Рынок ценных бумаг: капитализация участников выросла на 20%
Что ждет Казахстан с новым бюджетом, учитывая, что государство увеличивает долю налоговой нагрузки на МСБ и обычных граждан, как Россия влияет на экономику Казахстана, почему так стремительно растет госдолг, что происходит с ценами на нефть и стоит ли ждать улучшения социального самочувствия граждан. Обо всем этом Exclusive.kz побеседовал с директором форсайт агентства EXIMAR Айман Турсынкан.
— Айман, исходя из общей экономической динамики, расскажите, чего стоит ждать в ближайшее время?
— Основные вводные условия для планирования государственного бюджета РК обозначены в законе о госбюджете на 2019-2021 годы по цене за баррель сырой нефти на уровне 60-55 долларов США и курсу национальной валюты к доллару США 370 тенге. В прогнозе цены на сырую нефть Delloite от 31 марта 2018 года определил более оптимистичный тренд постепенного роста цен для регионов России и Западного Казахстана на условиях FOB.
На 2019 год в отчете дается цена 62,75 долларов, на 2020 год 63,25 долларов, на 2021 год 65,75 долларов. Для стран OPEC в 2019 году цена спрогнозирована на уровне 62 доллара, на 2020 год 62,5 доллара, на 2021 год до 65 долларов.
Самый нижний порог мировых цен на сырую нефть в том же отчете приводится для стран Персидского залива на уровне 56,65 долларов в 2019 году, 59 долларов на 2020 год и 61,5 долларов на 2021 год до 2025 года в среднем мировая цена на нефть может достигнуть 70 долларов за баррель.
Таким образом, пересмотр в сторону понижения прогнозной цены на нефть, скорее всего, сформирован исходя из наиболее низких показателей прогнозов для стран Персидского залива, поскольку в отчете от 24 сентября 2018 года OPEC прогнозируется снижение спроса на нефть на мировом рынке.
Министерство финансов РФ спрогнозировало, что номинальный курс доллара в 2031–2035 годах составит 82,5 рублей. При худшем сценарии на уровне 84,2 рубля. По прогнозам в 2017–2020 годах средний номинальный курс доллара будет составлять 64,8 рублей, в следующую пятилетку — 71,5 рублей, в 2026–2030 годах — 77,1 рублей.
Таким образом, ослабление рубля МФ РФ с текущего курса до 2021 года оценивает в 10,3%. При проецировании такого же 10% ослабления и на казахстанский тенге к текущему коридору 370-372 можно увидеть курс в 2021 году на уровне около 400 тенге. Поскольку перспектив для укрепления курса национальной валюты в условиях сырьевой модели экспортной политики и высокого уровня импорт зависимости не наблюдается.
-Денег все меньше поступает в казну, государство продолжит увеличивать налоговое бремя?
— Важной новеллой бюджетного процесса также стало введение в Налоговый кодекс РК и бюджетный кодекс изменения направления оплаты КПН с МСБ в местный, а не республиканский бюджет. Это в разной степени для разных регионов должно сократить изъятия из местной доходной части бюджетов от 10 до 20% всей собираемой налоговой базы. Например, перераспределение налоговых поступлений в местный бюджет для Алматы на уровне от 220 до 250 млрд тенге уже за 2018 год.
На сегодня совокупно в местный бюджет поступает лишь 35% всех собираемых не нефтяных налогов и платежей в бюджет, а в республиканский бюджет поступает 65% всех таковых платежей в бюджет.
Дополнительно отдельно в учете консолидированного бюджета рассчитывается объем налоговых поступлений от добывающих секторов с оплатой напрямую в Национальный Фонд. Если в 2012 году доля поступлений в Нацфонд составляла 43% от общего сбора всех налогов и платежей в бюджет, то в 2017 году вклад нефтегазового сектора сократился до 17,3%, поднявшись после провала в 2016 году до уровня 14,9%.
В 2017 году вклад отчислений в Нацфонд к общему сбору налогов в чистом денежном выражении возрос на 25%, но поступления в местный бюджет сократились на 10%, а в республиканский бюджет выросли на 13%.
— Получается, растет дефицит бюджета?
— Основные влияющие факторы на состояние республиканского бюджета в 2012-2018 годах, сыгравшие роль в изменении бюджета – это резкие колебания цен на нефть, девальвация тенге, снижение активов Национального Фонда и Единого накопительного пенсионного фонда в долларовом эквиваленте.
Дефицит республиканского бюджета в 2017 году достиг 1,4 трлн тенге или 31% от налоговых поступлений. Доля же налогов в доходной части республиканского бюджета, без учета трансфертов из Нацфонда, сократилась к 2017 году до 35% от показателей 51,8% в 2012 году. Ненефтяной дефицит бюджета в 2018 году достиг критической отметки 44,9% от расходной части республиканского бюджета. При этом уже в 2019 году заложено увеличение затрат на обслуживание долга до 6,3% от всех расходов республиканского бюджета.
— Правда ли, что внешний долг достиг критической отметки?
— Для перекрытия дефицита бюджета используются на 98% только внутренние займы за счет выпуска государственных ценных бумаг, приобретаемых исключительно только на пенсионные активы казахстанцев. Напомним, что совокупные пенсионные активы к концу 2018 году достигли 8,9 трлн тенге и полностью инвестированы.
В то же время только в 2017 году объем заимствований на внутреннем рынке составил для финансирования дефицита республиканского бюджета 1,6 трлн тенге по долгосрочным обязательствам с погашениями до 2045 года включительно.
Высокая привлекательность для правительства пенсионных активов обусловлена тем, что сегодня они составляют почти половину совокупных активов Национального фонда. Доля пенсионных активов в 2017 году достигла 17% от годового номинального ВВП. Непрозрачность обоих подушек безопасности позволяет государству использовать эти источник по своему усмотрению, никогда не прибегая к диалогу с обществом.
По данным НБ РК в 2018 году валовый внешний долг достиг 167,6 млрд долларов, показав резкий рост доли квазигосударственного сектора. Внешний долг государственных органов сохраняется на уровне 60,4 млрд долларов США, включая квазигосударственный сектор.
Возможно, что опубликованный закон о бюджете на 2019-2021 год подвергнется серьезному пересмотру после корректировки расчетов доходной части регионами и агрегацию с центром. Полученные в местный бюджет налоговые платежи распределяются местными исполнительными органами после утверждения маслихата самостоятельно – это все налоги с имущества физических и юридических лиц, ИПН, транспортный налог, эмиссионные отчисления, а также ряд КБК по внешнеэкономической деятельности, акцизам и роялти.
Наиболее крупные налоги — НДС, КПН, пошлины и косвенные налоги на ВЭД, основные виды роялти и акцизов, оплаченные в республиканский бюджет, перераспределяются центральным правительством в качестве целевых трансфертов и бюджетных кредитов на основе ведомственных заявок с региональным распределением.
— К чему приводит такая жесткая вертикаль перераспределения бюджета между регионами?
— Простой пример подушевого финансирования для среднего образования – в Павлодарской области уровень составил около 4500 тенге на учащегося в месяц, а в Туркестанской области 1950 тенге. То есть при получении распределенных сверху целевых трансфертов по остаточному принципу, местные маслихаты пытаются из того что по факту получено распределить на фактическую численность целевой социальной группы получателей этой базовой муниципальной услуги.
— Ухудшается ли социальное положение людей?
— Чтобы понять, становится ли бюджет более социально ориентированным, нужно посмотреть за истекший период динамику изменения основных направлений расходной части бюджета. Уже в 2017 году доля не секвестрируемых социальных статей — образование, здравоохранение, социальное обеспечение совокупно в бюджете сократилась до 33,9% с 38,7% в 2012 году. До 2021 года новым законом о бюджете предусмотрено увеличение доли до 49% от всех расходов республиканского бюджета.
То есть по динамике можно было бы предположить, что республиканский бюджет стал более социально ориентированным. Но при внимательном рассмотрении статей расходов внутри функциональных направлений — образование, здравоохранение и социальное обеспечение можно заметить хитрости МФ РК.
Многие статьи, которые не относятся функционально в данные сферы технично, спрятаны здесь, в социалке. Например, по детальному анализу 2018 года в социальном обеспечении собственно пенсии и ГСП составляют менее 90% от совокупного функционального бюджета.
В здравоохранении объем бесплатной медицинской помощи населению составляет 88% от совокупного бюджета на здравоохранение.
В образовании совокупно обеспечение доступности школьного, среднего технического и высшего образования занимают лишь 67% от всего функционального бюджета образования. Все прочие статьи являются не социальными, а лишь прикрытыми под «социальные» расходами прочих министерств и ведомств, а также квазигосударственных организаций.
Если исключить эти наслоения бюджетных программ, то на примере 2018 года видно, что реальная доля социальных статей для целевых бенефициаров – населения составляет лишь 33,5% от расходов бюджета, а не 44,6%. Разница существенная,
Давайте попробуем разобрать также 2021 год — здесь и вовсе все более выпукло. На собственно социальные пособия и пенсионное обеспечение заложено лишь 87% от совокупного функционального бюджета по социальной защите. Бесплатная медицинская помощь составит лишь 73,4% от функционального бюджета на здравоохранение.
Доступность школьного, технического и высшего образования составит лишь 60%, при этом чистое бесплатное образование в средней школе составит только 30% бюджета, а бесплатное обучение в колледжах и вузах полностью отменено.
Прочие 30% от доступности обучения направляются исключительно на заработную плату педагогам в колледжах и вузах, но не предполагают покрытия иных расходов и выдачи грантов на обучение студентам. Совокупно доля социальных функциональных статей в чистом виде для целевых бенефициаров составит только 37,4% в расходах бюджета на 2021 год, но никак не заявленные 49%.
иллюстрации из открытых источников
Комментариев пока нет