Немного солнца в пластиковом ведре
Поддержать

Немного солнца в пластиковом ведре

S

Эпоха стальных дверей и кодовых замков в подъездах многоквартирных домов в городах Казахстана, начавшаяся несколько лет назад, привела к интересным последствиям. Подъезд, бывший ранее продолжением улицы, с ее грязноватостью и опасностью, стал восприниматься как часть огороженного, личного, в чем-то даже интимного человеческого пространства.

Людям, прожившим большую часть своей жизни в многоквартирных домах, да еще в советский период, когда «все вокруг народное, все вокруг ничье» было жизненным принципом, очень памятны те, прежние подъезды. Грязные, пыльные, с исцарапанными и изрисованными стенами, с углами, полными закаменевшими окурками, а то и пустыми шприцами. Нередко был стойкий запах кошек и человеческих экскрементов, благо двери были открыты настежь. Такой подъезд не воспринимался органичной частью дома, жилья, его хотелось проскочить поскорее, да и скрыться в уютной глубине родной квартиры.
Сегодня все стало по иному. Закрытые подъезды стали вызывать у жильцов куда более положительные эмоции, а также закономерную заботу. Их стали регулярно мыть, чистить и порой даже украшать. Подъезды стали Золушкой, надевшей бальное платье. И в ответ на эту потребность сразу возникли фирмы, которые предлагают новую услугу: уборку подъездов по современным стандартам.
В Алматы, Астане, других крупных городах набирает обороты новый вид бизнеса – клининг. ( от английского clcleaning — уборка ). Такие клининговые компании уже существуют не одну сотню лет на Западе, были они и в царской России, но при Советах, где не должно было быть ни слуг, ни господ, все они повыродились и стали делом сугубо частной инициативы.
Между тем как сегодня в развитых странах профессиональные клининговые компании обслуживают около восьмидесяти – девяноста процентов нежилых помещений, а конкуренция между игроками настолько сильна, что новичкам приходится прилагать титанические усилия, чтобы удержаться на плаву. В Казахстане же, да и в других странах СНГ сложилась прямо противоположная ситуация. Даже в Москве уборочные компании обслуживают лишь десять – двенадцать процентов объектов коммерческой недвижимости, а в регионах эта цифра и подавно стремится к нулю. На всю огромную Россию действуют лишь пара сотен таких фирм.
У нас же положение еще более аховое. Количество работающих в Казахстане клининговых компаний драматически мало по сравнению даже с соседней Россией, не говоря уже с США и Европой. В крупнейшем городе страны по объявлениям я насчитал всего двадцать пять – тридцать фирм, причем треть из них вообще работает, судя по всему, по «серым» схемам, без регистрации и налогов. Да и объемы рынка в деньгах пока не сопоставимы. И то это те фирмы, которые занимаются преимущественно уборкой офисов, общественных зданий, словом – крупными объектами, где доход выше. Подъездами занимаются буквально несколько фирм, как правило, носящих звучные названия, вроде Мегаклининг, словно они обещают отчистить до блеска всю Галактику.
Наш подъезд подключился к этому делу года полтора назад. И в целом мы не жалеем. Вначале мы сами нанимали уборщиков в подъезд, сами собирали деньги, по этому поводу часто возникали недоразумения: то одна квартира забудет заплатить, то второй жилец в отпуск уедет. Клининговая же компания вышла сразу на наше КСК и уже от него заключила с нами договор на уборку. Цена – триста тенге в месяц с квартиры, уборка один раз в неделю, раз в два месяца – генеральная уборка, это когда моют с мылом окна, двери и стены.
ПОДЪЕЗД 1 больш

Руководитель одной из таких компаний, Омар Жанболатов, посвятил меня в хитрости этого бизнеса:
— Хоть наш рынок уборки только развивается, на выгодные объекты – офисы, деловые центры, банки — попасть трудно, там уже давно и прочно обосновались «свои» фирмы. – рассказывает он. — Нам, кто начал два-три года назад, остается жилой сектор. Он менее прибылен, но также активно растет. И здесь есть свои «секреты»: где расположен дом, кто в нем живет, какой контингент, много ли платежеспособных. В некоторые старые «хрущевки» лучше не соваться, там жильцы за свет-то часто не платят, им не до чистоты.
Алгоритм такой. Уборка подъезда: помывка полов, протирка перил, почтовых ящиков, замена лампочек (по необходимости), очистка нечитаемых объявлений с доски, ароматизация воздуха (понятно что на неделю запах не удержится, но приятное впечатление оставит непременно). Уход за входной дверью в подъезд, возможно и за квартирными дверьми.
Один раз в два месяца: генеральная уборка: моем с порошком полы, стены, окна, перила, лифты, проводим дезинфекцию.
Один уборщик в состоянии производить уборку минимум двух подъездов в день (не имею в виду генеральную). При пятидневке десять подъездов для одного уборщика — вполне реально. Сейчас существуют эффективные средства для профессиональной уборки любых поверхностей, как правило, это концентраты в канистрах, имеющие сертификаты по экологии и.т.д. Цена их выгоднее и всяких домашних «Мистеров Проперов», и порошков. В этом бизнесе нужно добиваться признания безупречно чистыми подъездами, репутация здесь — самое главное. Самое главное, что уборка — дело не хитрое, это огромный плюс, всегда можно найти людей, которые согласны поработать руками. Уже через неделю даже самый «зеленый» студент или ученик начинает убираться хорошо, надо ему лишь вовремя подсказывать. Уборка одного подъезда занимает в среднем у двух «клинеров» от двадцати пяти до сорока минут, в зависимости от сложности подъезда, его площади, количества этажей и прочего.
Постоянных работников в таких фирмах мало, большая текучесть кадров, сетует Омар. Но и немудрено: за уборку пятиэтажного шести — подъездного дома хозяева платят две тысячи тенге – на всех, сколько бы их там не было. За наш такой же дом четверо уборщиков получают по шестьсот тенге на брата – за два часа работы. Руководители фирм, как правило, сами обеспечивают процесс: привозят воду в больших баках, моющие средства, тряпки и швабры. В раскрученных фирмах уже появилось и новое оборудование: уборочные тележки, которыми удобно пользоваться на лестничной площадке; мопы ( веревочные швабры), которые используют небольшое количество воды; метелки для обеспыливания, инвентарь для мойки окон. Но это пока редкость.
— Мы и рады бы платить больше – говорит Омар – но посудите сами: за месяц мы с такого дома, как ваш, получаем восемнадцать тысяч тенге (шестьдесят квартир умножить на триста тенге). Восемь тысяч уходит уборщикам. Еще пара тысяч – на порошки и оборудование, тряпки, ведра, перевозку и т.д. Так что нам самой компании остается не так много. Еще и налоги… Поэтому мы стараемся брать сразу несколько домов. Рентабельность у нас не выше двадцати процентов.
Налоги, кстати, далеко не все платят. Многие КСК заключают договоры на уборку подъездов с компаниями и просто частными лицами, которые еще должны заплатить им, чтобы войти на этот рынок. Схемы взаимоотношений там непрозрачны, непонятно, кто за что отвечает. С другой стороны, часто возникают конфликты между жильцами и КСК по поводу уборки подъездов: недовольство жителей домов качеством работы таких «блюстителей чистоты» порой выливается в скандалы.
Деятели уборки создали и свое профессиональное объединение. Сейчас членами Центрально-Азиатской ассоциации клининговых компаний являются более 40 предприятий из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Чехии и Германии. Среди них – компании, предоставляющие услуги по профессиональной уборке, прачечные, химчистки, поставщики оборудования и моющих средств. Основными задачами ЦААКК являются популяризация и развитие бизнеса индустрии чистоты в регионе; внедрение передовых технологий и прогрессивных методик подготовки персонала; изучение, обобщение и распространение мирового опыта и разработок в области индустрии чистоты. Ассоциация поддерживает связи с международными клининговыми объединениями. С марта 2004 года ЦААКК является членом Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) и Международной ассоциации поставщиков товаров для гигиены и санитарии (ISSA).
-Рынок уборки подъездов и технических площадей многоквартирных зданий у нас пока малопривлекателен для крупных клининговых фирм – признается вице-президент Центрально-Азиатской ассоциации клининговых компаний Анвар Турсунов. – Оплата услуг от жильцов зачастую поступает неравномерно, объемы там невелики, объекты разбросаны по городу, кроме того, тарифы там очень низкие – иначе клиенты вообще откажутся от уборки. Крупные компании, обслуживающие большие элитные жилые комплексы, конечно, проводят такую работу, но таких пока мало. Поэтому этот рынок находится еще в «диком» состоянии, он неорганизован, и отдан на откуп мелким фирмам, которые зачастую работают полулегально. Отсюда там много злоупотреблений, огромная текучесть кадров и соответственно, низкое качество работ. Такие компании должны выходить на новый уровень, выходить из «тени», прозрачной должна становится их работа и с КСК. Но не всем это сегодня по силам.
По опыту Западной Европы, где оборот клининга превышает ежегодно тридцать миллиардов долларов, ясно, что и в Казахстане этот бизнес будет постепенно выходить «из тени». А также стремиться к укрупнению, чтобы снизить издержки и повысить прибыльность. В любом случае, все больше чистых и уютных подъездов в городе – это приятно.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *