Автодорожный бизнес Казахстана на грани банкротства - СМИ
Поддержать

Автодорожный бизнес Казахстана на грани банкротства — СМИ

Механизм полной компенсации дополнительных трат господрядчикам призывает внедрить казахстанский автодорожный бизнес, сообщает inbusiness.kz.  

Как пишет издание, «Дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства утвердили в соседней России после жалоб Владимиру Путину подрядчиков. Автодорожные компании заявляли об убытках и росте долгов, что создает «неприемлемые риски» как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны.  

Из основного, в рамках документа предусматривается ценовое регулирование госконтрактов из-за роста цен на строительные материалы и премирование за досрочный ввод объектов.  

Стоит отметить, тарифы по строительству одного километра автодорожного полотна в соседнем государстве, если сравнивать с ближайшими зарубежными странами, не самые низкие. В РФ его размер составляет $2,09 млн, в Кыргызстане – $2,4 млн, в Беларуси – $2,9 млн, в Украине – $6,1 млн. Чего не скажешь о Казахстане, где он утвержден на уровне $1.1 млн. Уложиться в норматив казахстанским автодорожным компаниям и не уйти в минус, проблематично.  

Автодорожные компании не могут завершить строительство объектов, зачастую уходят в убытки и пребывают на грани банкротства. К шаткому финансовому положению бизнес подводит занижение стоимости проектов на этапе госэкспертизы, дефицит и удорожание стройматериалов.  К слову, о последнем. С 2020 года по 2021 год цена на арматуру (А3 д.14-32) увеличилась с 294 643 тенге до 400 000 тенге за тонну (рост на 35,7%), на цемент с 23 500 тенге до 25 900 тенге за тонну (рост на 10,2%), на бетон с 15 261 тенге до 15 997 тенге за тонну рост на 4,8%). Битум, взлетел по стоимости с 86 000 тенге за тонну до 140 000 тенге.  

Дорожно-строительная техника также головная боль для господрядчиков. Ее большая часть приобретается в Китае.  Однако о качестве говорить не приходится. Импорт выходит из строя уже через пять, а то и три года. На развитии отрасли негативно сказывается и прессинг со стороны правоохранительных органов. В Ассоциации автодорожников Казахстана просят Правительство принять меры, чтобы решить накопившиеся проблемы. Одним из выходов может стать внедрение механизма компенсации затрат подрядчикам. В частности, имеется необходимость в предоставлении возможности упрощенной корректировки, действующей и разрабатываемой в дальнейшем проектно-сметной документации с учетом коэффициента роста цен на строительные материалы и услуги. 

«Если строительная компания дополнительные ресурсы привлекла и построила дорогу, то разницу, которая была в смете и фактический объем работ государство должно восполнить. Это международная практика. Нас успокаивают тем, что удорожание компенсируют за последний период работы. Не смотря на то, что проект начался в 2019-2020 годах, берутся расценки 2022 года, оплачивают только за последний период работы, а предыдущие затраты повисают в воздухе», — сетует Президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов. 

Госэкспертиза проектов также действует не в пользу автодорожников. ПСД зачастую урезается, а расценки заменяются на более дешевые, не соответствующие принятым техническим решениям. 

«Над проектировщиками у нас давлеет экспертиза. Если проектировщик делает детальный проект с учетом всех работ, включая мелкие, то экспертиза в целях экономии срезает все эти виды работ. Если проектировщик получает два предупреждения, он теряет лицензию, поэтому он вынужден плясать перед экспертизой и делать не то, что требуется, а то что ему указывают. Отсюда у нас идут дефекты дорожной отрасли. То есть дополнительные виды работ не учитываются, бюджет срезают, и подрядчик вынужден делать то, что не запроектировано за собственный счет», — детализирует проблему Баглан Баймагамбетов. 

Имеются и факты необоснованного занижения коэффициента удорожания объекта. Усугубляет ситуацию отсутствие своевременного финансирования подрядчиков, что неизбежно приводит к фактическому росту стоимости проекта. 

«Цены меняются, а нормативы все остались с 2017 года. За это время инфляция идет, ежедневно. Расценки у нас сегодня отстают от потребности, которая нужна для строительства автодорог», — добавляет глава Ассоциации. 

Представители автодорожного бизнеса не раз обращались к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, в профильное министерство индустрии и инфраструктурного развития, Агентство по защите и развитию конкуренции РК, НПП «Атамекен». Однако изменений в сфере регулирования отрасли пока не наблюдается. 

В стране по программе «Нурлы жол» запланирована реконструкция 90 тыс. километров дорог местного значения, 25 тыс. километров – республиканского. Но если сдвигов в сторону решения наболевших вопросов отрасли в преддверии строительного сезона не будет, то поручение президента РК находится под угрозой срыва. 

Фото из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *