Приказано выжить…
Казахстанские страховые компании атакуют аферисты, количество которых возросло во много раз. Но это только малая часть проблем, волнующая страховщиков…
Мошенники придумывают все новые и новые оригинальные схемы, не брезгуя и старыми методами обмана.
-Покупает, к примеру, один такой наш гражданин в России , когда там рухнул рубль, дорогую машину, скажем – « Ягуар», за 8 миллионов тенге. – рассказывает Владимир Акентьев, первый заместитель Председателя Правления страховой компании «Коммеск-Өмір». — У нас тогда такая машина стоила примерно 14 миллионов. Затем страхует ее в Казахстане на эту сумму, и через некоторое непродолжительное время эта машина у него сгорает – по неизвестным причинам. Виновников, как водится, не находят. Гражданин этот требует и получает страховку, те самые 14 миллионов. Нетрудно подсчитать, что на этой нехитрой операции его доход составляет чистых 6 миллионов тенге. Неплохой бизнес, правда?
Горят не только машины, но и магазины, рынки, склады, дома. Вал страхового мошенничества просто захлестнул сегодня страховые компании, рассказывает Олег Ханин, Председатель Правления АО «СК «Коммеск-Өмір». Сегодня каждая компания создает у себя специальные «черные» и «красные» списки клиентов, с которыми лучше не иметь дело, подозрительных по части добросовестности намерений. Убытки от мошенников растут еще и потому, что у нас страховое мошенничество, в отличие от других стран, не является уголовным преступлением и доказать его очень трудно.
-Действуют в этой сфере не только физические, но и юридические лица – рассказывает Олег Ханин, — причем масштабы их криминального бизнеса распространяются не только на Казахстан, но и на соседние страны. Одна и та же группа мошенников может проворачивать свои операции как в Костанае, так и, к примеру, в Челябинске… Мы призываем всех страховщиков страны объединиться для борьбы с этим злом.
Но не только мошенники тревожат сегодня страховщиков. Подготовившая обзор тенденций и итогов деятельности страхового рынка за 2015 год, страховая компания «Коммеск-Өмір» недаром дала этому документу красноречивое название: «Остаться в живых…». Проанализированы были показатели ТОП-19 (из 26) страховых компаний по отрасли «общее страхование», с общей долей активов – более 96%. Судя по ним, вроде бы, за прошедший год страховщики поработали неплохо. Откуда же такой пессимизм?
Судите сами: объем страховых премий превысил 196,8млрд тенге, рост по отношению к 2014 году составил 11%. В том числе по обязательному страхованию рынок вырос на 13%, добровольному имущественному страхованию –на 10%, в добровольном личном страховании отрасль «просела» на 20%.В разрезе классов страхования рост наблюдается по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) – на 15%. Объемы страховых премий в добровольном страховании автотранспорта (АвтоКАСКО)и добровольном медицинском страховании сохранились на уровне 2014 года. Значительно снизились премии по страхованию от несчастных случаев – на 42% в связи с отказом некоторых страховщиков от вмененного страхования при банковском кредитовании.
В целом по рынку объем страховых выплат превысил 60,3 млрд тенге, рост по отношению к итогам 2014 года составил 26%. В том числе по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств выплаты выросли на 22%, АвтоКАСКО – на 20%, добровольному медицинскому страхованию – на 13%, добровольному имущественному страхованию – на 96%.
Прошедший год отмечен ростом активов страховых компаний – 581млрд тенге, увеличение на 39%. Вырос на 50% и собственный капитал – 343 млрд тенге, страховые резервы выросли на 23% и составляют 206 млрд тенге. Прибыль страховщиков увеличилась в 3,5 раза, достигнув 133 млрд тенге.
Казалось бы – о чем же тут беспокоиться – все показатели выросли, да еще как! Однако эти достижения во-многом определились уникальной экономической конъюнктурой, а вовсе не улучшением работы компаний и носят ограниченный временной характер. Можно сказать, что страховой бизнес достиг пика своих возможностей. Но, как говорится, на вершину горы есть много путей, а с вершины путь только один-вниз. И хорошо, если не кубарем…
Если проанализировать структуру прибыли страховых компаний, то сразу видно, что страхование в целом стало невыгодным бизнесом.
— Убыток отрасли от страховой деятельности составил 10млрд тенге — признался Олег Ханин. – Наши прибыли сегодня сформировались почти исключительно из-за резкого падения тенге к доллару. Инвестиционный доход превысил 174 млрд. тенге, увеличившись в 6,3 раза за счет размещения страховых резервов в активы в иностранной валюте. При этом на оплату корпоративного подоходного налогастраховщики потратили более 30 млрд. тенге, превысив показатели 2014 года (8 млрд. тенге) в 3,5 раза. Надо отметить, что компании были нацелены на эффективную инвестиционную деятельность, так как первоочередной задачей для страховщиков всегда остается выполнение обязательств перед клиентами по осуществлению страховых выплат.
Убыточность самого страхования может привести к сворачиванию страхового рынка, считает Олег Ханин. Акционеры и владельцы страховых компаний, поняв, что рынок этот вошел в долгую полосу стагнации и доходов здесь ждать нечего, могут просто ликвидировать этот бизнес. Возможно, другие собственники бизнеса задумаются о реорганизации путем слияний и поглощений. Это – вполне реальная перспектива.
Каковы же прогнозы на 2016 год? Они далеко не оптимистичные.
-Существенного роста объемов премий в 2016 году не будет, — считает Олег Ханин. — Будет падение потребительского спроса, так как страхование не является продуктом первой необходимости. По оптимистичным прогнозам рост может сложиться на уровне 3-5%. Драйверами роста останутся обязательные виды страхования.
В 2016 году будут ослаблены позиции страховщиков, принимающих риски компаний нефтедобывающей отрасли, характеризующейся высокой подверженностью различного рода потрясений: скачками и падением цен на нефть, снижением уровня добычи, оптимизацией расходов. Аналогичная ситуация произойдет и со страховщиками, ориентированными на партнерство с компаниями государственного сектора или зависящих от банкострахования.
— Страховой рынок ожидает взрывной рост убыточности по моторным видам страхования – ОС ГПО ВТС и АвтоКАСКО. – считает Владимир Акентьев. — Стоимость запчастей и все ремонтные работы на СТО, как правило, привязаны к иностранной валюте. Средний размер выплаты по моторному страхованию вырастет на 40% и составит порядка 500 тысяч тенге.
По добровольному медицинскому страхованию будет зафиксирована высокаяобращаемость застрахованных в клиники, так как многие клиенты не будут уверены, оставят ли работодатели ДМС в качестве одной из составляющих соцпакета в 2016 году. Вследствие этого будет наблюдаться рост количества услуг на каждого пациента, что повлияет на повышение убыточности добровольного медицинского страхования. Еще одним фактором увеличения убыточности станет рост цен на импортные медикаменты, оборудование и лечение.
Прогноз по страхованию выезжающих за рубеж также малоутешительный – снижение покупательской способности населения негативно отразится на спросе на туристические продукты и страхование туристов.
За прошедший год страховой рынок не сильно продвинулся и в решении проблемы с завышенными агентскими вознаграждениями. Принцип «зарабатывают агенты, а не отрасль» остается актуальным и в 2016 году, и активно используется некоторыми страховщиками в борьбе за долю рынка. Для решения этого вопроса в 2015 году были предприняты попытки по консолидации рынка, однако, договориться страховщикам не удалось.
— Единого рецепта для всех, как остаться в живых, нет. – говорит Олег Ханин. — Выход – поиск новых ресурсов для выживания. Так, одной из инициатив по развитию рынка предлагается внедрение электронного полиса. Причем, для популяризации онлайн-страхования не исключается применение понижающих коэффициентов для клиентов. В целом продвижение онлайн-страхования положительно отразится на оптимизации расходов страховщиков и развитии страхования.
Еще одно предложение по развитию отрасли – это отменить ограничение агентского комиссионного вознаграждения, которое составляет 10-15%, тем самым сделав его прозрачным.
Важным предложением по налогообложению, которое будет способствовать дальнейшему развитию добровольного медицинского страхования, является изменение по отнесению на вычеты страховых премий по добровольному медицинскому страхованию. Страховые премии по ДМС не должны облагаться подоходным налогом как у физических, так и у юридических лиц, эти расходы нужно относить на вычеты, что будет стимулировать работодателей обращать внимание на ДМС и включать его в соцпакет для своих работников.
Кроме того, в рамках развития страхового рынка назрел вопрос либерализации условий размещения страховых резервов в инвестиции. Страховому рынку нужны новые инструменты для размещения активов, поскольку страховщики сильно ограничены рейтингами банков, в депозиты и ценные бумаги которых они размещаются.
В период кризиса страховые компании будут искать возможности для внутреннего роста. Можно ожидать появления на рынке новых страховых продуктов с невысокой ценой и базовым набором услуг, а также нестандартных предложений, таких, как: страхование в кредит, страхование от банкротства, страхование от поломок авто, страхование от потери работы.
Прокомментировать ситуацию на страховом рынке мы попросили Шакира Иминова, Исполнительного директора АО «СК «Евразия»:
-Происходящее на страховом рынке трудно назвать неожиданным. Страхование — «обслуживающая» отрасль, состояние которой зависит от ситуации в других отраслях хозяйства. Кризис в экономике, который проявляется в сокращении объемов кредитования, падении продаж транспортных средств и девальвации национальной валюты, в полной мере отражается и на страховании. Что касается страховщиков, то им уже давно пора задуматься над эффективностью своей работы, над качеством и стоимостью каналов продаж, возможностями управления рисками и региональной сетью. Потребность в этом проявилась уже давно, но из-за кризиса и резкого падения темпов роста рынка сейчас вопросы эффективности вышли на первый план. Это главный фактор выживания страховщиков в 2016 году. Стоит также затронуть значимую проблему — это активизация мошенничества, что сказывается на росте страховых выплат и расходах страховщиков.
Вместе с тем, надо понимать, что кризисы в любой системе, в том числе и на страховом рынке — это время «самоочистки», реструктуризации, выявления слабых мест. Важно отметить, что, несмотря на усилия, предпринимаемые игроками рынка для выхода из кризиса, решить проблемы страхового рынка без помощи регулятора невозможно, так как мы считаем, что Национальный Банк работает одновременно в двух направлениях: не только над повышением прозрачности и надежности страховых компаний, но и над развитием рынка, чего нам всегда не хватало. Кризис, в конце концов, пройдет, и страховщики, закаленные тяжелыми условиями, усовершенствовав свои структуры и методы работы, начнут возобновлять объемы поступлений страховых премий.
Полисы страхования приобретают более состоятельные клиенты, так как кризис их затронул, все же, в меньшей степени. Конечно, все они также столкнулись с определенными трудностями, но рынок старается быть как можно более гибкими, чтобы подстроиться под меняющиеся обстоятельства и не оставить их без защиты, которая тем более важна в трудные времена.
Отметим, что у нас пик кризиса еще не достигнут, и рынку нужно искать новые возможности для роста. Например, в 2016 году, мы считаем, страховой рынок будет предлагать новые инновационные продукты.
Что же касается прошедшего 2015 года, то он действительно запомнился всем: он был очень тяжелый, насыщенный событиями. И одним из сложных, если говорить об основной деятельности страховщиков — в вопросе урегулирования убытков. Средняя выплата по разным видам страхования ощутимо увеличилась (особенно в автостраховании, медицине и по другим линиям бизнеса, где есть валютная составляющая). Серьезные катастрофы, многомиллионные убытки в корпоративном сегменте, банкротства туроператоров и убытки в розничном страховании проверяли целый год страховой сектор Казахстана на прочность. Но даже в этих условиях мы считаем, что рынку удалось сохранить прибыльность бизнеса и развить новые каналы, продукты и сервисы.
В то же время, он был непростым из-за снижения продаж новых автомобилей, но и понятно также, что спрос сейчас ничем практически не поддерживается. Обязательные виды страхования имеют инерцию: машин, скажем, меньше не становится, но и больше их не будет. Темпы продаж автомобилей падают. Также можно сказать, что год был подвержен влиянию основных тенденций, характерных для страхового рынка Казахстана: ужесточение судебной практики, рост выплат по автострахованию и снижение рентабельности бизнеса.
Несмотря на предостережения многих экспертов и аналитиков, есть основания считать, что события, происходящие на страховом рынке в течение этого года, будут ограничивать его развитие достаточно долгое время, а особенно заметным это станет, начиная с 2017 года. Также обязательные виды страхования будут давать максимальный охват рынка, а добровольные — основной объем страховых премий. В своих прогнозах мы очень осторожны, хотя мы и не ожидаем в следующем году падения рынка — его объем, по нашим прогнозам, увеличится на 2–5%.
Другой ожидаемой тенденцией рынка в 2016 году станет дальнейший рост страховых выплат. Уже в этом году (на 1 декабря) рост выплат по отрасли «общее страхование» составил на 22,2% по сравнению с 2014 годом, и, очевидно, что эта тенденция продолжится и в следующем году.
Что касается Страховой компании «Евразия», то несмотря на довольно пессимистические ожидания многих экспертов, мы заканчиваем год лидерами страхового рынка по всем финансовым показателям. Мы традиционно сохранили свои лидерские позиции: мы по-прежнему на первом месте по сборам (на 1 декабря премии составили 34,2 млрд тенге, что больше на 8,3% по сравнению с прошлым годом). Гораздо более впечатляющими выглядят показатели по выплатам: на начало декабря мы осуществили 17,1 млрд тенге, что на 112% больше показателя прошлого года. Общая доля рынка компании по выплатам (по отрасли «общее страхование») составила почти 17,8%. Чистая прибыль «Евразии», после уплаты налогов по итогам 2015 финансового года, увеличилась до 38,4 миллиарда тенге, что больше показателя прошлого года в рекордные для казахстанского страхового рынка 4,5 раза. Плюс ко всему этому, акционеры «Евразии» объявили о дополнительной эмиссии акций — к 2018 году капитализация компании составит 150 млрд. тенге. Количество заключенных новых договоров страхования в этом году свидетельствует о том, что мы сохранили важнейший ресурс, который определит дальнейшую перспективу — доверие страхователей. Компания работает стабильно, тщательно мониторятся и регулируются финансовые потоки. Тот факт, что после сложных испытаний мы сохранили структуру, сеть и работоспособность компании, выплачиваем страховые возмещения — это стало для нас важнейшим результатом заканчивающегося года. По нашим оценкам, это позволит нам и в этом, и в следующем году сохранить наилучший финансовый результат на страховом рынке. Наш главный приоритет – сбалансированность компании и готовность к относительно кризисному сценарию развития экономики. Нам есть чему порадоваться сегодня, но и впереди нас ждет достаточно сложный год.
Дмитрий Слинько
Комментариев пока нет