Инвестиции в нефтепереработку могут помочь в сдерживании цен на бензин
Бензин на казахстанских автозаправочных станциях начал постепенно дорожать с марта 2021 года.
После модернизации нефтеперерабатывающих заводов в 2018 году казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос в топливе. Импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза. Соответственно Казахстан может самостоятельно формировать стоимость топлива на внутреннем рынке, обеспечив страну дешевым бензином. Однако в реальности не все так просто — в то время как стоимость нефти в последние три года колебалась в существенных пределах, падая и возрастая, цена бензина плавно изменялась, резко подорожав лишь в октябре 2017 года.
Например, в городе Нур-Султан в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 176 тенге за литр.
«Причина заключается в том, что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 30% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долл. США за баррель. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11%–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин», — пишут аналитики FinReview.info
Основные причины удорожания бензина, считают аналитики, старт продаж на товарной бирже, который ведет к гармонизации топливного рынка.
Вторая причина кроется в ремонтных работах на нефтеперерабатывающих заводах. Так, ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Внеплановое приостановление производства, вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.
Третье, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение. Государственное регулирование цен на топливо действовало до 2015 года. В свою очередь свободное плавание рынка означает, что конечную стоимость формирует именно объем спроса и объем предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует эту сферу.
Четвертая причина в едином рынке нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС. Для Казахстана это означает повышение стоимости, так как в стране установлены самые низкие цены среди стран ЕАЭС. В частности, в России цена АИ-92 составляет порядка 250 тенге за литр. Соответственно стоимость бензина может вырасти на 50%.
Таким образом, это четыре основные причины удорожания бензина. Но остается актуальным вопрос, что именно необходимо сделать Казахстану для сдерживания цен и развития нефтегазового сектора. Одним из таких инструментов могут выступить инвестиции в нефтепереработку, считают авторы материала.
Поэтому развитие нефтегазового сектора является стратегически важной задачей для страны. В этой ситуации Казахстану необходимо уменьшить влияние кредитной нагрузки на себестоимость автомобильного топлива. Тем более себестоимость бензина в стране остается одной из самых низких в мире, а значит его экспорт представляет существенную выгоду для инвесторов. Очевидно, что эта закредитованность предприятий отражается в себестоимости бензина, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.
Бензин является социально-значимым продуктом, а его цена сказывается на ценообразовании других товаров. То есть рост цен вызовет снижение потребительской способности населения, что несет негативный эффект для экономики.
Фото из открытых источников.
Комментариев пока нет