Казахстан и ООН: взаимодействие во имя мира, безопасности и развития
Поддержать

Казахстан и ООН: взаимодействие во имя мира, безопасности и развития


2 марта с. г. исполнилось 15 лет с момента принятия на 46-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, утвердившей членство нашей страны в важнейшей универсальной международной организации. О конкретных итогах участия Казахстана в деятельности ООН и перспективах укрепления взаимодействия в формате Объединенных Наций наша беседа с министром иностранных дел Республики Казахстан Маратом ТАЖИНЫМ.



— Марат Муханбетказиевич, что, на ваш взгляд, является наиболее характерной особенностью периода взаимодействия Казахстана и ООН за минувшие 15 лет? — Пятнадцать лет членства Казахстана в Организации Объединенных Наций необходимо рассматривать как часть истории нашего становления в качестве независимого государства и полноправного члена мирового сообщества. Ведь именно со 2 марта 1992 года наша страна закрепила за собой право называться полноправным членом сообщества наций, которым, по сути, является организация. Членство в ООН — один из ярких символов суверенитета и свидетельство неизменной приверженности Казахстана высоким идеалам мира, развития и всеобщего процветания. Президент Н.Назарбаев с первых шагов Казахстана на международной арене подчеркнул приоритетность взаимодействия с ООН. Безусловное выполнение взятых на себя международных обязательств снискало нашей стране репутацию ответственного партнера. Мировое сообщество высоко оценивает историческое решение главы государства об отказе от четвертого в мире по своему потенциалу ядерного арсенала. Казахстан инициировал проведение в Алматы I Международной министерской конференции ООН по проблемам развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, состоявшейся в августе 2003 года. В целях консолидации усилий по борьбе с международным терроризмом в январе 2005 года Республика Казахстан провела выездное заседание Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Признанием конструктивной роли Казахстана в деятельности ООН стало избрание нашей страны в один из главных ее органов — экономический и социальный Совет. 2 ноября 2006 года на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Казахстан получил поддержку 187 из 192 государств-членов ООН и стал первым государством Центральной Азии, избранным в число 54 государств-членов ЭКОСОС. Начиная с текущего года Казахстан будет представлять в этой структуре Азиатский регион. Членство в ЭКОСОС основано на признании практического вклада Казахстана в укрепление международной безопасности и режим нераспространения оружия массового уничтожения, развитие диалога цивилизаций, успешной реализации целей тысячелетия. В мае этого года Алматы станет местом проведения 63-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), крупнейшей региональной экономической комиссии, объединяющей более 50 государств. По составу участников и кругу рассматриваемых вопросов предстоящий форум станет одним из самых значимых международных мероприятий в истории Казахстана и всего Центрально-Азиатского региона. Принимая у себя авторитетный форум, наша страна способствует участию всего мирового сообщества в решении наиболее актуальных проблем Центральной Азии. В целом, подводя итоги прошедшему пятнадцатилетию, необходимо отметить, что это был чрезвычайно насыщенный, даже для богатой истории ООН, период, который уместил в себя события исторического масштаба. И Казахстан, благодаря активной и взвешенной позиции, внес свою лепту в дело мира, безопасности и развития, а также функциональную и структурную модернизацию Объединенных Наций.



— За годы работы в ООН и ее специализированных структурах выработался характерный почерк казахстанской многосторонней дипломатии. Каким его видят наши партнеры?
— Характерной особенностью участия Казахстана в работе ООН стали активность, с которой наша страна включилась в реализацию изложенных в Уставе Объединенных Наций целей, и твердая приверженность основополагающим принципам поддержания мира и безопасности, развития дружественных отношений между нациями, осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем. Примером этому служит первое выступление президента РК Н.Назарбаева в ООН в октябре 1992 года в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, которое можно с полным основанием назвать историческим и программным для казахстанской внешней политики. Именно в ней было представлено мировому сообществу СВМДА — казахстанская инициатива, которая сегодня стала реальным фактором международных отношений и формирования системы безопасности на Азиатском континенте. С высокой трибуны ООН казахстанский лидер подчеркнул принципиальную готовность нашей страны разделять с другими членами международного сообщества ответственность за достижение целей развития, соблюдение прав человека, укрепление режима нераспространения оружия массового поражения, выработку эффективных мер противодействия современным вызовам и угрозам стабильности и безопасности. В этом же выступлении прозвучал призыв к государствам-членам начать формирование фонда миротворческих усилий ООН за счет добровольного перечисления в него фиксированных взносов (один процент) от своих оборонных бюджетов. Несмотря на то что эта инициатива пока не нашла своего воплощения, сама идея, направленная на сокращение мировых расходов на вооружения, не является недостижимой.



— Приведенные вами примеры наглядно свидетельствуют о приверженности Казахстана укреплению многосторонних начал и принципу коллективной ответственности цивилизованных государств за решение глобальных проблем.
— Казахстан, как и многие другие государства, связывает с ООН надежды на обеспечение стабильности и формирование справедливого мирового порядка. Это тем более актуально сейчас, когда процессы глобализации охватывают практически все сферы жизнедеятельности и повышают взаимозависимость как отдельных проблем, ранее казавшихся внутренними, так и целых регионов, разделенных порой тысячами километров. Сегодня ни одна, даже наиболее мощная держава не способна в одиночку противостоять таким вызовам современности, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения, решать проблемы эпидемии ВИЧ/СПИД, нищеты, региональных конфликтов и т.д. Эти проблемы трансграничны и интернациональны по сути и потому требуют поиска коллективных решений. Современный мир не приемлет односторонних действий. Это также аксиоматично, как и то, что многосторонней дипломатии альтернативы нет. Сегодня экспертное сообщество говорит о «ренессансе многосторонней дипломатии». Казахстан последовательно выступает за многополярный мир как оптимальную формулу обеспечения баланса сил и международной безопасности. Эта позиция выражена в стратегическом курсе Казахстана на проведение многовекторной сбалансированной внешней политики. Это не только прагматичный выбор страны, непосредственно граничащей с двумя государствами-членами Совета Безопасности ООН, но и наше видение будущего мироустройства.



— Говоря о центральной роли ООН в выработке решений наиболее насущных проблем человечества, нельзя обойти вопрос эффективности деятельности организации, вопрос о реформе ООН, который обсуждается на самых высоких международных форумах. Как обстоят дела с решением этой задачи и какова здесь позиция Казахстана?
— Действительно, вопрос о реформе ООН долгое время находится в центре внимания как государств-членов организации, так и всей мировой общественности. Это неудивительно, если представить себе, какие изменения претерпела организация с момента создания в 1945 году. Достаточно сказать, что за 60 лет своего существования количество ее членов выросло с 51 до 192 государств, почти в четыре раза. Только со дня вступления Казахстана в ООН в ряды организации вступило или переоформило свое членство еще 13 государств. Естественно, такие изменения не могли не сказаться на эффективности работы, включая главные органы ООН, такие как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). В этой связи государства-члены и руководство самой организации приняли решение о необходимости проведения реформы ООН, которая смогла бы повысить прозрачность в процессе выработки и принятия решений, устранить лишние бюрократические препоны в деятельности Секретариата ООН, четко разграничив при этом полномочия всех органов. Эти и другие вопросы обсуждались на саммите мировых лидеров осенью 2005 года в Нью-Йорке, по итогам которого был принят специальный итоговый документ по реформе ООН. Уже сейчас можно сказать, что за истекший с того момента период удалось выполнить многие решения форума, такие как создание Совета по правам человека и Комиссии по миростроительству, учреждение Фонда демократии ООН и Центрального фонда реагирования на чрезвычайные ситуации. Были укреплены полномочия Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС. Касаясь позиции Казахстана по вопросу реформы ООН, могу сказать, что эта позиция была выработана по итогам консультаций с государствами-членами ООН и представляет собой цельную картину, которая учитывает наши национальные интересы и обязательства перед нашими партнерами. Мы выступаем за то, чтобы сильная и дееспособная ООН являлась ключевым инструментом коллективного регулирования международных отношений и формирования многополярного мироустройства на основе Устава ООН и норм международного права. Мы выступаем за необходимость адаптации институтов системы ООН к современным геополитическим и геоэкономическим реалиям, рациональных преобразований для учета мнения всех государств в решении основных международных проблем. Все важнейшие международные проблемы в таких ключевых областях, как мир и безопасность, устойчивое развитие, разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, развитие, а также соблюдение прав человека должны решаться в рамках международного права под эгидой ООН. Вместе с тем процесс реформирования затягивается. Полагаем, что решение данного вопроса может быть найдено только в рамках конструктивного диалога. Ключ к решению проблемы лежит в принципиальном отказе от мышления времен «холодной войны», учете реалий современного мира и мнений всех членов международного сообщества. Мы надеемся, что на этой основе государства-члены организации смогут найти компромиссное решение.



— Как вы восприняли назначение Пан Ги Муна на должность Генерального секретаря ООН и какие надежды связывает Казахстан с его деятельностью на этом важнейшем посту?
— Сразу скажу, что мы поддержали кандидатуру Пан Ги Муна на должность Генерального секретаря ООН как представителя Азиатского региона. Как вам известно, в соответствии с негласным правилом географической ротации новым административным главой ООН должен был стать выходец из азиатской страны. В этой связи кандидатура Пан Ги Муна представлялась нам одной из наиболее приемлемых с учетом его опыта многолетней деятельности в качестве главы внешнеполитического ведомства Южной Кореи, а также человека, многое сделавшего для усиления региональной безопасности и укрепления казахстанско-южнокорейских двусторонних отношений. Кстати, Пан Ги Мун неоднократно посещал нашу страну, в том числе для участия во II саммите СВМДА в июне 2006 года, в ходе которого им от имени правительства Республики Корея был подписан уставный документ Секретариата СВМДА. На посту Генерального секретаря ООН Пан Ги Мун сразу же зарекомендовал себя как опытный администратор и политик, поставивший перед собой, своей командой и государствами-членами трудные задачи, без решения которых для ООН невозможно движение вперед. Мы внимательно следим за его деятельностью и можем отметить тот факт, что в своем послании делегатам Конференции ООН по разоружению, которая состоялась в Женеве 22 января этого года, он сказал буквально следующее: «Мировые расходы на военные цели достигли в настоящее время 1,2 триллиона долларов США. Эта невероятная сумма составляет 2,5 процента от мирового ВВП. Если хотя бы один процент этих расходов был перенаправлен на цели развития, то мировое сообщество заметно приблизилось бы к достижению целей развития тысячелетия (ЦРТ)». Упоминание об «одном проценте» от военных расходов прямым образом перекликается с предложением главы нашего государства, о котором я уже говорил выше, когда еще в 1992 году Н. Назарбаев с трибуны ООН предложил перенаправлять все тот же «один процент» от тех же военных расходов в специальный фонд на цели миротворчества. Это лучшее свидетельство того, что истинно гуманные идеи никогда не умирают и рано или поздно обретают «второе дыхание».



— Известно, что в Астане и Алматы находятся офисы представительства организаций системы ООН в Казахстане. Насколько эффективно осуществляется сотрудничество министерства иностранных дел с ними и какова вообще цель их пребывания в нашей стране?
— Представительства ряда специализированных учреждений, фондов и программ ООН активно работают в Казахстане с 1992 года. Изначально их деятельность была направлена на оказание широкой технической, консультативной и финансовой помощи нашей стране. Необходимо представлять себе, что ООН пришла в Казахстан по приглашению правительства РК в весьма трудное для нашей страны время и ее содействие в становлении казахстанской государственности, экономической и социальной инфраструктуры трудно переоценить. Следует также сказать, что та помощь, которую оказывала и оказывает ООН, является безвозмездной, что как нельзя лучше отражает природу самой организации, призванной помогать и делиться всеми своими знаниями и ресурсами. Считаю, что лучшие качества ООН в этой связи были проявлены, когда в Южно-Казахстанской области разыгралась трагедия с заражением детей ВИЧ-инфекцией. Представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане было одним из первых, кто откликнулся на эту беду и направил своих сотрудников, а также пригласил специалистов из-за рубежа в ЮКО для оказания первой помощи пострадавшим семьям. Мы благодарны за эту поддержку. В целом же сотрудничество между правительством РК и представительством ООН в Казахстане в настоящее время осуществляется в рамках утвержденной летом 2005 года Рамочной программы ООН по оказанию помощи в целях развития (ЮНДАФ) на 2005-2009 годы. Этот документ служит своеобразной «дорожной картой», которая определяет, какие проекты, на какую сумму и в каких областях сотрудничества будут реализованы совместно с заинтересованными государственными органами РК. Мы надеемся, что представительство ООН предпримет необходимые меры по скорому переносу алматинского офиса в Астану, с тем чтобы его руководство находилось в одном городе с правительством и МИД РК. Мы в свою очередь постараемся помочь с переездом.



— В заключение — какой вам видится роль ООН в будущем и как, на ваш взгляд, будет и должно развиваться сотрудничество Казахстана и ООН?
— Признавая центральную и безальтернативную роль ООН в решении важнейших вопросов современного мира, мы не собираемся быть сторонними наблюдателями происходящих в этой организации процессов. Казахстан за пятнадцать лет своего членства в этой структуре внес огромный вклад в поддержание международного мира и безопасности. Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, поощрение диалога цивилизаций и религий — вот далеко не полный перечень шагов, предпринятых Казахстаном в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Казахстан заслужил широкое признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению мировых проблем. Говоря о перспективах развития сотрудничества, мы намерены целенаправленно использовать возможности ООН и организаций ее системы по принятию конкретных мер, направленных на смягчение негативных экономических и гуманитарных последствий таких техногенных и экологических катастроф, как высыхание Арала, Балхаша, радиоактивное заражение Семипалатинского полигона, загрязнение источников питьевой воды и общее их сокращение. Другой важнейшей задачей является решение ряда проблем гуманитарного характера, в том числе сокращение бедности, улучшение здоровья населения, снижение уровня детской и материнской смертности. В этой связи особое внимание будет уделяться мерам, направленным на эффективное и своевременное достижение целей развития тысячелетия и принципов устойчивого развития, которые были согласованы международным сообществом на саммите тысячелетия в Нью-Йорке в 2000 году и саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году. Приверженность Казахстана своим обязательствам по достижению этих целей и принципов будет оставаться краеугольным камнем в основе дальнейшего расширения сотрудничества нашей страны с ООН и организациями ее системы, а также донорским сообществом по решению вышеупомянутых проблем.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *