На рынке услуг связи начинаются тектонические изменения
Поддержать

На рынке услуг связи начинаются тектонические изменения

Темпы роста отрасли за последние 10 лет снизились в 10 раз — с 30% в 2006 до 3,1% в 2015 году. Доля отрасли в ВВП страны упала с за 10 лет с 2,8% до 1,7%

С 2005 по 2015 наблюдается «затухание» темпов роста в секторах мобильной связи, услуги интернет, местной и международной телефонной связи. Так, среднегодовое снижение темпов роста услуг по мобильной связи составило -6,8%, местной телефонной связи -2,2%, международных и междугородних телефонных связей -1,3%, а интернет услуги сокращались в среднем на 4,1%.

Как сообщает Енергопром, в мае т.г. объем услуг связи составил 55 млрд тенге, что на 3,1% ниже уровня 2015 года. Наибольшее падение зафиксировано в мобильной связи — с 21 до 18,3 млрд тенге (снизилось на 12,6%). Положительный темп роста сохраняется только в интернет услугах. В 2016 года объемы услуг в данном секторе составили 16,9 млрд тенге, против 16,4 млрд тенге в 2015, то есть выросли на 2,7%. На фоне заметного сокращения доли объемов услуг фиксированной телефонной связи рост доли интернета вырос с 4,5 до 28% за последние десять лет.

В мае 2016 года доля услуг интернета оставалась высокой по сравнению с другими секторами и составила 30,8%, что на 1,7% больше по сравнению с аналогичным периодом. Услуги мобильной связи за год потеряли в «весе» 3,6% и составили 33,3%. Учитывая, что с начала года основные операторы мобильной связи значительно снизили стоимость интернет трафика, то, возможно до конца года объемы услуг интернета превысят объемы сотовой связи, и станут ключевым сектором в отрасли связи.

Межу тем наблюдается сокращение объемов инвестиций в отрасль. В мае 2016 объем инвестиций в отрасль услуг связи в мае 2016 года составил 19,5 млрд тенге, что ниже показателя годом ранее на 36,4% или на 11,1 млрд тенге. Также снизилась доля отрасли в структуре инвестиций, в 2015 году она имела долю 1,5% против 3,4% в 2005.

Из-за насыщения рынка услуг связи, сегодня идет жесточайшая конкуренция между казахстанскими операторами за предпочтения потребителя. Так АО «Казахтелеком» и Tele2 Group договорились об объединении дочерних мобильных операторов АО «АЛТЕЛ» (бренд ALTEL 4G) и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренд Tele2). Объединенный оператор усилит позиции обеих компаний на рынке мобильной связи Казахстана и предоставит новые возможности потребителям мобильных услуг. Новое совместное предприятие будет обладать двумя конкурентными преимуществами — декларацией самых низких цен и 4G. Судя по последним данным, совокупная выручка компаний увеличилась на 27% по сравнению с первым кварталом 2015 года и составила 20,5 млрд тенге. Абонентская выручка за первый квартал 2016 г. выросла на 19% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.

Вместе с тем, шведская компания TeliaSonera, главный акционер компании АО «Кселл», в сентябре 2015 объявила о начале процесса по сокращению своего присутствия в евразийском регионе с последующим полным выходом из него. Одной из причин, как считают эксперты телекоммуникационного рынка, такие компании, как TeliaSonera, обычно развивают свой актив до приличного уровня, а затем, понимая, что перспектив роста нет, продают его местным игрокам.

По итогам I квартала чистый объем продаж компании снизился на 17,7%, составив 35,47 млрд тенге. Доход от услуг снизился на 15,7% и составил 33,514 млрд тенге. Операционная прибыль, без учета единовременных расходов, снизилась на 45,9% до 9,415 млрд тенге (17,438 млрд тенге за аналогичный период 2015 года). Чистая прибыль снизилась с 13,234 млрд тг до 6,625 млрд тг (49,9%). Чистые расходы по финансированию выросли до 750 млн тенге.

Но в абсолютном выражении это все равно немногим лучше, чем ситуация, которая складывается у Билайн — доход компании в отчетном периоде составил 28,723 млрд тенге. Для сравнения — в I квартале 2015 года доход составлял 30,284 млрд тг. По данному показателю Beeline демонстрировал неуклонное снижение на протяжении всего прошлого года. Не лучшим образом выглядят и другие показатели. Клиентская база Beeline за отчетный период сократилась на 4,3%. По количеству абонентов оператор «откатился» к показателям начала 2014 года.

Судя по всему, переход к Network Sharing, от модели конкуренции к модели конкурентного партнерства, о котором в свое время говорил Арти Отс, должен осуществляться более динамично. Сейчас Билайн и Кселл не скрывают, что пытаются максимально быстро убрать конкурентное преимущество третьего игрока.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *