Бензин в ЕЭП будет дороже
В середине сентября владельцы АЗС обратились в Министерство нефти и газа, требуя либо пересмотреть предельную розничную стоимость топлива, либо установить ценовой порог для оптовиков. АЗС заявляют об убытках. В России оптовая цена на топливо растет, и Павлодарский НПЗ уже предупредил бизнесменов, что отпускная стоимость бензина может пойти вверх вслед за российской. Предложение российского товара в Казахстане на сегодняшний день выросло на $60–70 за тонну. СМИ сообщают, что коммерсанты готовы стучаться в двери даже Евразийской экономической комиссии.
Поможет ли это? Вряд ли. Еще весной прошлого года Казахстан ратифицировал Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Беларуси, Казахстана и России, подписанное в Москве 9 декабря 2010 года. Под общим рынком нефти и нефтепродуктов Единого экономического пространства теперь понимается «совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-участников в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территориях этих стран, необходимых для удовлетворения потребностей в них участников ЕЭП».
Основные принципы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов:
· неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение);
· приоритетное обеспечение потребностей государств-участников в нефти и нефтепродуктах;
· унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты.
Внедрение этих принципов изменит внутренний рынок нефтепродуктов Казахстана, на котором сейчас невооруженным глазом виден дисбаланс между структурой производства и потребления нефтепродуктов, характеризующийся наличием дефицита производства высокооктановых марок бензина и авиатоплива.
Сейчас и в обозримом будущем дефицит покрывается за счет импорта из России. Нехватка производства нефтепродуктов и объем их импорта характеризуют общее недостаточное технологическое состояние существующих НПЗ, не способных удовлетворить внутренние потребности Казахстана. Технологические возможности АНПЗ и ПКОП не позволяют осуществлять глубокую переработку черного золота. В силу технологических особенностей нефтеперерабатывающие мощности Казахстана также зависимы от импорта российской нефти (порядка 7 млн тонн российской нефти ежегодно перерабатывается на отечественных НПЗ). Правда, на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе уже заложили «первый камень» в фундамент строительства комплекса глубокой переработки нефти, но срок строительства займет три с половиной года, плюс вывод на полную мощность, плюс бизнес-процессы и т. п.
В Павлодаре во время 9-го Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана на Россия и Казахстан подписали протокол, регулирующий поставки российской нефти и нефтепродуктов в республику.
Документ разработан в рамках российско-казахстанского сотрудничества по созданию правовой базы Единого экономического пространства.
Протокол создает условия для беспошлинных поставок нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Казахстан для удовлетворения внутренних потребностей республики в объеме, согласно утвержденным индикативным балансам нефтепродуктов на территориях двух государств.
В документе также содержатся механизмы компенсации выпадающих доходов федерального бюджета РФ от беспошлинных поставок нефтепродуктов в Казахстан.
Дело не в том, что в Казахстане не хватает нефти и нефтепродуктов.
В 1-м полугодии 2012 г Казахстан экспортировал 34,6 млн т сырой нефти и газового конденсата на $29,7 млрд.
Россия и Казахстан договорились о беспошлинных поставках российской нефти на Павлодарский НХЗ еще в июне 2012 г. Правда тогда было не ясно, как это будет компенсировать Казахстан. Теперь это прояснилось.
Согласно протоколу, казахстанская сторона за ввезенные российские нефтепродукты осуществляет встречную поставку нефти в Россию.
Порядок расчета объемов встречных поставок и порядок их осуществления устанавливается Методикой встречной поставки нефти на территорию РФ за ввезенные из России в Казахстан нефтепродукты, которая является частью данного протокола.
Это важный момент в отношениях России и Казахстана. Еще в мае 2012 г о беспошлинных поставках российской нефти на Павлодарский НХЗ и речи не шло. Да и раньше поставки приостанавливались, к примеру, в феврале 2010 г.
Тогда из-за угрозы введения экспортной пошлины большинство российских нефтяных компаний приостановили оформление поставок нефти на НХЗ в Казахстане. Более того, Россия в 2 раза сократила поставки нефти на ПНХЗ из-за того, что Казахстан не подписал методику расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в рамках Таможенного союза.
По соглашению Казахстан получает возможность получения определенного гарантированного объема нефти и нефтепродуктов, необходимых ему для обеспечения своих потребностей в рамках согласования долгосрочного индикативного баланса добычи, производства, потребления, транспортировки, поставки, импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов государств–участников Единого экономического пространства.
Нынешняя система ценообразования на нефтепродукты, несмотря на якобы социальную направленность, не рыночная и в рамках ЕЭП вряд ли будет действовать.
С августа 2011 года в стране действует Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Уже больше года устанавливают предельные розничные цены на наиболее популярные виды ГСМ — бензин марок Аи-80, Аи-92/93 и дизельное топливо. У российской стороны такого ограничения нет. Более того, стоимость реализуемых в России ГСМ значительно выше, и ГСМ из Казахстана перетекают в Российскую Федерацию. Так уже было в Западно-Казахстанской области, когда российские потребители буквально «опустошали» казахстанские АЗС, на ценниках которых цифры были намного ниже, нежели у соседей в приграничных районах России.
Система ценообразования на нефтепродукты не привлекает на местный рынок потенциальных конкурентов. Агентство по регулированию естественных монополий предполагает, что в дальнейшем существующий механизм ценообразования на нефтепродукты будет упразднен, а значит, цены на нефтепродукты будут расти.
Это не единственная причина. Трем странам предстоит проведение соответствующей работы по совершенствованию и унификации механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов в рамках ЕЭП. В данном случае стоит отметить существующие в настоящее время различия в налоговой нагрузке между Казахстаном и Россией. Так, доля косвенных налогов в литре российского бензина составляет более 50%, в республике же — в среднем 20–25%, что также отражается на стоимости ГСМ.
Налог | Ставка, % | ||
Казахстан | Россия | Беларусь | |
НДС | 12 | 18 | 20 |
Налог на прибыль | 20 | 20 | 18 |
Подоходный налог | 10 | 13 | 12 |
Налог на недвижимость | 0,1-1,5 | 0,1-2,2 | 0,1-2 |
Налог на землю | Размер налога зависит от кадастровой стоимости и направления использования земельного участка |
В Казахстане ниже ставка НДС и подоходного налога, в Беларуси — налог на прибыль. В Министерстве финансов Беларуси считают экономически не обоснованной идею снижения действующей ставки НДС (20%) до уровня России (18%), а тем более до уровня Казахстана (12%) из-за различий в структурах экономик. «Снижение ставки НДС в Беларуси до уровня России приведет к росту дефицита в условиях 2012 года на 4,6 трлн белорусских рублей (около 1% ВВП), до уровня Казахстана — на 18,3 трлн белорусских рублей (3,7% ВВП). Такие серьезные потери доходной части, несомненно, потребуют пересмотра экономической политики в области доходов, в том числе на социальное обеспечение, субсидирование услуг ЖКХ и транспорта, льготного строительства жилья, бесплатного здравоохранения, образования. Ситуацию осложняет и предстоящая в 2013–2015 годах полоса пиковых выплат по внешнему государственному долгу», — отмечает начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Беларуси Дмитрий Кийко.
По его мнению, партнеры Беларуси по ЕЭП могут себе позволить более низкие ставки НДС с учетом доли доходов бюджета от нефтегазового сектора, которые в России составляют почти 30% ВВП в РФ и 10,6% ВВП в Казахстане (без учета трансфертов из Национального фонда Казахстана, в котором накапливаются налоговые доходы от нефтяного сектора, — еще 4,4% ВВП в 2011 году). При этом в РФ за счет НДС формируется около 15% доходов бюджета, в Казахстане — около 10%, а в Беларуси — более 30% всех доходов бюджета.
Россия на снижение ставок до уровня казахстанских тоже вряд ли пойдет. В итоге, вероятнее всего, свои ставки до некоторых разумных пределов поднимет Казахстан, что непременно отразится и на стоимости ГСМ. Поднимутся цены на транспортные расходы, увеличатся розничные цены на продукты, вырасту и другие тарифы. Уровень инфляции возрастет, и макроэкономические показатели перестанут радовать глаз.
ВРЕЗКА:
Эффективное функционирование ЕЭП требует решения следующих вопросов.
· Формирование согласованных принципов тарифной политики.
В условиях формирования ЕЭП важное значение приобретает разработка общих методологических подходов к расчету тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов. В перспективе странам ЕЭП необходимо перейти на систему единых транзитных тарифов. Для Казахстана решение данной задачи весьма актуально, учитывая удаленность республики от моря и мировых рынков.
· Сохранение качества каспийской нефти в системе трубопровода Атырау–Самара.
Реализация данного направления будет способствовать увеличению заинтересованности казахстанских грузоотправителей в поставках нефти по указанному маршруту, повышению конкурентоспособности транспортировки углеводородов по трубопроводу Атырау–Самара, расширению его пропускной способности и доведению объемов транспортировки до 25 млн тонн в год.
· Решение проблемы недискриминационного доступа в газотранспортную систему Российской Федерации для транспортировки казахстанского газа в третьи страны.
Отсутствие возможностей свободной транспортировки газа из РК по территории РФ противоречит основным принципам ЕЭП, предусматривающим свободное движение товаров, капитала, услуг, рабочей силы.
Кроме того, целесообразно внести изменения в принятое Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики. Изменения и дополнения должны регулировать отношения сторон по доступу к газопроводной системе государств ЕЭП для транспортировки газа, происходящего с территории Единого экономического пространства, не только в пределах ЕЭП, но и за его пределы. Реализация данного направления весьма актуальна для Казахстана, который заинтересован в расширении экспортных возможностей поставок газа на мировые рынки.
· Регулирование вопроса поставок нефти на Павлодарский нефтехимический завод.
ПНПЗ ориентирован на переработку российской нефти. Сейчас достигнуты договоренности по поставкам нефти из РФ на ПНПЗ до 1 января 2014 года.
России в целом невыгодно поставлять нефть на Павлодарский НПЗ, так как данные поставки осуществляются беспошлинно и бюджет РФ при этом теряет ежегодно более $2 млрд. Казахстан же, напротив, заинтересован в развитии взаимоотношений с Россией, поскольку, импортируя сырье из РФ, «высвобождаемую» нефть республика отправляет на экспорт. При этом бюджет и Национальный фонд РК ежегодно получают около $1,5 млрд.
Поэтому необходимо либо выстраивать более долгосрочные отношения с Российской Федерацией и компенсировать импорт российской нефти поставками такого же объема из РК в РФ по трубопроводу Атырау–Самара, либо нужно решать вопрос переориентации производственного процесса на ПНПЗ на переработку казахстанской нефти, что требует привлечения дополнительных инвестиций.
· Повышение конкурентоспособности нефтегазовой промышленности Казахстана.
Для Казахстана в условиях функционирования Таможенного союза и вступления в силу с 1 января 2012 года Единого экономического пространства принципиально важное значение имеют повышение конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств и введение на предприятиях стандарта Евро-5.
Комментариев пока нет