Узбекские фрукты и овощи стали брендом
Центрально-Азиатский Торговый Форум – это ключевая площадка для налаживания важных торговых связей, установления прямых бизнес-контактов, содействия развитию международной торговли, расширения экспортного потенциала, укрепления конкурентных преимуществ, анализа быстро меняющейся деловой и торговой среды в странах Центральной Азии, заключения торговых сделок. И каждая страна стремится реализовать свои собственные торговые преимущества. Поэтому в рамках V Центрально-Азиатского Торгового Форума, который скоро откроется в Алматы, пройдет секция по развитию экспорта плодоовощной продукции в Центральной Азии
В фокусе обсуждений секции – все аспекты выращивания, переработки и торговли фруктами и овощами в Центральной Азии. Как известно, наибольший потенциал отрасли на сегодня у Узбекистана, поэтому его продукции будет отведено наибольшее внимание. Как отмечает директор Center for Economic Development Юлий Юсупов, потенциал сектора производства, переработки и экспорта плодоовощной продукции в Узбекистане сегодня довольно высок, и это связанно с наличием благоприятных природно-климатических условий и накопленным местными производителями опытом. «Узбекские фрукты» стали своеобразным брендом на постсоветском пространстве, что говорит о потенциале отрасли. В последние годы наблюдаются рост посевных площадей, отводимых под плодоовощную продукцию, и значительный рост урожайности, благодаря чему производство всех категорий плодоовощной продукции возросло за 2005-2013 гг. более чем в два раза в натуральном выражении. Расширяется и переработка продукции сектора, особенно быстро увеличилось производство соков и сокосодержащих напитков. По данным г-на Юсупова, еще более быстрыми темпами растет экспорт плодоовощной продукции (рост за 2003-2013 в 21,5 раз, в долларовом выражении — с 62 до 1338 млн. долл.), прежде всего за счет роста экспорта фруктов и сухофруктов (более чем в 50 раз, с 17 до 845 млн. долл.). 3/4 плодоовощной продукции экспортируется в страны Таможенного союза.
Но имеющийся потенциал раскрыт еще далеко не полностью. Местным производителям не хватает знаний и опыта по выращиванию и хранению плодоовощных культур по современным технологиям, по осуществлению экспорта.
Существуют также определенные административные барьеры на пути экспорта плодоовощной продукции. В частности, в Узбекистане существует требование 100% предоплаты по экспортным контрактам, за несвоевременную оплату экспортного контракта на предпринимателей — экспортеров накладываются штрафы. Последнее ограничительное требование – начиная с 1 сентября 2015 года экспорт плодоовощной продукции должен осуществляться исключительно железнодорожным и воздушным транспортом. По мнению г-на Юсупова, устранение имеющихся барьеров позволит реализовать потенциал производства, переработки и экспорта плодоовощной продукции в Узбекистане в гораздо большей степени.
Важным остается вопрос поиска дополнительных рынков сбыта. Для увеличения поставок на европейские рынки необходимо большая работа над качеством, внедрением международных стандартов качества и над маркетинговой составляющей экспортного продвижения – поиском партнеров, участием в выставках, ярмарках, изучением новых рынков и технических требований к продукции на них, по совершенствованию системы продаж, разработке мер по стимулированию продаж, совершенствование внешнего вида и упаковки и пр.
Обсуждение этих и других вопросов, связанных с внедрением международных стандартов в области выращивания и переработки фруктов и овощей, состоится в рамках секции «Развитие экспорта плодоовощной продукции в Центральной Азии». В работе секциипримут участие Акмалхон Олимхонов, заместитель директора Специализированной внешнеторговой компании «Uztadbirkoreksport» Сергей Моисеенко, генеральный директор Advisor Biz Ltd, Алтынбек Молдашев, генеральный директор Казахского исследовательского института экономики АПК и развития сельских территорий.
Комментариев пока нет