором ограничительных мер и запретов щедро дополняется другими подзаконными, законными и вовсе незаконными актами, а также планом действий с грифом «совершенно секретно». Содержание таких папок нам, естественно, неизвестно, но еще лет семь назад, когда вводились глобальные поправки в закон о ЧП, власть всерьез задумалась о своем будущем.

Основная часть «обновлений» была произведена шесть-семь лет назад. Кроме всего прочего, было произведено реформирование отдельных силовых структур. В частности, внутренние войска стали национальной гвардией, а Служба охраны президента – Государственной службой охраны. Понятное дело, что поменялись не только названия, а многие структурные изменения вошли в секретную часть соответствующих документов. Кроме этого, появились новые части в «особо тревожных» регионах, в том числе у потенциально протестного Жанаозеня. Существенно был увеличен численный состав МВД, причем не только путем присоединения к нему расформированного в те же годы МЧС. Кстати, зря некоторые «борцы с режимом» не принимают в расчет пожарников и других «чеэсников», а также сотрудников КУИС и «мирных» полицейских – в час «Х» они все могут быть призваны «под ружье» одним только приказом министра внутренних дел.

Еще одним существенным пунктом в реформировании силовых структур стало увеличение зарплаты людям в форме и обеспечение их полным соцпакетом, включая медицинские услуги и другие блага. В общем, было искусственным образом сформировано целое «полицейское сословие», что, впрочем, не должно было стать неожиданностью для полицейского государства. Удивляет другое – почему они так поздно спохватились. Впрочем, успели – на тот период оппозиционные массы контролировались другими способами, а «псы режима» были всегда готовы «порвать любого» за своего хозяина.

Хотели как лучше, а…

Но все это, по большому счету, только теория, которая, как известно, далеко не всегда совпадает с практикой. Тем более, у нас, где профессионализм не в цене даже на службе у властей. Так, например, среди превентивных мер в случае «чрезвычайной ситуации социального характера» в Алматы был разработан рад мер по установлению внутренних кордонов (вдобавок к внешним). По одной из версий, пожары на алматинской барахолке того времени, ко всему прочему, должны были освободить проезжую часть (Северное кольцо) при возникновении необходимости введения войск (со стороны Капшагая, где дислоцированы срезу несколько «специализированных» бригад). Это, в принципе, и было сделано. Мобильному и быстрому передвижению «военизированных органов правопорядка» в мегаполисе способствовало строительство ВОАД, а удобные развязки могли не только способствовать этому, но и при необходимости отрезать разные части города друг от друга.

Еще несколько лет назад те, кто слышал бы эту версию, посчитал бы ее излишне «нагнетенной», но последние события показывают, что это далеко не домыслы. Однако ситуация совершенно другая, чем представлялась разработчикам подобных сценариев. В первые дни карантина в южной столице попытались локализовать несколько «вирусных очагов» в виде жилых комплексов и нескольких близлежащих домов, но вскоре власти поняли, что лучше вводить карантин в карантине не поквартально, а поподъездно. Не понятно, что позволило им передумать – боялись, что сил в последующем не хватит или посыпались жалобы от жильцов «крутых» домов, которые попали в очаг.

Оказалось, что не все ладно и на КПП по периметру Алматы – мониторинговые группы выявили лазейки в город и обратно, а также обратили внимание на формальное обследование людей (в том числе, использование тепловизоров, предназначенных для технических целей). Но мы не собираемся критиковать власти или искать изъяны – это не является целью этой статьи, да и все мы, по сути, проходим испытание.

И тут всплывает другой немаловажный, а возможно, и главенствующий фактор – это тотальное недоверие к власти. Именно это является одним из основ возникновения и распространения домыслов вроде «Дарига под шумок хочет стать президентом». Есть и другие варианты версий, некоторые из которых даже можно назвать правдоподобными. Например, кардинальный перелом в затянувшихся междоусобицах и клановых войнах. Ведь из страны не улететь даже на собственном самолете, президент наделил себя дополнительными полномочиями, силовые структуры переведены на ручное управление и так далее, и тому подобное.

Впрочем, мы договорились не развивать какие бы то ни было конспирологичсекие вещи. Представим, что власти, так сказать, от чистого сердца и вполне искренне озаботились эпидемиологической ситуацией. Конечно, трудно поверить, что режим вдруг вспомнил о народе и его здоровье, но в качестве версии это рассмотреть можно. Хотя нужно обратить внимание на то, что власть изначально стала действовать привычными для себя методами – запретить, ограничить и все делать в добровольно-принудительном порядке. Даже в перечне официальных мероприятий и в выступлениях чиновников забота о гражданах идет последними и предпоследними пунктами. Сложилось ощущение, что Астана до сих пор не понимает хотя бы части последствий того, чем может грозить затяжной карантин в социальном плане.

Повезло с народом?

Другими словами, даже если ничего не планировалось и ЧП с карантином вводились не против стихийных митингов, то это, наоборот, может вызвать волну протеста, при чем, оттуда, откуда не ожидаешь. Даже по официальным данным НПП «Атамекен» порядка 60 процентов представителей МСБ заявили, что имеют затруднения с выплатой зарплаты своим сотрудникам в связи со сложившейся обстановкой. Но, как известно, в стране имеется огромная армия так называемых «самозанятых», многие из которых перебивались ежедневными заработками в больших городах. Трудно посчитать, сколько официантов, грузчиков, уборщиков, торговцев на базарах и базарчиках, таксистов и прочее, и прочее остались без средств к существованию. Не просто трудно – страшно себе представить.

Если власти именно ради этого пригнали в карантинные города Нацгвардию и подразделения ДШБ, то становится еще страшнее – в том числе, за солдатиков и рядовых полицейских, которые сейчас дежурят практически круглосуточно и, в прямом смысле, оказались на передовой в борьбе с короновирусом. Мы уже не говорим о врачах, которые странным образом тоже оказались ведомыми в нынешней ситуации. 

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что, как бы то ни было, режим чрезвычайного положения чрезвычайно выгоден нынешнему режиму. Простите за тавтологию, но так оно и есть – как бы это не печально выглядело. Власти нужен были лишь повод, чтобы затянуть узды чересчур расслабившегося народонаселения, усмирить прорезавшиеся голоса новых гражданских активистов, а также взять под полный контроль (с угрозой внесудебного закрытия) СМИ, вспомнивших о существовании свободы слова.

Кстати, вчерашнее назначение министра Даурена Абаева в качестве эксклюзивно-исключительного информатора населения и журналистов о ситуации с COVID-2019 в Казахстане, является очередным доказательством в цепи действий и даже бездействий властей. А если принять во внимание, что сразу после выходных рабочая группа мажилиса начнет работу по митинговому законопроекту, причем, совершенно без посторонних лиц – без всяких там жовтисов, аспандияровых и торегожиных. И  «виной» тому удобный случай с карантином. Действительно, «под шумок». А там еще и пара других законопроектов, которые, вообще, можно онлайн обработать и принять – все равно же знаем, что они обязательны к принятию.

В общем, опять режиму везет – то с народом, то с мировым кризисом, то теперь с пандемией. Но везению когда-нибудь приходит конец. Это вам любой наркодиллер или игроман скажет.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.