«И тридцать витязей прекрасных…»?
Ярослав Разумов
Через два месяца, 1 ноября этого года, заканчивается срок приема заявок на включение производственных проектов в претенденты на участие в государственной программе «30 корпоративных лидеров». Тем самым будет сформирована основа для реализации одной из самых серьезных и амбициозных экономических идей за все годы независимости Казахстана. Что из этого в итоге получится? Соответствие цитате из Пушкина, вынесенной в заголовок? Или что-то иное?
Не секрет, что государственная программа «30 корпоративных лидеров» имеет кроме своих идеологов и сторонников также и критиков. Дело вполне естественное – мега-проект не может быть всеми и сразу воспринят на ура. Полезно посмотреть, в чем суть критических замечаний в адрес программы.
Основные замечания касаются сроков. Как реализации самой программы, так и отдачи от подготовительного этапа, в частности, создания институтов развития. И здесь, в части определения сроков, невозможно не согласиться с председателем правления фонда устойчивого развития «Казына» Кайратом Келимбетовым: «Необходимо понять, что невозможно за один — два года изменить всю систему, которая долгие годы зависела и еще будет какое-то время зависима от нефтяного сектора».
Самые строгие критики не смогут не согласиться с тем фактом, что отечественная экономика столь прочно «произрастает» из нефтегазового потенциала, особенно в последние годы; нефтедоллары сделали ее становому хребту такое прочное «отложение солей», что никакими радикальными методами эластичность и гибкость ей в короткие сроки не придать. Да и нужно ли слишком спешить?
Идеологи программы справедливо говорят о необходимости воссоздания утраченной интеллектуальной инфраструктуры, на которую обопрется работа по диверсификации экономики. Действительно, прошедшие полтора десятилетия ни по одной стороне жизни не нанесли такого серьезного удара, как по образованию и науке, что прикладной, что фундаментальной. Не говоря уже о том, что многих звеньев, которые необходимы в современной практике взаимодействия науки и производства, в советские времена никогда не существовало. Сейчас они создаются, частично уже функционируют (технопарки, бизнес-инкубаторы). Об этом звене в программе говорится, и немало. Однако, как представляется непредвзятому взгляду, недостаточно уделено внимание системе образования.
Конечно, ее не реформировать быстро, но процесс этот должен идти, и не только внутри самой системы образования. Необходима его постоянная связка с процессами реформирования самой экономики в виде анализа потребностей в квалифицированных кадрах по отраслям, регионам, координации программ и методик преподавания с бизнесом и т.п. Иначе отечественные «локомотивы экономики» рискуют надолго обречь себя на зависимость от импорта «машинистов» и «проводников». В этом и должно реализоваться одно из направлений объединения усилий государства и частного сектора в диверсификации экономики Казахстана и реализации идеи закрепления за страной заслуженного статуса регионального экономического и политического лидера.
«На программу «30 корпоративных лидеров» не надо смотреть с завышенными ожиданиями — важно, что этот проект четко фокусирует усилия правительства на точках роста», — отмечает г-н Келимбетов. Учитывая «однобокий» характер казахстанской экономики с точки зрения ее сырьевой экспортозависимости, логически посыл авторов идеи выстроен правильно. Как и следующая «направляющая»: в рамках программы будут поддержаны не только 30 крупных проектов, но и 50 средних и 100 малых – так пока определено «в первом приближении». Причем это не значит, что этот перечень статичен: компании будут меняться по мере роста своей конкурентоспособности. Такой подход позволит создать необходимый экономике, особенно с точки зрения роста количества рабочих мест – мультипликативный эффект. Очевидно, что здесь главная проблема, и она же задача, это не ошибиться на всех уровнях с выбором компаний, которые будут осуществлять данные проекты. В первую очередь, проекты крупные.
Их критерии известны; они обнародованы авторами программы. Во-первых, компания должна быть казахстанской, экспортоориентированность представленного проекта должна быть не менее 30% от производимой продукции. Важен также масштаб: объем предполагаемых инвестиций должен составлять не менее 100 млн. долларов США. И, конечно, производимая продукция должна быть конкурентоспособной по цене и качеству. Проект должен быть экономически целесообразным, выгодным для бизнеса и государства. Это прежде всего проекты, которые способствуют интеграции в мировую экономику плюс создают рабочие места, знания и опыт, будущие налоговые поступления для развития социальной и производственной инфраструктуры. Концептуально все это укладывается в понятие «прорыв», которое часто озвучивают в увязке с термином «государственная программа «30 корпоративных лидеров».
— Мы начали понимать, что все силы должны и могут быть направлены на развитие в первую очередь интеллектуальных, экологичных, инновационных и энергосберегающих производств. Разумеется, основа таких масштабных проектов – частные инвестиции. И прежде всего для эффективности проекта и разделения рисков. Инвестиции приходят туда, где складывается наиболее интересная экономическая ситуация. А это и кадры, и транспорт, и энергетическая инфраструктура и много других факторов, отмечает г-н Келимбетов: «В диверсификации мы должны заинтересовать три стороны: государственные структуры, отечественных бизнесменов и иностранных инвесторов. Если мы сможем получить синергетический эффект от объединения их усилий, то весь процесс начнется гораздо раньше и будет проходить успешнее. По этому принципу и работает фонд «Казына». Нам часто говорят, что мы конкурируем с банками второго уровня. Это не так: возьмем любой проект, который мы финансируем, — доля нашего участия составляет не более 30%».
Но с банками второго уровня найти понимание все же проще, чем с потенциальными внешними инвесторами. А они необходимы, уже хотя бы как обладатели современных технологий и высококвалифицированных кадров, способных временно сгладить дефицит отечественных. В современном мире конкуренция за качественного внешнего инвестора велика. И отечественные эксперты признают, что еще предстоит много работать, чтобы превратить Казахстан в инвестиционный рай. Что же делать, пока этого нет? Программа корпоративных лидеров подразумевает для компаний VIP-обслуживание. Как это будет выглядеть на практике? Авторы ее объясняют так: например, если придет крупная компания с предложением построить в Казахстане металлургический завод стоимостью в 1 миллиард долларов, то государству нужно будет очень постараться, чтобы заинтересовать такого инвестора, по возможности удовлетворив его потребности в кадрах, сырье и прочем.
Тем не менее растущий рынок Казахстана и, очевидно, не в последнюю очередь благодаря региональному центральноазиатскому фактору уже сейчас привлекает внимание серьезных внешних инвесторов. Например, среди проектов, предложенных в рамках реализации Программы Астаной, есть строительство автозавода по производству автомобилей «Ниссан» с объемом инвестиций $100 млн. и производственной мощностью 30 тыс. автомобилей в год, завода по сборке локомотивов с объемом инвестиций $70 млн., а также завода по производству автомобильных шин Nokian с объемом инвестиций $200 млн. и планируемым объемом производства 4 млн. автошин в год. Очевидно, что этот набор проектов довольно удачен: здесь и реализация задач по диверсификации экономики, и ориентация на экспорт, и возможность подвизаться предприятиям малого и среднего бизнеса. Соответственно рост числа рабочих мест. Но…
— Серия презентованных в июле проектов только претендует на звание прорывных, однако еще не факт, что они ими станут. Тридцатку корпоративных лидеров мы будем оценивать уже по итогам запуска заявленных проектов, то есть когда появятся реальные данные по их доходности и ориентированности на экспорт. Только после этого мы будем говорить о них как о лидерах несырьевого сектора, которых государство должно поддерживать. К примеру, если компаниям предоставляются налоговые льготы, строится инфраструктура, оказывается помощь в получении лицензий на разработку месторождений, то нужно сначала посчитать, сколько рабочих мест будет создано, какой объем налогов получит бюджет, какое влияние на структуру экономики окажут реализуемые проекты. Именно по этой сложной формуле мы и будем оценивать, кто действительно является лидером, — заявил г-н Келимбетов.
Комментариев пока нет