К зрелому гражданскому обществу
— Бану Ганиевна, вы возглавляете главный идеологический департамент страны. Как вы можете охарактеризовать политическую систему Казахстана и роль гражданского общества в нем?
— Политическую систему Казахстана отличают развитое гражданское общество, демократические традиции формирования основных органов власти. Так, президент, парламент, местные представительные органы власти выбираются населением на основе открытых выборов.
Основную роль в политической жизни общества играет высший законодательный орган — парламент. Этот институт является центром принятия политических решений, согласовывает кандидатуру премьер-министра, формирует правительство, две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета, осуществляет контроль и надзор за их деятельностью. В целом форму правления в Казахстане можно охарактеризовать как президентско-парламентскую.
Значительное влияние в жизнедеятельности государства имеет Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при президенте страны, объединяющий представителей различных этносов, проживающих в Казахстане. Ассамблея имеет конституционный статус, а также право направлять девятерых своих представителей в нижнюю палату парламента мажилис. Ее представители, являясь депутатами мажилиса парламента, играют особую роль в законотворческом процессе по сохранению и укреплению межэтнического мира и согласия в Казахстане.
В казахстанскую практику внедрена пропорциональная система выборов в мажилис парламента. Она обеспечивает широкие возможности для качественного развития политических партий, повышения политической культуры общества. В соответствии с действующим законодательством политические партии в Казахстане имеют право на государственное финансирование.
Основой системы местного самоуправления являются представительные органы — маслихаты, избираемые населением для решения местных задач. На региональном уровне маслихаты согласовывают кандидатуру главы местной исполнительной власти, имеют право выражения ему вотума недоверия, контролируют бюджет и ход программ местного развития. Функции маслихатов и их роль в жизни местных сообществ обеспечивают широкие возможности местного населения в управлении территориями, создавая основу народной демократии.
Судебная ветвь власти в Казахстане независима от исполнительной.
В Казахстане действует широкий спектр общественных объединений: политические партии, религиозные организации, творческие, профессиональные, общественные и научные объединения, союзы, а также неправительственные организации, реализующие широкий спектр услуг для общества. Всего в стране зарегистрировано 21 536 некоммерческих организаций.
Также на территории республики действует порядка 3000 средств массовой информации различных форм собственности. Цензура в Казахстане запрещена.
Институты гражданского общества принимают активное участие в формировании политической системы государства.
В период с 2002 по 2007 год в рамках общенационального диалога государственными органами совместно с различными институтами гражданского общества разработана программа политических реформ. Она составила основу конституционной реформы 2007 года, способствовавшей повышению роли и влияния партий, НПО и СМИ в жизни общества, развитию системы местного самоуправления.
Основные направления развития институтов гражданского общества определены Концепцией развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006–2011 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 25 июля 2006 года № 154 (далее — Концепция). Учитывая, что Концепция разрабатывалась при участии различных общественно-политических сил общества, ее по праву можно назвать закономерным плодом объединения усилий государственных органов и гражданского общества.
Данный документ составляет базу для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества.
— Концепция принята в 2006 году. В 2011 году завершается ее реализация. Наверное, уже можно говорить об основных итогах проведенной работы?
— Во-первых, укреплены механизмы сотрудничества госорганов и институтов гражданского общества.
С 2006 года действует Координационный совет по взаимодействию с НПО при Правительстве Республики Казахстан. Он является консультативно-совещательным органом по выработке предложений и рекомендаций по созданию благоприятных условий для развития гражданского сектора. Решения, вырабатываемые на заседаниях, направляются во все госорганы.
Аналогичные диалоговые площадки действуют во всех регионах страны в виде областных и районных советов по взаимодействию с НПО. Один раз в два года проводятся гражданские форумы.
Гражданский форум — это общенациональная диалоговая площадка по обсуждению актуальных проблем казахстанского общества, выработке приоритетов сотрудничества госорганов и НПО.
Прошедший в ноябре 2009 года IV Гражданский форум еще раз подтвердил намерение власти продолжать конструктивное сотрудничество с НПО. Принят План по реализации итогов Гражданского форума, в котором аккумулированы предложения участников форума.
Ярмарки социальных идей и проектов становятся традиционными на всех уровнях. Их цель — демонстрация возможностей и достижений некоммерческих организаций.
Во-вторых, создано правовое поле для финансирования деятельности общественных институтов.
В 2007 году поправками в Конституции отменен запрет на государственное финансирование общественных объединений.
Законом о государственных закупках предусмотрен особый порядок государственных закупок социальных услуг НПО.
Нормативно урегулирована и ежегодно совершенствуется система государственного социального заказа. Так, в текущем году при непосредственном участии ведущих НПО Казахстана (более 100 организаций), в числе которых Международный центр некоммерческого права г. Алматы, подготовлен и внесен на рассмотрение в мажилис парламента Республики Казахстан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного социального заказа».
Законопроект предусматривает несколько важных поправок, в числе которых введение уполномоченного органа по вопросам государственного социального заказа. Говоря о государственном социальном заказе, необходимо отметить, что он является самой эффективной формой сотрудничества власти и НПО. За время реализации законодательства о государственном социальном заказе значительно возросли объемы финансовой поддержки «третьего сектора» государством.
Невзирая на экономическую конъюнктуру, только в текущем году по поручению президента страны на реализацию государственного социального заказа предусмотрены расходы на сумму свыше 3,0 млрд тенге, что на 50% больше, чем в 2008 году.
Отрадно, что объемы финансирования НПО в Казахстане многократно превышают аналогичные показатели в странах Центральной Азии, а также в странах Восточной Европы.
— Как вы отметили, неправительственные организации — наиболее многочисленный сегмент гражданского общества в Казахстане. Можно ли казахстанские НПО назвать полноправными партнерами государства в социальной сфере?
— В Казахстане неправительственный сектор — один из наиболее динамично развивающихся институтов гражданского общества. Это связано с целенаправленной государственной политикой по созданию благоприятных условий для развития НПО. Прежде всего, право граждан на свободу объединений гарантируется Конституцией Республики Казахстан и закрепляется иными нормативными актами. С 1991 года действует Закон «Об общественных объединениях».
В 2001 году принят Закон «О некоммерческих организациях», который стал реальным шагом в признании роли и места некоммерческих организаций в общественных процессах.
В том же году постановлением Правительства «Об утверждении ставок сбора за государственную регистрацию юридических лиц» смягчены условия регистрации молодежных организаций.
Предусмотрены льготы по налогам Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» для некоммерческих организаций. Так, в соответствии с Правилами освобождения от налога на добавленную стоимость, товары, ввозимые в страну в благотворительных целях, освобождаются от налога. С целью усиления роли НПО в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти в период с 2003 по 2005 год реализована Программа государственной поддержки НПО с бюджетом 42 млн тенге.
Ключевым механизмом государственной поддержки НПО стало принятие в 2005 году Закона «О государственном социальном заказе», который максимально способствовал формированию благоприятной среды для развития «третьего» сектора.
Повседневной практикой госорганов стало широкое привлечение НПО к разработке законопроектов, реализации программ, проведению общественных слушаний по социально значимым проблемам.
Исполнительная власть практически не принимает ни одного важного решения в социальной сфере, не посоветовавшись с общественностью. В настоящее время действует более 300 диалоговых площадок в виде постоянно действующих консультативно совещательных органов, экспертных и рабочих групп, из них 20 на уровне президента, 14 — на уровне правительства, 144 — на уровне акимов областей, городов Астана и Алматы.
При мажилисе парламента действует Общественная палата, деятельность которой обеспечивает общественную экспертизу на законодательном уровне.
Результат проводимой политики — налицо. Сегодня, по официальным данным, в Казахстане зарегистрировано свыше 35 тысяч некоммерческих организаций, в том числе более 18 тысяч НПО.
— Что вы можете сказать о работе международных организаций в Казахстане?
— В нашей стране созданы максимально благоприятные условия для работы международных организаций. Так, 162 международные организации, осуществляющие гранты и программы в Казахстане, полностью освобождены от налогов. Общественные и государственные организации Казахстана, бизнес-сообщество охотно участвуют в их проектах, оказывают необходимую помощь и поддержку.
В ходе подготовки председательства Казахстана в ОБСЕ международные организации внесли существенный вклад в разработку программы «Путь в Европу», Национального плана действий в сфере прав человека на 2009–2011 годы.
Правительством на постоянной основе реализуется целый комплекс совместных социальных программ с ОБСЕ, ЮСАИД, Всемирным банком развития, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ПРООН и другими международными организациями.
И мы признательны всем нашим партнерам за деятельный вклад в развитие гражданского общества в Казахстане.
— Одним из условий эффективного взаимодействия государственных органов и общественных институтов является доступ граждан к информации, прозрачность в деятельности государственных органов. Как в Казахстане решается данный вопрос?
— Предпринимаются необходимые меры по развитию электронного правительства. На сегодняшний день каждый государственный орган имеет официальный сайт, на котором можно получить информацию об основных направлениях его деятельности. Развивается спектр государственных услуг для граждан, которые можно получить в режиме онлайн.
У первых руководителей министерств и ведомств, акимов областей, городов Астана и Алматы есть блоги для вопросов и ответов граждан.
На особом контроле в государственных органах находится вопрос рассмотрения обращений граждан. Сегодня каждый гражданин имеет возможность обратиться в государственные органы и получить необходимую информацию. Срок и порядок ответа регламентированы законодательством, предусмотрена ответственность госслужащих за несоблюдение.
Не реже одного раза в год проводятся отчетные встречи акимов всех уровней перед населением о работе местных исполнительных органов во вверенных им территориях. Министры социального блока держат отчет перед общественностью на гражданских форумах и заседаниях Координационного совета по взаимодействию с НПО при Правительстве Республики Казахстан. Также значительное внимание уделяется прозрачности осуществления государственных закупок.
В практику многих госорганов вошло привлечение экспертного потенциала НПО во время проведения конкурсов.
На сегодняшний день проведена значительная работа по внедрению электронных государственных закупок с целью минимизации влияния человеческого фактора на итоги конкурсов.
Нашим министерством наряду с перечисленными способами осуществляется поддержка специального сайта www.monitoring.akademy.kz, на котором размещается подробная информация о конкурсах министерства, полная информация о поставщиках и итогах их работы. В ближайшее время мы планируем размещать на данном сайте информацию о государственных закупках услуг НПО, осуществляемых другими государственными органами. Наряду с вышесказанным необходимо отметить, что большое внимание также уделено нормативному урегулированию данного вопроса. Как вы знаете, сейчас активно обсуждается проект закона «О доступе граждан к информации», депутатами инициируется принятие ряда других законов в данной сфере.
То есть в нашей стране уже созданы определенные условия для доступа граждан к информации, и работа по совершенствованию этого процесса продолжается.
— С учетом существующих тенденций каковы перспективы дальнейшего развития гражданского общества в Казахстане? Какие задачи стоят впереди?
— На четвертом Гражданском форуме Казахстана, состоявшемся в ноябре 2009 года, определены следующие задачи на ближайший период.
До следующего Гражданского форума правительству Казахстана в партнерстве с представителями гражданского общества предстоит решить ряд задач, одна из них — изучение и внедрение лучших мировых практик по созданию институтов независимого распределения бюджетных средств на поддержку общественных инициатив. По итогам IV Гражданского форума первым заместителем премьер-министра Республики Казахстан принят план мероприятий, в соответствии с которым поручено рассмотреть возможность создания государственного или общественного (в рамках государственно-частного партнерства) Фонда поддержки гражданских инициатив, который мог бы стать единым оператором госсоцзаказа.
Предполагается, что рассмотрение проектов НПО, претендующих на финансирование на грантовой основе, могло бы осуществляться при широком участии представителей гражданского общества, депутатов, политических партий, общественности, а само финансирование, учитывая переход на трехлетний бюджет, может быть долгосрочным и ориентироваться на конечный результат. В числе других вопросов, находящихся на рассмотрении правительства:
• законодательное закрепление понятия «социально ответственный бизнес» и выстраивание системы стимулирования компаний, постоянно практикующих благотворительность;
• разработка и внедрение стандартов качества социальных услуг, на основе которых можно делать выводы об эффективности социальных программ, общественной пользе реализуемых неправительственными организациями инициатив;
• постепенное уменьшение присутствия государства в социальной сфере с целью расширения спектра социальных услуг, предоставляемых некоммерческими организациями;
• дальнейшее институциональное развитие «третьего сектора», в том числе принятие Закона «О государственных грантах для неправительственных организаций»;
• с целью системного повышения квалификации госслужащих и сотрудников некоммерческих организаций введение в вузовские программы дисциплины некоммерческого менеджмента;
• для достижения качественного роста НПО и повышения эффективности их работы дальнейшая поддержка функционирования ресурсных центров, особенно в сельской местности;
• развитие института волонтерства;
• поддержка интеграции казахстанских НПО с международными и иностранными организациями.
Мы работали и будем работать по принципу: чем теснее и плодотворнее контакты общественных организаций и органов государственного управления, тем лучше взаимопонимание власти и общества.
— Бану Ганиевна, благодарю за интервью! Желаю нашей стране новых успехов на пути продвижения гражданского общества!
Комментариев пока нет