Мясной рынок Казахстана под гнетом ВТО
На площадке аналитической группы КИПР эксперты обсудили влияние вступления республики Казахстана во Всемирную торговую организацию на мясную отрасль страны. С одной стороны. усиливаются риски, связанные с растущей конкуренцией. С другой — вступление в ВТО расширяет экспортный потенциал казахстанского мяса. Между тем, в отрасли существует огромное количество проблем. Обозначилисьвопросы, связанные с кормовой базой животноводства, водопоев, не урегулированы проблемы недоинвестированности сектора, нехватки кадров.
Несмотря на озвучиваемые показатели экспорта мяса в объеме 60 тыс. тонн в год, по итогам 2015 году было экспортировано всего около 16 тыс. тонн мяса и мясопродуктов. Сам же Казахстан увеличивает импорт мяса из Украины, Германии, Бразилии. Между тем, эксперты озвучили данные, согласно которым доля международной торговли в общем производстве мяса внутри РК менее 1%, а около 80% мясного производства обеспечивается за счет мелких подсобных хозяйств.
Без особого влияния
Как известно, Казахстана сохранил возможности предоставления субсидий игрокам отрасли, увеличение тарифных квот на мясо. Вместе с тем, льготы по НДС для сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков должны быть устранены до 1 января 2018 года, также Казахстан теперь начнет применять ставку режима наибольшего благоприятствования в отношении всего импорта категорий мяса из любого члена ВТО, за исключением импорта из наименее развитых стран.
Вице-президент РОО «Союз Фермеров Казахстана» Кемелхан Абилбеков считает, что ВТО в целом на мясную отрасль никакого существенного влияния не окажет. Так как Европа в РК мясо практически не поставляет, как и Казахстан не экспортирует его по факту в страны ЕС. Главным плюсом он назвал открывающийся доступ к европейским технологиям. Зато РК заинтересована в экспорте мяса в Китай, где растет запрос на этот вид продукции.
Заместитель председателя АО «Казагромаркетинг»Арсен Керимбековзаметил, что роль внешних рынков для мясной отрасли Казахстана является определяющей. По его словам сейчас нужно понять, куда двигаться дальше — полагаться на экспортоориентацию или устойчиво развиваться. По его словам, наступает время выбора второго варианта, в таком случае девальвации будут идти на пользу сектору.
Сооснователь исследовательской группы «PAPER Lab» Динара Нурушева отметила, что вступление Казахстана в ВТО — вызов для отечественных производителей мясной продукции. Это обусловлено некоторыми проблемами в отрасли, которые отражаются в себестоимости местного производства.
«Представители Казахстана на раундах переговоров по вступлению страны в ВТО провели отличную работу. Большинство принятых страной обязательств вступают в силу в 2018 году, тогда как обязательство по снижению тарифов, в основном, поэтапное. Это подарило отрасли время для решения существующих проблем», — сказала Динара Нурушева.
Исследователи отметили, что производители сталкиваются с проблемами в области технического регулирования, фитосанитарных и ветеринарных норм, существуют проблемы с обеспечением кормами, деградация пастбищ, вопросы логистики, транспортировки, современных технологий, упаковки и маркетинга в целом. Все это отражается на конкурентоспособности и себестоимости казахстанского мяса. Если вопросы не будут решены, то существует риск того, что отрасль при вступлении РК в ВТО не сможет раскрыть свой потенциал и, в итоге, будет значительно вытеснена с рынка более успешными импортерами.
Неконкурентные преимущества
Кемелхан Абилбеков подчеркнул, что существеннее на рынок мясной продукции влияет не вступление в ВТО, а конкуренция с российскими производителями. После того, как произошла резкая девальвация рубля, а Казахстан до августа 2015 года держал тенге, в страну хлынул поток дешевого мяса из России, местные производители продукции оказались фактически на грани банкротства. С другой стороны, после того как нацвалюту отправили в свободное плавание, хотя и сравнялись конкурентные возможности местных производителей с российскими, между тем, проблем в отрасли не стало меньше. Птицефабрики закупают за доллары импортных цыплят, кормят кормами, завезенными также за иностранную валюту.
Арсен Керимбеков заметил, что несмотря на риски и возможности для мясной отрасли от вступления в ВТО, нельзя забывать, что свое влияние будет и уже оказывает ситуация складывающаяся в Евразийском экономическом союзе. Он подчеркнул, что в рамках ЕАЭС необходимо отработать систему идентификации сельскохозяйственных животных, что должно облегчить экспорт и ветеринарный контроль на границе.
Исследователь PAPER Lab Данияр Молдаканов заметил, что есть потенциальные риски на селе, где из-за внедрения норм ВТО в сельском хозяйстве и в мясной отрасли возможна потеря определенной частью жителей своих рабочих мест из-за роста конкуренции. Он считает, что пока идет переходный период, власти на местах должны подумать как обезопасить таких сельчан, чтобы они не почувствовали на себе первые шоки от правил ВТО.
Остается проблемой отмена льгот в отрасли, например, в 2014 году они составили 4% от добавленной стоимости, и этот процесс также должен быть плавным, убежден эксперт. Он отметил, что исследователи смоделировали ситуацию, при которой новые тарифные обязательства начали действовать не с 2018 года, как планируется, а с 2015 года, в таком случае импорт мяса крупного рогатого скота не изменился бы, а мяса птицы увеличился на 4%, свинины на 18%.
Это примерна та картина, которая ожидает республику в будущем, когда начнут действовать все прописанные нормы. Хотя производители мясной продукции и ориентируются на экспорт, но существует проблема насыщения внутреннего рынка, который по ценам для конечного потребителя остается все еще непривлекательным для производителей, нежели отправлять мясо на экспорт. С другой стороны, повышать цены тоже нельзя, так как это чувствительный в социальном отношении вопрос.
Ставка на Китай
Директор Республиканского центра правовой помощи Руслан Джусунгалиев сказал, что сейчас производители мясной продукции ориентируются в основном на Китай, так как в России они неконкурентны, она сама обеспечивает себя мясной продукцией в нужном объеме. Но когда речь идет о поставках в Китай, то, как раз возникает вопрос объемов. Дело в том, что Поднебесная готова работать только с очень крупными хозяйствами, коих в РК не много. Китайцам нужно как минимум 3-4 млн. тонн готовой продукции в год, в то время как в 2015 году по всей республике было экспортировано лишь 16 тыс. тонн. Еще один нюанс в том, что производители привыкли давать мясо первой переработки свежести, полуфабрикат идет на экспорт. Но многие производители не готовы переходить на 3-4 переработку, а китайцам нужна имена она, к тому же у них свои технологии разделки мяса, которые сильно отличаются от местных стандартов. Между тем, они готовы поставлять свое оборудование в Казахстан для мясной отрасли, но пока местный производители не готовы работать и по нужным объемам, и по китайским стандартам, заметил Руслан Джусунгалиев.
«Откровенно говоря, как раз в плане вступления в ВТО, если касаться мясной отрасли, то здесь для Казахстана это не привнесет никаких существенных изменений. Объем КРС ничтожен и в соотношении к внутреннему валовому продукту, и к импорту. Но если хотим прорыва в отрасли, нужно ориентироваться на Китай, который под боком и ждет от нас готовых решений и предложений. Если сможем перестроиться, то имеем шанс отвоевать свою часть соседнего рынка», — сказал Руслан Джусунгалиев.
Заместитель директора ТОО «Байсерке-Агро» Кирилл Павлов подчеркнул, что международные мясные магнаты, которые могут зайти на местный рынок после начала действия норм ВТО в РК, безусловно, станут вызовом для производителей. С другой стороны – открываются рынки Китая и Ирана, где можно диверсифицировать часть рисков.
«Отрасли может помочь новая налоговая политика и закон «О кооперативах». Не будет без кооперации эффекта. Те же торговые сети говорят, что нам мелкотоварный оборот не интересен. Это каждого учить упаковывать, торговать, на это нет времени и возможностей. А если объединимся в мясные кооперативы, то ситуация изменится», — сказал Кирил Павлов.
В целом эксперты отметили, что в настоящее время фермерство нуждается в рынках сбыта больше, чем в каких-либо субсидиях.
Комментариев пока нет