По законам шариата
Поддержать

По законам шариата

 Айдарбек Ходжаназаров, советник председателя совета директоров БТА


На территории СНГ Банк ТуранАлем (БТА) первым проявил интерес к исламскому финансированию. В начале 2007 года БТА подписал соглашение с Emirates Islamic Bank (EIB) о сотрудничестве и создании совместного предприятия — исламского банка, на территории РК. Соглашение с EIB окажет огромную пользу как нам (БТА), так и EIB. Во-первых, в связи с отсутствием у нас Совета шариата мы используем заключение Совета шариата EIB, что подтвердит нашим клиентам соответствие канонам шариата. Во-вторых, партнер рад поделиться с нами своим опытом и знаниями в этой достаточно новой для нас системе. И наконец, Emirates Group после слияния с Dubai National Bank стал самым большим банком в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, в то время как БТА стал выгоден для EIB своей успешной работой по всей территории СНГ.


Что представляет собой исламское финансирование и чем оно отличается от западного?
Колыбелью исламского финансирования является арабский регион, а всего в мире на данный момент существует более 100 банков и финансовых институтов, которые функционируют по принципам шариата, базирующихся на священном Коране и сунне Пророка Мухаммеда (с.а.а.с).
Вместе с тем исламская экономика — это не религиозная сфера деятельности, а лишь иная экономическая система. Поэтому она может быть ориентирована не только на мусульман, но и на представителей иных конфессий нашей многонациональной страны.
Как уже было упомянуто, исламское финансирование базируется на принципах шариата — исламского права: совокупности правил, по которым правоверный следует в своей частной и общественной жизни. Само слово «шариат» является производным от арабского «дорога» и означает путь гармоничного существования. Шариат — не закостенелая, средневеково-архаичная система, как считают многие, не исключая и некоторых мусульман, а гибкая и шагающая в ногу со временем система законов и ценностей. Следуя шариату, исламская экономика ставит во главу принципы справедливости и равноправия и не приемлет незаконного обогащения любой из сторон, на этих же принципах основываются продукты исламского банка и торговые контракты.
Исламский банк, как и любой другой, является посредником, аккумулирующим фонды и размещающим их у предпринимателей для осуществления бизнес-проектов. Однако если обычные банки используют процентную ставку и для вкладчиков, и для заемщиков, то исламский банк выполняет эти функции способом, соответствующим шариату, который запрещает процентную ставку (RIBA). Это связано с тем, что по шариату деньги были созданы лишь как средство обращения, обмена и расчетная единица (для покупки товара или услуг), а не как средство сбережения, использующееся для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуатации, что не соответствует принципу справедливости в исламе.
Тогда в чем же смысл «исламского кредита» и как получают прибыль исламские банки, если их кредиты беспроцентные? (Система исламского финансирования отвергает понятие «кредит», здесь мы пользуемся им для облегчения понимания.) Прежде всего, надо сказать, что финансирование имеет свою стоимость, то есть сами займы не бесплатны. Во всех контрактах исламского финансирования должна происходить покупка или продажа какого-либо товара, то есть финансирование происходит исключительно против товара. Финансирование, целью которого является получение вознаграждения за ссуду, запрещено, как и потребительские кредиты на личные расходы, поскольку неизвестно, на что будут потрачены ссуженные суммы.
Исламский банкинг подразумевает прозрачность сделки с обеих сторон, равноправное участие в прибылях и убытках общего дела. То есть шариат уравнивает роль и шансы владельца бизнеса и финансирующей стороны, в то время как в традиционной системе все риски несет предприниматель, и банк при любом исходе сделки выигрывает. Прибыль исламского банка определяется прибылью от вложения, вследствие чего банк заинтересован в успешном завершении сделки.
В связи с тем, что главенствующая роль в исламском банкинге принадлежит идеологии, автоматически подразумевается незыблемость правил и законов, а значит, и финансового института, что обеспечивает эффективность всей системы. Благодаря отсутствию неподкрепленных долговых соглашений исламская экономика более стабильна, чем традиционная система. Вы можете не думать о взрыве долгового пузыря, поскольку его появление в исламской экономике маловероятно, так как все долговые соглашения подкреплены товарами или услугами, к которым привязаны денежные потоки. В результате отсутствуют спекуляции, которые могут нарушить экономическое равновесие. Например, Малайзия во время кризиса в ЮВА в конце ХХ века получила наименьший урон именно благодаря этому.
Исламские финансовые инструменты охватывают все виды коммерческой и производственной деятельности. Все они имеют свои специфические особенности, подходящие для отдельных видов бизнеса. Исламский банкинг включает в себя более 15 видов исламских банковских продуктов и услуг. Контракты зиждутся на трех китах: торговле, лизинге и партнерстве. На них основаны все исламские банковские продукты: Мурабаха, Мушарака, Иджара, Истисна, Мудараба, Уакала, — гибриды которых создают новые виды.


Murabahah (Мурабаха) — перепродажа с торговой наценкой — предполагает подписание договора купли-продажи товаров между банком и клиентом по заранее согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара, и используется, как правило, для финансирования краткосрочных торговых сделок.


Ijara (Иджара) — соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы оговариваются наперед. Оборудование остается в собственности банка. Иджара используется для финансирования производства, строительных работ и приобретения товаров, предназначенных для лизинга.


Musharakah (Мушарака) — партнерство. В данном случае банк подписывает с клиентом договор товарищества, где стороны обеспечивают своими капиталами финансирование проекта. Гибкое соглашение о партнерстве позволяет заранее согласовать разделение прибылей согласно вложенным средствам. Обычно долевое участие в бизнесе происходит за счет эмиссии ценных бумаг, позволяющих участвовать в прибылях «Participation Securities» (Sukuk).


Mudharabah (Мудараба) — участие в прибылях и убытках — является институтом исламской экономики, фактически трастовым финансированием, действовавшим на Аравийском полуострове в доисламский период. При этом доход от вложенных средств распределяется между доверяющим их и доверенным лицами в соответствии с соглашением о долях, все убытки несет обладатель средств, а доверенное лицо не получает в этом случае прибыли.


Istisna’a (Истисна) — форвардная сделка — создана для крупных и долгосрочных проектов, скажем, создания инфраструктуры, и представляет собой сделку, расчет по которой будет произведен на определенную дату в будущем и по цене, установленной на дату заключения сделки.
Сразу отвечу на шесть основных вопросов, которые возникают при первом знакомстве с исламским финансированием:


1. Отсутствие процентной ставки повлечет бесконечный спрос на фондирование и нулевое предложение.


2. Такая система не в состоянии привести к равновесию между спросом и предложением на фонды.


3. Отсутствие процентной ставки означает односторонний поток капитала.
Отказ от процентной ставки и отсутствие долгового соглашения не подразумевает нулевой доход сверх капитала, поскольку начисление вознаграждения в исламском банкинге происходит не ex-ante, то есть не с ожидаемой прибыли. Вознаграждение или доход начисляется поверх капитала ex-post по факту прибыли, и более того, сама величина дохода сверх капитала будет определяться прибылью. В результате логически следует, что односторонний поток капитала невозможен.


4. Нулевая процентная ставка приведет к спаду в сбережениях населения.


5. Следовательно, отсутствие процентной ставки должно повлечь за собой прекращение инвестиций и роста экономики в целом.
Как известно, ожидаемый возврат определяет возможность инвестирования, как ожидаемая норма прибыли (rate of return) и доход (income), но никак не процентная ставка, определяют сбережения. Значит, предположения о прекращении сбережений и инвестиций безосновательны и рост экономики обеспечен.


6. В беспроцентной системе будет отсутствовать денежно-кредитная политика, так как инструменты контроля ликвидности не могут существовать без предопределенной процентной ставки.
Денежно-кредитная политика в данной системе функционирует так же, как и в традиционной системе, и ее эффективность зависит от наличия инструментов контроля ликвидности, которые моделируются в соответствии с законами шариата.
Исламское финансирование имеет отличные перспективы на постсоветском пространстве благодаря большому числу правоверных, живущих в СНГ. Вместе с тем в странах с развитым исламским банкингом (например, Сингапуре) большая часть клиентов — немусульмане, поскольку они находят эту систему более справедливой.
 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *