Евразийские споры об интеграции
Поддержать

Евразийские споры об интеграции

БИЗНЕС Ф.2-2

Завершившийся на днях в Алматы Евразийский бизнес форум стал новой широкой площадкой обмена мнениями между предпринимателями и государственными чиновниками. Его участники вполне заслуженно называли его проведение уникальной возможностью налаживания деловых и эффективных взаимоотношений между бизнесом и государством, удобным инструментом для поиска новых клиентов и партнеров. В работе форума приняли участие около 150 представителей бизнеса, 23 национальные компании, более 40 дипломатических представительств и общественных организаций и 14 высших учебных заведений. И, тем не менее, хотя на Форуме обсуждали очень много вопросов, начиная от планов углубления экономической интеграции в рамках ТС, переход к наукоемкой экономике, развития инноваций и человеческого капитала, будущее финансовой системы, все же в вопросах развития предпринимательства Казахстана будущее остается достаточно туманным.
За свою жизнь мне множество раз приходилось участвовать в работе подобных предпринимательских форумов и конференций. И замечено: если в таком собрании участвуют члены правительства, министры, руководители высших государственных органов, то его ход начинает чаще всего приобретать некую специфическую особенность, которую можно назвать «ритуальностью». Возможно, эта специфика свойственна нашему восточному менталитету, вежливому отношению к высокому гостю, но… Министр читает доклад, присутствующие вежливо хлопают, а открытая полемика превращается в комплиментарный обмен мнениями, где все «острые углы» сглажены, где каждый собеседник не упускает возможности похвалить высказывание своего визави, а если и выражает иную точку зрения, то скороговоркой или в очень обтекаемой форме.
Так и на алматинском Форуме все поначалу шло по вполне накатанной колее. Но, видимо, создавшаяся в последние недели месяцы ситуация в Казахстане и, особенно, вокруг него, у его ближайших соседей, в Европе и во всем мире, серьезно нарушило плавное течение высокого собрания. Министры и госчиновники всеми силами пытались вернуть обсуждение актуальных тем в тесное русло сугубо экономических проблем. Однако бизнесмены упрямо вторгались в область геополитики, которая так неожиданно и властно заявила о себе и которая, по мнению предпринимателей, уже сегодня меняет многие, казавшиеся прежде незыблемыми, экономические постулаты.
Задел для острого, откровенного разговора задал Арманжан Байтасов, издатель журнала Forbes Kazakhstan. По его мнению, сегодня Казахстану следует быть очень осторожным при вступлении в любые межгосударственные блоки и объединения.
БИЗНЕС Ф.3-3
— Нам надо внимательно посмотреть результаты деятельности Таможенного Союза. Чего добился Казахстан? Что получили предприниматели? Какие у нас есть плюсы от того, что мы вступили в это объединение? – задал он вопрос, который волнует многих казахстанских бизнесменов, и не только их. — Зачем нам сегодня торопиться вступать в Евразийский экономический союз, если мы до конца не проанализировали деятельность в Таможенном союзе? Прежде чем подписывать этот договор, нужно серьезно подумать, что это нам даст. Подписывая этот договор, мы определяем жизнь не только предпринимателей, но и всего нашего общества на поколения вперед.
А.Байтасов предложил, чтобы обсуждение такого документа проходило всенародно. Нужен общественный консенсус, согласие большинства граждан, потому что это судьбоносный документ. Бизнесмен не скрыл, что его тревожит больше всего.
— Я не очень уверен, что этот экономический союз будет только экономическим, я боюсь, что там политическая составляющая гораздо больше экономической, — заявил он.
На защиту ЕЭС грудью встал участвовавший в Форуме министр юстиции Берик Имашев, который до этого прочитал основной доклад «Проект предпринимательского кодекса: состояние, перспективы». Он в корне не согласился с тем, что договор о ЕЭС «больше политический, нежели экономический». Он также предложил любому желающему зайти на сайт Национальной палаты предпринимателей, где этот договор имеется, пусть предприниматели формулируют свои замечания, Палата обобщит их и передаст в правительство.
БИЗНЕС Ф.5-5
Не согласился с Арманжаном Байтасовым и Тимур Сулейменов, член коллегии (министр) по экономике и финансовой политики ЕЭК. Он заявил, что, в сущности, казахстанцы давно уже живут и работают по новым правовом нормам, регламентированными международным региональным объединением в виде ТС. Так что создание ЕЭС – это закономерное развитие процессов, которые уже давно идут и которых избежать нельзя.
— Мы не имеем дело с абсолютно новым договором, который вдруг наши граждане и бизнесмены должны изучать, — заявил он — Этот экономический документ регулирует деятельность экономических субъектов. И я не вижу необходимости в его широком гражданском обсуждении, хотя, конечно, каждый казахстанец может вносить свои предложения. Эффективнее, по мнению Т.Сулейменова, будет обсуждение его между правительством и бизнесом, которое активно идет.

Затем Т. Сулейменов перешел к проблемам глобализации и регионализации рынков. Если в конце прошлого века казалось, что арльтернативы глобализации нет, сегодня налицо новые тенденции развития. Экономические региональные блоки стран возникли в Южной Америке, в странах Персидского залива, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— Все знают, как расположены географически наши города. – сказал министр.- Так распорядилась история, что у нас с Россий граница, протяженностью 7 тыс. км. Напротив каждого казахстанского города есть российский город – «близнец»: Атырау – Астрахань, Костанай – Челябинск и так далее. От Костаная до Челябинска, где живет 1,5 млн человек, — 300 км, до Астаны — 800 км. Если я хочу организовать бизнес в Костанае, мне нужно смотреть на рынок сбыта. Если у меня один рынок сбыта в 300 км, другой в 800 км, то для меня, конечно, выгоднее тот рынок, что ближе. Но если это другое государство, то могу ли я туда продавать? Нет. Я могу это делать, если я создал таможенную территорию, экономическое пространство и убрал все барьеры, которые есть. Сама наша география подталкивает нас к объединению наших экономических усилий с Россией.- заключил он.
Да, собственно, кроме России, куда нашему предпринимателю можно податься со своей продукцией? Иными словами: если не Россия – то кто? Китай? Но он однозначно не пустит Казахстан на свой рынок и конкурировать с ним – пустая затея. В Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане низка покупательная способность населения. Огромные пространства Казахстана, необходимость перевозки своих товаров за тысячи километров делает их неконкурентоспособными на большинстве рынков. А отсутствие таможенных барьеров и открытый огромный российский рынок, в случае ЕЭС, поможет сделать такие перевозки сделать привлекательными.
Мысль министра поддержал на форуме и известный казахстанский бизнесмен Нурлан Смагулов, президент группы компаний Astana Group. По его словам, Россия – это сосед, данным нам богом, и с ней мы обязаны иметь хорошие отношения и сотрудничать. Но его опыт общения с российским бизнесом и особенно – с российскими чиновниками имеет и негативный оттенок. По его словам, во многих россиянах не изжит еще комплекс «большого брата» и колониальные предрассудки. Казахстан зачастую не считаю равным партнером, хотя на официальном уровне вовсю это декларируют.
БИЗНЕС Ф. 1-1
— Запереться в собственной стране и что-то создать нереально: слишком маленькая экономика. Эти вызовы для нас – и Таможенный союз, и ВТО, это вопрос, выживем мы или нет, будем процветать или нет. Но… Казахи по менталитету слово «нет» не могут сказать: очень восточные, очень вежливые. – осторожно формулировал свою речь Н. Смагулов. — Этим пользуются на переговорах наши северные соседи. Я не призываю к вражде между странами. Я думаю, что мы должны быть патриотами, лоббировать свою страну всеми возможными методами. Я призываю к этому и правительство, и своих коллег по бизнесу. Чтобы мы шли на эту интеграцию, потому что этот процесс эволюционный, и остановить его нельзя…
О том, что проблемы казахстанского бизнеса в отношении России сегодня есть, и они реальны, говорил в свое выступлении и Кожахмет Баймаханов, депутат сената Казахстана. По его словам, в стране зарегистрированы 800 тыс. предпринимателей, но как государство должно взаимодействовать с ними – этот вопрос пока не решен. Нельзя считать, что у нас все идеально. В том числе и в ТС. Наша алкогольная продукция не продается в России и Белоруссии, нашим товарам и бизнесу ставят там препоны.
Впрочем, и внутри Казахстана, несмотря на действительно колоссальные усилия государства по поддержке бизнеса, не все гладко. Тот же Арманжан Байтасов обратил внимание собравшихся на важность бескомпромиссной борьбы с коррупцией, которая разъедает всю экономику.
— Любой нормальный бизнесмен не хочет платить взятки, его тошнит от вымогателей, — заявил он.
Но система такова, что без взяток ни одно дело не движется. В итоге побеждают не те предприниматели, которые действительно конкурентоспособны, а те, кто чуть шустрее, у кого связей больше и совести меньше. Бизнесмен предложил использовать опыт развитых стран, как бороться с этим злом. Есть и на пространстве СНГ хорошие примеры – например, опыт Грузии.
Бизнесмен сегодня находится между «молотом» — коррумпированным чиновничеством, и «наковальней» — многочисленными проверками со стороны этого же чиновничества. Доказательством этого стало выступление на форуме Председателя Комитета развития предпринимательства Министерства регионального развития Казахстана Галии Жолдыбаевой. И, хотя сегодня действует мораторий Президента на проверки малого и среднего бизнеса, она привела данные, характеризующие и основную тенденцию в этой сфере: в целом количество проверок бизнеса уменьшается. Так, в 2013 было проведено более 182 тыс. «ревизий», по сравнению с 2012 их количество уменьшилось на 25%. Однако проверяющие сосредотачиваются прежде всего на самых уязвимых — на субъектах МСБ (92% проверок) и субъектах, которые отнесены к группе среднего и низкого уровня опасности (74% проверок).
— В ходе административного производства применяются меры карательного характера. – заявила она. — По итогам 2013 доля штрафов в общем количестве административных взысканий составила 98%. Штрафы составили 14 млрд. тенге, причем на МСБ пришлось 93% штрафных санкций. По мнению Жолдыбаевой, это однозначно свидетельствует о карательном характере наших административных органов по отношению к бизнесу. И это не способствует его процветанию и росту.
Евразийский бизнес форум еще раз доказал: каналы связи между бизнесом и государством сегодня как никогда расширены. Теперь важно, чтобы была налажена система «быстрого реагирования» нашего чиновничества на запросы и нужды бизнеса, чтобы насущные проблемы его деятельности как внутри страны, так и за рубежами оной, решались бы быстро и правильно. Нурлан Смагулов в ходе одного из своих выступлений высказал одну очень точную вещь: «Только совместные усилия помогут нам продвинуть Казахстан, как национальное государство». Здесь, в этой точке , экономика переходит в политику, и даже шире – в судьбу целого многонационального народа Казахстана. И это действительно сегодня становится самой насущной задачей.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.