В Ливане участники протестов организовали живую цепь в 171 км.
Специалисты компании Magnum Cash & Carry, опираясь на покупательскую способность населения, зафиксировали, что казахстанцы стали жить лучше. Сытнее, по крайней мере.
— Цифры – вещь упрямая, — говорят они. — Народ стал более платежеспособным. Анализ также показывает, что потребляемый казахстанцами ассортимент продовольственных товаров стал шире и качественнее. Последнее означает — дороже.
В Алматы прошел Первый конгресс партнеров компании Magnum Cash & Carry, посвященный, как выразились организаторы, перезагрузке взаимоотношений с покупателями.
— Мы являемся сегодня неким локомотивом торговли в Казахстане, — заявил коммерческий директор компании Яков Фишман. — Представляя интересы покупателей на таких мероприятиях, мы заставляем поставщиков соответствовать ожиданиям клиентов.
Однако, поставщики в свою очередь, по его словам, хотят знать, каким должен быть идеальный партнер для Magnum. Поэтому, когда поступило предложение провести открытый диалог по этому поводу, то от желающих принять в нем участие отбоя не было, — в форуме приняли участие около 800 поставщиков, как действующих, так и реальных, как отечественных, так и зарубежных.
Magnum, как было заявлено, заинтересован в политике транспарентности, прозрачности и выстраивания долгосрочных отношений.
— И я думаю, что мы к этому готовы, — продолжает Яков Фишман. — Мы впервые проводим такого рода конгресс, где стороны будут обмениваться мнениями о том, куда идут тренды, как развивается ритейл и что нужно сделать для большего соответствия ожиданиям клиентов.
Сфера розничной торговли первой чувствует, как меняются покупательские тенденции в периоды кризиса или, наоборот, — роста экономики, а также такие процессы в обществе, как, допустим, увеличение рождаемости детей.
Ритейл – это по факту ранняя сигнальная лампочка, которая говорит о том, когда люди начинают экономить, либо жить на широкую ногу. Говоря проще, потребительский спрос – это барометр экономики. Из того, что мы видим сейчас, покупатель старается экономить, а поскольку компания «Магнум» — это сеть магазинов низких цен, то мы помогаем ему в этом. Любой рационально мыслящий человек, независимо от уровня материального достатка, найдя у нас лучшую цену на рынке, может гарантированно сэкономить благодаря общему чеку от 5 до 7%. По прошествии последних нескольких кварталов мы наблюдаем, что покупатель несколько восстановился после непростого периода, связанного с последней девальвацией. Сейчас у него, как мы подшучиваем, начал формироваться некий иммунитет к колебаниям обменного курса. Когда происходили первые две девальвации, поведение покупателя было непредсказуемым: он сметал с полок все! Понимание, что цены никто сразу повышать не будет, пришло гораздо позже. При девальвации 2009 у нас в зоне приемки товара имели место быть ситуации, когда поставщики пытались забрать товар, чтобы потом продать его дороже. Сейчас такого уже нет, все научились более или менее работать в условиях турбулентного курса. Более того, на стоимости большинства товаров резкие скачки курса валют, будь то доллар-тенге или рубль-тенге, никак не отражаются: цены остаются прежними, даже если курс прыгнул на 8 тенге вверх или опустился на три вниз. Вот так мы своего покупателя потихоньку приучаем к своей национальной валюте. И это прекрасно, потому что долларизация экономики нам ни к чему: это парализует экономику.
Наши оппоненты пытаются упрекнуть нас в том, что компания Magnum «выдавливает» конкурентов своими низкими ценами. Но, на мой взгляд, речь здесь больше должна идти о профессионализме и проводимой маркетинговой политике, положительно отражающейся на здоровье национальной экономики. Если посмотреть на налоговые сборы, то они растут благодаря таким компаниям как наша. Мы ведь обеляем ритейл, тогда как большая часть неорганизованной розницы налогов не платит. Кроме того, Magnum создает официальные рабочие места. Сейчас в компании работает около 9 тысяч сотрудников, и это число продолжает расти. Кроме того, мы предоставляем карьерные лифты. У нас есть истории, когда фасовщик товаров вырос до директора магазина, или человек с позиции мелкого клерка, заносящего в компьютерную базу какие-то цифры, теперь является начальником отдела или директором департамента.
Ритейл, как кластер экономики, хорош тогда, когда хорошо клиенту, утверждает Яков Фишман. Magnum, считает он, отвечает этим запросам. Ставя низкие проценты на товар, компания предпочитает зарабатывать на объемах.
— Большие продажи позволяют компании интенсивно развиваться дальше, то есть открывать новые магазины, — сообщил коммерческий директор компании. — Как только Magnum приходит в регион, конкуренты автоматически вынуждены снижать цены, в первую очередь — на социально значимые товары. Мы, образно говоря, выступаем в взаимоотношениях «поставщик-покупатель» некими Робин Гудами.
Неся социальную ответственность перед обществом, Magnum также озабочен вопросами чистоты окружающей среды. Совсем недавно компания подписала меморандум с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов республики по поводу пластиковых пакетов, и в самое ближайшее время одной из первых в стране по примеру соседней России перейдет с бесплатных на платные, биоразлагаемые и многоразовые пакеты. Кстати, Россия с точки зрения развитости ритейла опережает Казахстан на несколько лет.
— Мы рядом с ними в роли догоняющих, но, надеюсь, настанет момент, когда уже они будут равняться на нас, — говорит Яков Фишман.
Перезагрузка отношений
Соглашаясь с тем, что сеть магазинов Magnum, действительно, является барометром реального положения дел в обществе, председатель правления компании Азамат Усманов сообщил, что география сети супермаркетов Magnum за последние годы расширилась не намного. Однако в тех городах, где компания присутствует уже давно, покупатель стал более платежеспособным в части ежедневного потребления.
— Это связано с тем, что государство выделило дополнительные средства на повышение зарплат бюджетникам, которые являются основными нашими клиентами, — считает он. — Анализ также показывает, что потребляемый казахстанцами ассортимент стал шире, И, что примечательно, товары приобретаются не самые дешевые.
По его словам, целью Первого конгресса предпринимателей является объявление о перезагрузке взаимоотношении между поставщиками и ритейлером в лице компании Magnum и взятие курса на клиенториентированность.
— Если до этого мы долго работали в формате win-win между продавцами как ритейлерами и поставщиками-дистрибьюторами, то сегодня речь идет о том, что наш успех обусловлен доверием трехмиллионной армии покупателей. Поэтому основной победившей стороной сегодня должен стать клиент, и наша задача вместе с дистрибьюторами-поставщиками обеспечить компании максимальную клиенториентированность. Нашей фишкой сегодня является создание максимального удобства для покупателей в соответствии текущим трендам в ритейле. Это означает, что мы задаем стандарты качества в зоне нашего взаимодействия. В основном в торговой зоне и в приемке товаров. Конечно же, мы не можем заниматься выстраиванием всех звеньев торговой цепочки, тем не менее выход на новый партнерский уровень позволит нам выйти на новые стандарты в сфере ритейла. И услуги, и сервис, представляемые сетью Magnum, будут в скором времени соответствовать мировым трендам. Хотя уровень зрелости нашего рынка, к сожалению, таков, что львиная доля покупателей по-прежнему отоваривается товарами народного потребления и продуктами питания на открытых базарах. Это ничего хорошего экономике не сулит, поэтому наша задача победить этот тренд не в ущерб покупателю, который голосует кошельком. Поэтому мы стараемся сделать все, чтобы обеспечить им максимальный комфорт как с точки зрения качества, так и цены.
Выход на прямые контракты с производителем, сокращение цепочки поставок дает нам неоспоримое преимущество. И мы выставляем на своих прилавках товары иногда и лучшего качества и однозначно лучше по ценам, чем на базарах. Это – не говоря уже о цене. Наш товар даже первой свежести зачастую дешевле, чем там. В этом можно не сомневаться: мы регулярно производим мониторинг основных рынков Казахстана.
Что касается первого конгресса партнеров, то я ожидаю от него максимальной обратной связи и поддержки от наших партнеров – дистрибьюторов-поставщиков.
Азамат Усманов подчеркнул, что, являясь локомотивом розничной торговли, компания не можем не соответствовать современным требованиям. Есть ряд инициатив, которые, по его словам, могут прозвучать несколько революционно и расцениваться как реформы во имя общего с партнерами блага.
— Большинство из них работают на более развитых рынках постсоветского пространства, — говорит он. — Таких, например, как российский. Речь, в частности, идет о логистике. Мы берем курс на повышение сервиса централизованных поставок в наши магазины. Простыми словами – чтобы покупатель, который приходит в магазин каждый день, видел товар должного качества и свежести. Для этого надо и нам, и поставщикам критично работать над стандартами логистики. Конечно же, это повлечет за собой изменение бизнес-процессов, но здесь не должно быть выигравших и проигравших.
Бизнес и чиновничество
— Такие площадки, как этот конгресс помогают услышать бизнес, — считает председатель Правления АО «Социально-предпринимательская корпорация «Алматы» (СПК) Аскар Билисбеков. — А компания Magnum кроме всего прочего является нашим партнером в части стабилизации цен на социально-значимые потребительские товары. Последние три года мы вместе работаем над их сдерживанием.
Нам важно, чтобы бизнес максимально вовлекался в эти процессы. Поэтому деятельность СПК ведёт к выстраиванию транспарентных отношений между предпринимателями и местными исполнительными органами. Для этого мы создали одно из наших ключевых подразделений – Almaty Invest, ставший единым окном для привлечения и обслуживания инвесторов, как международных, так и местных. Также через компании «Almaty Finance» и «Микро-финансовая организация Almaty» ведётся финансирование самого бизнеса с помощью прямых бюджетных средств.
Без злого умысла
Чего ждут от Первого конгресса партнеров Magnum те, ради кого он организовывался?
На этот от имени партнеров попытался ответить Михаил Тепляшов, директор ТОО «Курочка ряба». Он сообщил, что прибыл на форум из Нур-Султана, чтобы узнать из первых рук стратегию развития лидирующей на рынке Казахстана сети супермаркетов.
— Мне важно понять, как мы дальше вместе будем развиваться, что для этого в частности будет предпринято компанией Magnum, — говорит он. — Пока со стороны Magnum есть и недоработки: есть проблемы с оплатами, нет стопроцентной представленности нашей продукции на его прилавках. Последнее для нас, как для производителей, — проблема глобальная. Чтобы постараться решить ее, мы хотим в неформальной обстановке переговорить по возможности с генеральным руководством компании. Собственно, это и есть основная цель нашего визита на конгресс. У нас несколько позиций: яйца, колбасные изделия и мясная отрасль. И если по мясу мы присутствуем абсолютно везде, то по первым двум позициям «хромаем». Но я не думаю, что здесь есть чей-то злой умысел. Это, скорее всего, недоработки менеджмента и отсутствие коммуникаций.
Комментариев пока нет