Тимур Турлов на KASE Talks
Бывший премьер-министр Казахстана в интервью международному агентству «Фергана» поделился видением, что можно и нужно делать Ташкенту для того, чтобы инвесторы поверили в реальное обновление.
По словам Кажегельдина, «Узбекистан сегодня – это вызов. Уже третий год страна находится в центре внимания Запада. И очень хорошая платформа для перемен – то, как Узбекистан сегодня смог выстроить отношения с соседями».
«Когда мы проводили реформы, то по поручению президента еженедельно выходили на «правительственный час» на телевидении и объясняли людям, что собираемся делать. Пошагово», – напомнил о казахстанском опыте либеральных 1990-х опальный экс-премьер.
Но «Узбекистан все еще остается довольно закрытой страной». Но, как думает Кажегельдин, узбекский «политический класс, который спал два десятилетия, а сегодня пробудился».
«Что бы я посоветовал? После того как глава государства проедет по ведущим странам, «проложит тропинку» и сделает политические заявления, нужно, чтобы кто-то повторил этот же путь и уже встречался непосредственно с теми, кому был адресован президентский «месседж», – сказал Кажегельдин. – Тут возникает очень важная проблема. Мы в свое время с этим столкнулись. Инвесторы приходят под гарантии законодательства. Управлять экономикой с помощью текущих решений, министерских актов или даже президентских указов невозможно. Это не воспринимается партнерами на Западе» и «поэтому безотносительно того, каким будет политический строй Узбекистана, руководство сегодня должно определиться и заявить, какой будет экономика: рыночная, квазирыночная».
«Казахстан очень быстро рванул в капитализм, а потом начал потихоньку откатывать назад. И теперь там уже государственный капитализм, он очень вреден для народа, ничего не принесет ни будущему, ни настоящему, и он породил отвратительную систему, которая называется клептократия», – подчеркнул при этом политик.
Поэтому «Узбекистану нужно, видя наш опыт, постараться избежать этого по разным причинам, в том числе из-за своей многочисленности и компактного проживания. Если в такой стране, как Узбекистан, возникнет социальный бунт, то он мирно не закончится. Это опасно. Опыт показывает: как только вы создадите одного олигарха, начинает создаваться олигархат и появляется почва для клептократии. А завершается это переделом собственности. Для Узбекистана это плохой сценарий». По мнению Кажегельдина, «В Узбекистане система работает. Насколько эффективно – вопрос второй».
Кажегельдин также считает, что соседям необходим новый Гражданский кодекс, регулирующий экономические и финансовые законы. «Так называемая экономическая конституция страны», которую «грамотные международные юристы могут сделать за 12 – максимум 18 месяцев».
«Международные эксперты, которые будут писать Гражданский кодекс, важны еще и тем, что с их помощью можно будет объяснить западным инвесторам, какие новые законы приняты в Узбекистане и как они работают», – отметил Кажегельдин.
«Государство – собственник не просто слабый, а вообще никакой. Конечно, если будет принято решение, что основные экономические активы останутся в руках государства, а вокруг будут расцветать чайханы, небольшие ресторанчики и магазины, – то это путь Пакистана», – сказал казахстанский экс-премьер.
По словам Кажегельдина, иностранным инвесторам, прежде всего, стоит обратить внимание на энергетику Узбекистана, которая «нуждается в новых технологиях, и можно было бы сделать две вещи сразу: инвестировать в этот сектор экономики и сменить форму собственности».
«Как сделать, чтобы крупная корпорация принадлежала не одному человеку, а народу? Есть только один путь – публичные институты и публичная собственность», – говорит политик. И здесь ведущую роль могли бы сыграть пенсионные фонды.
«Почему в США нефтяные компании всесильны? Не потому, что они где-то добывают нефть или у них очень умный президент совета директоров. Их главная сила в том, что их главными акционерами являются американские пенсионные фонды», – сказал Кажегельдин. Это «самый стабильный источник поддержания экономики и самый стабильный инструмент объединения граждан под одним интересом».
«Узбекистан, используя свою центральную географическую расположенность, имеет огромный шанс привлечь капиталы и инвестиции в развитие инфраструктуры. Почему-то думают, что люди готовы инвестировать только в нефть или газ. Ничего подобного, – сказал бывший казахстанский реформатор. – Сейчас мировая экономика набита деньгами из-за кризиса, там каждый день думают, куда бы эти деньги направить. И по большому счету Узбекистану нужно продать мировой экономике свои реформы».
Иллюстрация DW .
Комментариев пока нет