Реестр обманщиков и халтурщиков
Поддержать

Реестр обманщиков и халтурщиков

ЭЛ.ЗАК 2-2

В Казахстане составлен рейтинг недобросовестных участников государственных закупок. Создали его в Центре электронной коммерции, занимающимся госзакупками через электронные сети и Интернет

Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям;
2) потенциальных поставщиков, допустивших нарушение требований статьи 6 Закона «О государственных закупках»;
3) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
4) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Общее количество недобросовестных участников государственных закупок, отстранённых решением суда от выполнения работ, оказания услуг и поставок товаров государству, на 19 июля 2013 года составляет 4408. Наибольшее количество поставщиков внесено в реестр недобросовестных участников и составляет 666 по городу Астана. При этом в городе Астана зарегистрировано поставщиков- 20649. Наименьшее количество недобросовестных участников составляет 62 поставщика в Атырауской области, при общем количестве зарегистрированных поставщиков5 464 физических и юридических лиц.

Количество недобросовестных поставщиков в разрезе областей
на 19 июля 2013 года

Регион

Количество недобросовестных поставщиков

(физ./юр. лиц)

Количество зарегистрированных поставщиков

(физ./юр. лиц)

г. Астана

666

20649

Южно-Казахстанская область

629

13858

г. Алматы

525

23051

Карагандинская область

392

14796

Алматинская область

285

10289

Восточно-Казахстанская область

284

16784

Кызылординская область

205

6930

Костанайская область

196

10684

Актюбинская область

190

8877

Жамбылская область

190

6639

Павлодарская область

189

10143

Западно-Казахстанская область

184

7435

Мангистауская область

152

6954

Северно-Казахстанская область

134

6616

Акмолинская область

125

7873

Атырауская область

62

5464

Итого

4408

177042

Мы попросили прокомментировать информацию пресс-службы ведомства по реестру недобросовестных поставщиков государства председателя правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжана Ахметова:

-Порядок электронных торгов уже отработан и все участники его знают. В декабре каждого года предприниматели, в соответствии с планом госзакупок на год, загружают на портал свои предложения. У нас сегодня 25 тысяч заказчиков, начиная от министерств и заканчивая средней школой или детским садиком где-нибудь в глубинке. И если предприниматель сорвал поставку товара или услуг – он должен отвечать по закону.

Приводимые нами цифры – это то, что есть на сегодняшний день, они объективны. Они могут кому-то нравиться или не нравиться, но это факт. Предприниматели признаются недобросовестными поставщиками по решению суда и копия такого решения отправляется в Министерство финансов – уполномоченный орган по проведению госзакупок. Они, соответственно, направляют его нам и мы затем, автоматически закрываем на портале его участие. Внесенные в реестр предприниматели на два года отстраняются от участия в госзакупках. На портале в открытом доступе находится список недобросовестных поставщиков, ознакомиться с которым могут все желающие: http://portal.goszakup.gov.kz/portal/index.php/ru/public_careless/index.

Это делается для того, чтобы отсеять недобросовестных участников тендеров, чтобы они не стали поставщиками товаров и услуг для государства, потому что здесь идет речь о бюджетных деньгах, за которыми должен быть самый строгий контроль. Главная задача государства – чтобы бюджетные деньги расходовались правильно и эффективно, чтобы заказчики — государственные организации и предприятия – получали бы за них товары и услуги, на которые они рассчитывают.

— Некоторые предприниматели говорят, что слишком уж высокие требования предъявляются к поставщикам, им трудно соответствовать…

— А по другому нельзя – ведь это бюджетные деньги, наша обязанность беречь их и тратить только эффективно! Участник госзакупок просто обязан соответствовать самым высоким требованиям, потому что и цена вопроса очень велика — от результатов его работы зависит нормальная жизнь тысяч и тысяч людей, государственных организаций. И то, что можно работать именно так, говорит и наш анализ ситуации в системе госзакупок. В Атырау – 5 тысяч поставщиков, а недобросовестных – 62, меньше всего. Самому молодому поставщику, участнику тендеров – всего 18 лет. И он работает очень хорошо. Значит, можно работать в соответствии с требованиями, которые предъявляет закон.

ЭЛ.ЗАК 1 -1

Свое мнение о создании такого «черного списка» предпринимателей есть и у Председателя Алматинской ассоциации предпринимателей Виктора Ямбаева:

— Подобные «чистки» тех, кто участвует в госзакупках, нужно было делать давно, еще с начала 2000 годов. Государству и обществу остро необходимо знать: кто есть кто. Кто честен, кто нечестен, кто коррумпирован, кто не дает вязток. Госзакупки, наряду с некоторыми другими выстроенными государством схемами взаимодействия с бизнесом, являются сегодня очень «коррупционно опасными». И поэтому многим предпринимателям, которые имеют реальный потенциал, чтобы в них поучаствовать, дорога в эту сферу давно закрыта. А часто в тендерах выигрывают «счастливчики», которые кроме печати и связей в чиновничьей среде, по сути, ничего не имеют. Причем таковыми «счастливчиками» они почему-то являются постоянно. В лучшем случае они приглашают для выполнения госзаказа, на субподряд, фирмы, которые проиграли тендер и которые действительно могут что-то сделать. Чтобы те работали вместо них. Такое часто случается в строительстве. Это касается многих сфер – вспомните прошлую скандальную перепись населения.

Поэтому работа эта правильная. И нужно, на мой взгляд, продолжать и расширять ее. Необходимо публиковать списки не только недобросовестных предпринимателей, участвующих в госзакупках, но и списки чиновников, которые допустили их к тендерам. Они ведь, очевидно, попали в число победителей не просто так, а с помощью чье-то «мохнатой руки».

Главная ошибка всей системы госзакупок у нас в том, что главным и подчас решающим фактором в определении победителя является цена. Чем она ниже – тем шансов у участника тендера больше. Но цену на товары и услуги нельзя снижать бесконечно – пострадает качество. Так и происходит: получившая госзаказ фирма старается на всем экономить, поставляет товар или услугу ненадлежащего качества, начинаются скандалы¸ суды… И потом ее признают недобросовестным исполнителем.

Мне самому жаловались бизнесмены: люди, не имеющие товара в наличии, выигрывали тендер из-за заявленной низкой цены. А потом приходили к тем же проигравшим бизнесменам и просили их продать уже им товар по сниженной цене! Абсурдная ситуация!

Мера эта вынужденная, запоздалая, но правильная. Лучше поздно, чем никогда. Но одновременно Агентству по защите конкуренции нужно отслеживать и ситуацию с госзакупками, которая сложилась в наших государственных корпорациях, вроде «Казахстан Темир Жолы». Там ведь тоже происходят тендеры. И там зачастую сидят фирмы и люди, которые из года в год выигрывают тендеры, например, на поставку каких-то подшипников, комплектующих или чего-то другого. И туда, в этот процесс, не может попасть никто «чужой». Налицо искусственное ограничение конкуренции. Как это так, неужели во всем Казахстане, а теперь и шире – во всех странах Таможенного союза нет компаний, которые могли бы предоставить аналогичный товар или услугу лучшего качества и за более низкую цену? Трудно в это поверить.

Я думаю, создание такого реестра — это очередная попытка поставить заслон коррупции в сфере государственных закупок, потому что сегодня это одно из самых слабых мест в расходовании бюджетных средств. Помимо, конечно, громко рождающихся и тихо умирающих затем государственных программ.

Если предприниматель однажды получил такую «черную метку» — ничего страшного. Значит, он еще просто не готов работать с бюджетными деньгами, пусть наберется опыта, «нарастит мускулы», создаст прочную материальную базу. А затем может опять включаться в процесс госзакупок. Пусть пока поработает на конкурентном рынке. Ведь почему здесь такая коррупция и столь много скандалов? Потому что в бизнесе прекрасно понимают, что, учитывая сильные административные барьеры, узость внутреннего рынка, низкую платежеспособность населения, высокую конкуренцию, особенно в сфере поставок и торговли — выжить и заработать легче всего, если используешь государственные ( бюджетные) деньги. А бюджетные деньги должны быть обязательно под постоянным и жестким контролем. Нельзя допустить, чтобы деньги от налогов, которые платят предприниматели, тратились затем бездарно, расточительно. Это вызывает в предпринимательской среде уныние и депрессию. И то, что количество недобросовестных предпринимателей в сфере госзакупок, признанных судом, достигает внушительной цифры — около 4,4 тысячи, говорит о том, что ситуация здесь очень запущена и надо срочно очищать эту сферу.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *