Что сжигаем?
Поддержать

Что сжигаем?

Ядвига Ядова


По данным исследования, проведенного в нынешнем году агентством «БРИФ», основной причиной (78%) смены АЗС для большинства лояльных к «своей» заправке клиентов может послужить снижение качества бензина. Повышение цены на топливо и обнаружение обмана со стороны обслуживающего персонала в ценностных ориентирах казахстанских автовладельцев занимают соответственно 30% и 29%.


В свою очередь качество бензина зависит от качества сырья — нефти. Специалисты отмечают, что наиболее важными характеристиками последней являются плотность, фракционный состав, содержание серы, парафинов, воды и солей. Как известно, добываемая в Казахстане нефть отличается повышенным содержанием серы и парафинов.
После первичной переработки нефти получают прямогонный бензин с содержанием октанового числа не более 65, который является сырьем для производства качественного бензина. Повышают октановое число, смешивая прямогонный бензин с другими легкими фракциями.
Качество высокооктанового бензина определяется загрязнением механическими примесями, различными кислотами, щелочами, органическими соединениями, соединениями серы. Они влияют на такие важные параметры, как детонация, интенсивность износа двигателя, образование нагара, коррозионное воздействие на двигатель, токсичность выбросов и т.д.
В настоящее время вслед за Европой наш северный сосед – Россия — переходит на норматив евро-3, который предъявляет дополнительные требования к качеству бензина:
• содержание свинца до 0,005 г/л
• содержание серы менее 0,015%
• содержание бензола до 1%
• содержание ароматических углеводородов — не более 42%
• содержание олефиновых углеводородов — не более 18%.
В отдельных странах перешли на еще более жесткие требования евро-4, которыми снижается количество ароматических углеводородов до 35% и серы до 0,005%.
Недавно в СМИ прошла информация от Павлодарского нефтехимического завода о намерении выпускать бензин по стандартам евро-3. Пока же в Казахстане распространены стандарты аналогичные европейскому евро-2.
Требования к качеству бензина объясняются не только заботой о выбросах в атмосферу, но и о долговечности и износостойкости самих автомобилей. Тем более что современный автопром предлагает машины, которые становятся все более чувствительными к качеству заправляемого в них топлива.
Если сегодня в стране зарегистрировано свыше 1523 тысяч автомобилей, из которых новых иномарок только 385 900 штук (поддержанных в возрасте от 5 до 10 лет – 553 480 и еще около 554 981 авто – российского производства), то к 2015 году социологи прогнозируют рост новых иномарок до 1206 тысяч, поддержанных – всего до 1049 тысяч. Объем российской автопродукции, по прогнозам, сохранится на нынешнем уровне – не более 600 тысяч.
При этом специалисты подсчитали, что к 2015 году в Казахстане спрос на бензин марки АИ-95 вырастет с нынешних 1707 тыс. тонн до 3705 тыс. тонн. При этом потребление АИ-80 вырастет совсем незначительно: с 1342 тыс. тонн в 2006 году до 1571 тысяч в 2015. Наряду с высокооктановым вырастет потребление только дизтоплива (до 5256 тысяч тонн с сегодняшних 2896 тысяч).
Таким образом, спрос на качественный бензин с годами будет только расти. Неудивительно поэтому, что существующие розничные сети в последние годы выводят на первое место в конкурентной борьбе именно качество предлагаемого товара.
Однако качество бензина зависит не только от его производителя, но в большей степени от условий транспортировки и хранения. При длительном хранении слегка уменьшается октановое число и возрастает количество смол за счет окисления имеющихся углеводородов. Смолы оседают на различных деталях: воздействуют на стержни впускных клапанов, детали карбюратора, внутренние стенки топливного бака и т. д. Это нарушает нормальную работу автомобиля и ускоряет его износ. Окисление усиливается в присутствии меди (например, в бензобаке, заборной трубке, фильтре). Важна герметичность бака или канистры и даже время года (летом окисление идет быстрее).
Таким образом, помимо стандартов производства необходимы стандарты хранения, а также постоянный контроль качества ГСМ в местах их хранения и реализации.
Помимо лабораторий качества в самих компаниях в Казахстане работает несколько научно-исследовательских центров, осуществляющих экспертизу и анализ качества горюче-смазочных материалов.


Торговый дом «КазМунайГаз» в этом году приступил к внедрению системы сквозного контроля качества – от производства нефтепродуктов до их реализации на заправках. Главный упор делается на мобильные лаборатории как наиболее оперативную и мобильную форму обеспечения контроля. Они проводят испытания и измерения качества бензина, дизтоплива и моторных масел по таким показателям, как: детонационная стойкость (октановое число) автомобильных бензинов; процентное содержание воды; температура вспышки; содержание серы; плотность; кинематическая вязкость; содержание водорастворимых кислот и щелочей; температура застывания; массовая доля механических примесей; фракционный состав нефтепродуктов. В настоящее время введены в действие лаборатории, контролирующие качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС в северном, центральном и восточном регионах страны. Внутренний контроль проводится по показателям анализов 1 раз в месяц, а внешний — не реже 1 раза в полугодие. В апреле Торговый дом огласил первые данные по работе лаборатории: в целом качество нефтепродуктов, реализуемых компанией на АЗС в Астане, признано соответствующим установленным требованиям. Это подтвердили результаты внешнего контроля, проведенного обществом защиты прав потребителей «Адилет» совместно с акиматом Астаны по итогам проверки 40 АЗС столицы. В Алматы другая независимая лаборатория также признала качество бензина на станциях ТД КМГ соответствующим стандартам.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *