ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА?
В КАКОМ МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫ ПРЕДПОЧЛИ БЫ, ЧТОБЫ ПРОХОДИЛИ ЛЕЧЕНИЕ ВАШИ ДЕТИ?
Подготовила Софья Балакина
Наметив тему традиционной рубрики «Блиц-опрос», редакция журнала и не подозревала, что столкнется с такими трудностями. Опросив более 30 человек – высокопоставленных чиновников, общественных деятелей, бизнесменов, политиков и экономистов, мы выяснили, что тему здравоохранения многие предпочитают сейчас не обсуждать. Под разными предлогами, в основном делая упор на невероятную занятость, известные персоны уклонились от ответа, при этом пообещав на любой другой вопрос ответить обязательно. Интересно, что респонденты разделились по гендерному признаку. Женщины быстрее пошли на контакт и ответили практически сразу. В отличие от большинства мужчин, к которым мы обратились, они не побоялись донести до общественности свою позицию в наболевшей ситуации. 90% опрошенных представителей сильного пола вопрос признали актуальным, однако афишировать, что они думают по этому поводу и как выходят из положения, посчитали лишним. Вопрос, где проходят медицинское обслуживание члены их семей, известные личности предпочли проигнорировать. Мы благодарны тем респондентам, которые нашли время побеседовать с журналистами «Эксклюзива».
< span>
Жармахан Туякбай, председатель движения «За справедливый Казахстан»:
— Система здравоохранения – это прежде всего люди, и их нельзя мерить под одну гребенку. Я доверяю честным и ответственным врачам. Не доверяю невеждам, карьеристам и подхалимам. Все помыслы первой категории медиков действительно нацелены на помощь людям, поэтому они порой в безнадежной ситуации спасают человеческие жизни. А вторая категория занимается очковтирательством, с пользой для своего кармана экономит лекарства и материалы, проявляет преступную халатность. Но, конечно, есть общие беды всей системы здравоохранения. Подход с позиций «дикого рынка» для этой сферы более разрушителен, чем для других областей нашей жизни. А, поскольку медицина всегда находилась на периферии сознания руководства страны, она продолжает в наибольшей мере страдать от всех последствий «рыночных реформ». Даже сегодня, когда, казалось бы, страна захлебывается от нефтедолларов, на здравоохранение выделяется, как минимум, втрое меньше необходимого. При этом большая часть денег направляется на реализацию лишь отдельных амбициозных проектов, способных потешить самолюбие местного начальства. Между тем должны стать нормой такие объемы бюджетного финансирования, которые бы обеспечивали функционирование в Казахстане бесплатной, современной, высококачественной системы здравоохранения, опирающейся на передовую медицинскую науку и образование. В стране, которая имеет такие гуманитарные традиции, такие природные богатства, по-другому и быть не может. Для меня привлекательность любого медицинского учреждения определяет не «вывеска», а конкретные люди, которые в нем работают. Прежде чем доверить здоровье своих детей и внуков, хочется убедиться в отзывчивости медицинских работников, в их человеческой чуткости, в самом широком смысле слова – в их милосердии. И, конечно, все это должно быть сопряжено с высокой профессиональной квалификацией, с достойными условиями и средствами труда. Я убежден, что таких работников – вопреки всем «реформам» и «оптимизациям» — еще можно встретить во всех уголках Казахстана. Есть и огромное количество молодых людей, желающих приносить пользу на этом благородном поприще. Значит, огромный потенциал нашего здравоохранения еще далеко не исчерпан. В наших силах – раскрыть его на благо всего народа.
Эльмира Ибатуллина, заместитель председателя правления АО «Астана-Финанс»:
— На протяжении ряда лет наше здравоохранение фактически было вынуждено выживать в новых реалиях. Насколько возможно вообще говорить о качестве здравоохранения, если оно в большинстве функционирует на коммерческой основе, а остальное даже если финансируется государством, то по остаточному принципу? К сожалению, не всегда платность тех или иных медицинских услуг гарантирует их высокое качество. Что необходимо изменить в этой системе? Во-первых, необходима полноценная поддержка здравоохранения со стороны государства. Это касается не только материально-технического оснащения, но и качественной подготовки специалистов в вузах. Во-вторых, необходимо ужесточить ответственность за лицами, работающими в здравоохранении, во избежание ситуаций, с которыми мы сегодня сталкиваемся (некачественные вакцины, нарушения технологических требований при переливании крови и т.д.). В-третьих, поскольку во главе вопроса стоят жизнь и здоровье каждого человека, необходимо повышать уровень, а также перечень предоставляемых услуг по медицинскому страхованию. Пакеты оказываемых страховых услуг должны содержать как можно меньше страховых исключений. Гарантированная и бесплатная медицинская помощь должна быть доступна всем слоям населения. Хотелось бы, чтобы свою работу все участники и субъекты рынка медицинских и страховых услуг строили на долгосрочной и регулярной основе. Немаловажное значение имеет доступность услуг широким слоям населения. В-четвертых, огромный интерес для нас представляют изучение и адаптация зарубежного опыта, в том числе технологий, достижений и менеджмента. Недоверие к системе здравоохранения, объективно существующее в обществе, в большей степени проявляется тогда, когда дело касается наших детей. Та ситуация, с которой мы сейчас сталкиваемся в первую очередь в вопросах охраны детского здоровья, является производной нерешенных проблем в медицине в целом. Поэтому без системного подхода в решении вопросов мы не сможем вернуть доверие нашей медицине.
София Айсагалиева, исполнительный директор Форума предпринимателей:
— В общем нет, не доверяю. Но в жизни случаются такие ситуации, когда вы вынуждены довериться. Речь идет об экстренных операциях по жизненным показаниям. В таких случаях, насколько позволяет время, я стараюсь провести консультации с несколькими специалистами, выяснить, кто является наиболее авторитетным и успешным врачом, специализирующимся на этих заболеваниях. И, используя свои связи, добиваюсь того, чтобы операцию проводил лучший казахстанский специалист. Относительно того, что нужно изменить в первую очередь, затрудняюсь с ходу ответить. Но, на мой взгляд, причина многих вопиющих фактов, о которых мы узнали в последнее время, в полной безнаказанности. Причем это справедливо не только для сферы здравоохранения. Отсутствие наказания приводит к безответственности, а безответственность ведет к беспределу. Маленькие зарплаты, плохие условия жизни никак не могут служить оправданием для действий, наносящих ущерб здоровью, лишающих маленького человечка права на жизнь. Я не выбираю лечебное учреждение, я выбираю специалиста. Если несколько проверенных источников мне рекомендуют профессионала, мне безразлично, в каком лечебном учреждении он работает. К любой рекомендации даже самого авторитетного специалиста я буду относиться очень критически. Пока я не буду убеждена, что рекомендуемые процедуры действительно необходимы моему ребенку, я не дам согласия на их проведение. И, естественно, буду контролировать весь процесс от и до. Врачи иногда болезненно относятся к такой дотошности со стороны родителей. Но, я считаю, что здоровье моего ребенка – это прежде всего моя ответственность.
Аида Альжанова, исполнительный представитель Фонда ООН по народонаселению:
— Сегодня система здравоохранения находится в процессе глубокого реформирования. И поэтому говорить о доверии или недоверии к ней еще рано. Новая система не появится из ничего и из ниоткуда. Ведь она должна учитывать вызовы времени и существующие ресурсы. В первую очередь имею в виду медицинские кадры, а также правильную организацию процессов и ресурсов внутри самой системы. Пути по улучшению системы здравоохранения очень хорошо отражены в Государственной программе реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы. В случае последовательного обеспечения программы необходимыми финансами и ресурсами отрасль будет выведена на качественно новый уровень. Мне кажется, в первую очередь необходимо как можно больше инвестировать в подготовку и переподготовку медицинского персонала, включая отправку за рубеж или приглашение лучших специалистов. Я имею в виду неодноразовые акции. Обучение должно быть непрерывным. Поскольку сегодня биомедицинские технологии на втором месте в мире по скорости развития после информационных. Кроме того, необходимо улучшать менеджмент внутри системы. Основными управленцами в системе являются бывшие врачи, не имеющие навыков стратегического планирования и организации процесса. Поэтому привлечение именно управленцев в сферу здравоохранения будет способствовать развитию отрасли, которая будет отвечать вызовам времени. Что касается второго вопроса, я бы предпочла, чтобы мой ребенок не попадал ни в какие медучреждения, даже самые лучшие. А для этого необходима профилактика здоровья или здоровый образ жизни.
Асель Караулова, президент Казахстанского пресс-клуба:
— К сожалению, не доверяю, как и многие наши сограждане. У нашей семьи есть «свои» врачи разной специализации, к которым мы постоянно обращаемся. Больше всего меня возмущает, что платная медицина устроена по принципу «выбивания денег до последнего тенге». Как только ты попадаешь к одному врачу на диагностику, тебя начинают запускать по кругу, рекомендуя всевозможные дополнительные анализы, исследования и так далее. После этого рекомендуют не только необходимое лечение, но и дополнительное. Один из сотрудников поликлиники сказал мне, что они приобрели дорогостоящий аппарат для физиотерапевтических процедур и теперь «отбивают» его стоимость, рекомендуя всем пациентам посетить данную манипуляцию. Мне кажется, что вся медицинская отрасль нуждается в реформировании, прежде всего необходимо улучшить систему диагностики, повышать профессиональный уровень наших врачей и улучшить систему «скорой» помощи. Слишком много печальных и трагических историй вокруг, произошедших по причине халатности врачей. Сколько жизней можно было спасти, если бы «скорая помощь» прибывала вовремя и имела все необходимое оснащение. Иногда от отчаяния у меня возникает желание поступить самой в медицинский институт, чтобы лечить свою семью и себя. Я не раз была в медучреждениях за границей в разных странах, там тоже далеко не все безоблачно. Но диагностика и скорая помощь работают на высоком уровне. Члены моей семьи лечились практически во всех учреждениях, в том числе в клинике «Интертич», в «Совминке», частных центрах и т.д. Везде есть свои плюсы и свои большие минусы. Поэтому у меня нет никаких предпочтений, в основном есть претензии. Детей вожу к «своим» врачам, которые работают в самых разных местах.
Борис Уманов, председатель правления АО «Страховая компания «Евразия»:
— То, что произошло в Южно-Казахстанской области, говорит о том, что сегодня система здравоохранения находится в не очень хорошем состоянии. Этот факт подтверждает недавнее посещение главой Минздрава полутора десятков медицинско-профилактических учреждений в ЮКО. Впрочем, ситуация с безразличием и безответственностью похожа во многих других областях Казахстана. Таким образом, по – крайней мере, сегодня степень моего доверия к отечественной системе здравоохранения очевидна. Скорее всего, в первую очередь необходимо усовершенствовать процесс управления в этой сфере, затем увеличить заработную плату работникам медицинских учреждений с соответствующим повышением степени ответственности и др. Кое-какие изменения уже начались, вы видите, как меняется менеджмент. Что касается второго вопроса, он довольно сложный. Я застраховался в одной крупной компании. В любых ситуациях, своим застрахованным, то есть мне или членам моей семьи, она всегда дает рекомендации. Например, оперативную информацию об учреждениях, в которых можно получить качественную медицинскую помощь и при этом, покрывает все мои расходы. Я этой надежной компании полностью доверяю.
Карлыгаш Еженова, главный редактор журнала «Эксклюзив»:
— Самым ярким ответом на ваш вопрос может послужить шымкентская трагедия. В истории гибели десятков младенцев отразилась вся глубина кризиса казахстанской системы здравоохранения, всей системы социального обеспечения. Это и отношение к самой трагедии, когда понадобилось несколько недель, чтобы принять меры административного характера. Это и остаточный принцип финансирования самого дорогого, что у нас есть – здоровья матери и ребенка. Это и нравственная оценка общественных институтов, которой мы просто так и не дождались. В любой цивилизованной стране такая ситуация стала бы национальной трагедией, вызвавшей общественные дебаты, дебаты в парламенте. В первую очередь это говорит об отношении нации к самой себе. Все предпринимаемые меры – это всего лишь бунт на коленях. Что может быть важнее для любого из нас, чем здоровье своего ребенка? Поэтому я предпочитаю доверять какому-то конкретному врачу, который дорожит своей профессиональной репутацией.
Комментариев пока нет