Системы без опасности
Поддержать

Системы без опасности

Рынок технических систем безопасности начал формироваться с того момента, как государство ушло от монопольного доминирования на предоставление такого вида услуг. То есть, как и у других сфер рынка, начало его зарождения можно относить к первой половине 1990-х годов.


Алексей Кириллов


Развивался в последующие годы он довольно интенсивно. Если в советские времена в Алматы существовала всего одна организация, занимавшаяся установкой сигнализации, то сейчас в каждом из направлений – поставка, монтаж и обслуживание систем безопасности – действует множество компаний. Участников рынка очень много — от крупных компаний до едва ли не частников. Причем это направление у нас, видимо, еще не оскудело кадрами, исходя из оценок специалистов, что не менее 60-70% представленных на рынке компаний обеспечивают хороший уровень услуг. Правда, это касается в основном крупных городов, в первую очередь со значительным отрывом Алматы, потом Астаны и нефтедобывающих центров Запада Казахстана. Объем рынка продаж систем безопасности в Алматы эксперты оценивают примерно в полмиллиарда тенге, но это не только алматинский, а в очень большой мере и казахстанский объем.
Насыщенности рынка субъектами соответствует и предложение на нем: эксперты отмечают, что в этом направлении Казахстан успешно и быстро влился в глобализационные процессы, уже став частью мирового рынка систем безопасности. И при всем том, в этой сфере немало таких процессов, которые иначе, как парадоксами развития, не назвать…
Прежде всего во избежание путаницы стоит сделать небольшое разъяснение. Рынок систем безопасности складывается из ряда позиций – охранной сигнализации, совмещенной с тревожной; пожарной автоматики и активного пожаротушения; видео-наблюдения и контроля доступа. Это основные направления, наиболее популярным из которых, как нетрудно догадаться, остается охранная сигнализация. Известное дело – стоит человеку что-либо обрести, как сразу начинаются заботы, как обретенное сберечь. И эта понятная озабоченность сограждан сохранением нажитого непосильным трудом гарантирует поставщикам этих услуг на рынке стабильный спрос.
Проблемы же рынка систем безопасности произрастают из взаимоотношений с государством. Оно, уйдя из этой сферы как участник рынка, не ушло как его регулятор. Собственно, не самого рынка как такового, а присутствующих на нем товаров: существует законодательно определенный перечень разрешенного к ввозу на территорию Республики Казахстан специального оборудования. Это, в общем, понятно. Доступ таких технологий и оборудования должен контролироваться государством. Но проблема в том, что однажды, еще в 1990-х годах, определив перечень того, что разрешено к экспорту на казахстанский рынок, соответствующие госорганы с тех пор этот перечень не обновляли.
— Как таковая законодательная база, регламентирующая нашу сферу деятельности, не запрещает ввоз нового оборудования, но фактически это делают не обновлявшиеся бог знает сколько лет нормативно определенные перечни товаров, разрешенных к экспорту на казахстанский рынок. За это время системы безопасности очень усложнились и развились, все ушло очень далеко вперед. И фактически на нашем рынке присутствуют современные системы. А как может быть иначе? Бюрократическая норма, к тому же нелогичная, не может сдержать развитие рынка. Поставщики предлагают потребителям оборудование лучшее, эффективнее того, что внесено в тот «пыльный» от времени перечень. Но нелогичность ситуации не меняется: чтобы ввозить что-то новое, нужно обращаться к разрешительным органам. Где, кстати, знают о современных технологиях и оборудовании не больше, чем компании-участники рынка, — так комментирует эту действительно странную ситуацию Денис Куропятников, начальник отдела продаж систем безопасности компании Intant.
Другие эксперты также соглашаются с тем, что на сегодня самая большая проблема для развития в Казахстане рынка современных систем безопасности – это рудиментарно-бюрократическая, рамочно определенная номенклатура оборудования, допускаемого к присутствию на нашем рынке. С чисто формальной точки зрения, современное и качественное удовлетворение потребностей казахстанцев в очень значимом и важном направлении находится как бы вне закона. Естественно, что новое оборудование на рынке все равно присутствует. Компании, работающие с ним, собирают отзывы о его работе, о том, что клиенты не имеют к нему претензий, чтобы затем передать их контролирующим органам. Но тем не менее ситуация не меняется. И любой контролирующий орган может придраться и поставить вопрос – почему поставляется не утвержденное перечнем оборудование? «Велика инерционность в системе государственного контроля», — заметил один из специалистов.
Основным направлением на рынке систем безопасности остаются охранные системы. И предложение по ним, имеющееся на рынке, дает заказчику почти безграничные возможности по контролю и управлению своим офисом или домом. Кроме обычных функций по защите от проникновения в них интегрирована масса всего; например, управление через мобильный телефон вентиляцией, открывание штор, включение и отключение бытовых электроприборов, управление электроснабжением отдельных частей зданий! Одно только перечисление возможностей сегодняшних систем может занять половину статьи. Спрос на этот сегмент рынка идет как от частных лиц, так и юридических, и крупных корпораций, и государственных. Кстати, с точки зрения правового регламентирования «частникам» здесь проще — автономные сигнализации не регламентируются законодательством. По поводу корпоративных было сказано выше, но, видимо, статус многих из них помогает решать эту проблему. Ведь среди потребителей серьезных систем безопасности – банки, крупные компании…
В плане странового происхождения оборудования на казахстанском рынке абсолютно доминирует российская продукция. Эксперты оценивают ее долю не менее чем в 70% от общего объема реализуемого оборудования. На третьем месте по объему присутствия на казахстанском рынке – Южная Корея, между ней и Россией — Китай.
— На нашем рынке сейчас понятие «китайский» очень сильно трансформируется, я бы сказал, что есть «два Китая»: «никакой» и «еще какой!». Причем второй вариант даже дороже ряда известнейших брендов из Европы и Юго-Восточной Азии, — заметил по этому поводу г-н Куропятников.
Есть на рынке и продукция из Европы, но незначительно. Абсолютное доминирование российского, китайского и корейского оборудования не говорит о слабости и неплатежеспосбности местного потребителя, как это можно было бы подумать. Даже, наоборот, о возможности для него покупать очень современные продукты. Россия, раскрыв свои оборонные технологии, резко вырвалась по качеству продукции на рынке систем безопасности, выйдя на него новыми, очень хорошими системами. Специалисты называют, в частности, систему радио-мониторинга «Стрелец», интегрированные системы «Орион», «Болид», такие системы позволяют контролировать ситуацию с различными аспектами безопасности не только в масштабе отдельных зданий или комплексов, но и целых городов. Система «Интеллект» объединяет ряд технических средств, используемая рядом казахстанских банков. Она позволяет контролировать ситуацию на объектах заказчика в разных городах.
— Сегодня потребитель в Казахстане может получить любую существующую в мире технику и оборудование, любой комплектации, любой страны происхождения. На спрос в большей степени удовлетворяется за счет российских поставок. Это объясняется как общностью информационного и технологического пространства, так и во многом традицией, — заметил г-н Куропятников.
Вообще, если смотреть с точки зрения организации рынка, то рынок систем безопасности уже сложился во вполне цивилизованную структуру. Уходит в прошлое «чемоданный бизнес», когда технику везли разовыми партиями; все переходят на официальные поставки, легальный экспорт и даже реэкспорт. Есть и свои казахстанские разработки, хотя пока в очень незначительном объеме. Возможно, раскачать эту ситуацию позволит программа развития технопарков, к которой некоторые фирмы, работающие в этой сфере, проявили интерес.
Однако, по мнению представителей компаний, занимающихся монтажом систем безопасности, пробелов в обеспечении потребностей на рынке еще немало. Да заказать и получить в принципе можно любое оборудование, но сроки поставки могут оказаться довольно долгими, и не каждая компания-поставщик сможет сразу обеспечить нужную комплектацию. Не каждый клиент сможет быстро и гарантированно, притом оптимально удобно совместить для себя три главных фактора – цену, качество и сроки. Не говорит ли это отчасти о неразвитости нашего рынка?
— Отчасти, да. Основная часть заказчиков ориентируется на несложное и не слишком дорогое оборудование. Сложные системы заказывают, как правило, банки, крупные компании, представительства зарубежных компаний. Наш потребитель даже далеко не всегда просит, чтобы охранная система, например, была связана с компьютером и вела протокол событий или была защищена от несанкционированного отключения. На мой взгляд, массовые запросы нашего рынка еще далеко не соответствуют тем возможностям, которые есть на международном рынке охранных систем. Хотя если смотреть на динамику развития рынка, то рост есть и количественный, и качественный. И это заставляет поставщиков услуг расширять и свое предложение, комментирует вопрос Александр Курдаев, директор ТОО «АРГО-2003», специализирующегося на монтаже охранных систем.
Один из его коллег так развил эту мысль: «Мы можем поставить любую технику с любой страны мира, но будет ли она востребована? Например, есть установки, стоимость которых сотни тысяч долларов, а востребованность, может быть, раз в год. Кто будет ее заказывать в наших условиях? Хотя эффект от них очень серьезный».
В этом видно проявление второго парадокса развития рынка систем безопасности: при явном осознании в обществе необходимости защищать себя и имущество с помощью технических систем при росте спроса на них все это идет в значительной мере за счет относительно дешевых способов, очень далеких от того лучшего, что можно найти на рынке.
Почему? Только ли в цене здесь дело? По поводы цены, якобы высокой, у специалистов есть мнение, что такое представление от неосведомленности.
— Например, монтаж системы с постановкой на радиомодуль будет стоить порядка сорока тысяч тенге. А абонентская плата частного лица составляет порядка 7 тыс. в месяц. При этом есть почасовая тарификация, оплата одного часа в среднем 30-40 тенге. Вряд ли такую цену можно назвать чрезмерной и в принципе, и особенно исходя из того, что она гарантирует с большой долей эффекта сохранность жилища и имущества, — заметил г-н Курдаев.
Ушли в прошлое и те проблемы, которые когда-то существовали в советские времена и до сих пор находят отражение в мнениях людей, когда именно постановка квартиры на сигнализацию порой провоцировала ее ограбление. Сограждане, думаю, догадались, о чем речь. Так вот, по единодушному мнению опрошенных нами специалистов, этого уже нет.
Тогда почему же публика не запрашивает на рынке в массовом порядке высокоэффективные системы контроля? Оба наших интервьюера дали почти одинаковый ответ: «Это специализированный рынок, который очень сложен в отношении информационного дохода до клиента и большая проблема в информированности потенциальных заказчиков, клиент зачастую не знает, что ему надо и куда ему обратиться». Осознав необходимость защищать себя с помощью «умных систем», казахстанцы еще не определили способ найти их, эти системы. И это, считают эксперты, здорово тормозит развитие предложения услуг на этом специфическом рынке.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *