Айман Турсынкан: «Фискальное бремя растет, а собираемость налогов падает»
Продолжается довольно странная история с миноритарными акционерами «Казахтелекома», которые после знаменитой сделки с Kcell, решили вернуть бумаги, но вместо дивидендов едва не заработали уголовное дело.
Кажется, времена, когда чуть ли не с каждой подходящей государственной трибуны казахстанцев призывали идти «работать» на фондовой бирже и, несомненно, только богатеть, благополучно миновали.
Пафос за эти годы заметно иссяк, совокупный гонор по объективным и прочим другим сопутствующим причинам резко поубавился, но вместо одной, вечно критикуемой площадки – KASE в столице соорудили еще более амбициозно-передовую – МФЦА.
Здесь теперь известный Международный арбитражный центр, что «предоставляет независимую, экономичную и оперативную альтернативу судебному разбирательству, действуя в соответствии с лучшими международными стандартами для разрешения гражданских и коммерческих споров в МФЦА».
Тем более странной и, мягко говоря, не слишком выгодной для репутации государства смотрится история спора между главной телекоммуникационной компанией страны «Казахтелеком» и владельцами мелких пакетов акций АО.
Кратко к истории вопроса. В декабре прошлого года «Казахтелеком» подписал договор о приобретении 75% голосующих акций Kcell – 24% акций оператора у Telia Company и 51% акций у Fintur Holdings BV.
Писали, что цена этой по-своему многострадальной сделки составляет $446 миллионов. Говорили, что покупка контрольного пакета акций положительно скажется на акционерной стоимости «Казахтелекома». Но не все решили ждать несколько лет, когда нацкомпания «переварит» тяжелую финансовую сделку и выйдет когда-то на передовые показатели.
Так, инвестиционная компания FalconryCapital, владеющая небольшим пакетом акций, и ряд миноритариев «воспользовавшись своими законными правами, потребовали от компании обязательного выкупа их акций» как раз из-за несогласия с решением Совета директоров АО «Казахтелеком» о покупке пакета бумаг «Kcell». Собственно, это их личное дело.
Директор департамента управления активами ТОО FalconryCapital Анес Калдыбаев сказал:
– В связи с тем, что для заключения сделки потребуется привлечение огромного долга, что может отрицательно повлиять на дивидендные выплаты, часть миноритариев приняла решение о возврате ценных бумаг акционерному обществу. Уровень долга Общества, необходимый для финансирования сделки, был рассчитан рядом экспертов в публичных аналитических отчетах брокерских компаний, об этом писали многие деловые издания.
Поэтому, «в соответствии с законодательством АО «Казахтелеком»должны были произвести выкуп, согласно утвержденной Методики определения стоимости акций в течение 30 дней со дня получения заявления. По истечении срока, «Казахтелеком» не только не выполнил свои обязательства по выкупу акций, но и инициировал возбуждение уголовного дела в Службе экономических расследований при ДГД города Алматы в отношении миноритарных акционеров».
Мелких владельцев акций заподозрили в некой «инсайдерской информации» при совершении сделок с ценными бумагами. Об этой истории написало авторитетное агентство Bloomberg, специализирующееся на деловой информации для тех же потенциальных инвесторов. После этого, как передавали СМИ, уголовное дело было прекращено.
Один из миноритариев «Казахтелекома» Дауд Местоев говорит:
– Такие действия подрывают доверие инвесторов к эмитентам и стране в целом. И это в то время, когда правительство и президент прилагают огромные усилия, чтобы привлечь инвестиции в страну. Мы направили письмо менеджерам «Казахтелекома» с предложением решить наш спор в юрисдикции суда МФЦА, как это предусмотрено законом и получили письменный отказ. Мы исходили из того, что этот суд создан по инициативе президента специально, чтобы обеспечивать инвесторам гарантию защиты их прав. Мы разочарованы решением «Казахтелекома» избежать рассмотрения спора на этой площадке, и в целом позицией, которую компания выбрала в отношении своих миноритариев.
На сегодня, судя по всему, главные акционеры «Казахтелекома» намерены изменить саму методику оценки стоимости акций общества при их выкупе.
– Предполагаем, что менеджмент через изменение методики может снизить выкупную стоимость акций и тем самым причинить материальный ущерб миноритариям в виде обесценения стоимости выкупа, предусмотренной действующей Методикой определения стоимости акций, – заявил все тот же Анес Калдыбаев.
Между тем исполнительный директор Казахстанской ассоциации независимых директоров Ерлан Бейсембинов считает, «если взять за основу только ту информацию, которая открыто содержится в социальной сети Facebook (посты и пояснения миноритарного акционера, ответы АО «Казахтелеком»), то можно констатировать наличие корпоративного конфликта и факта нарушения норм Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» со стороны данного акционерного общества. Законодатель наделил акционера (как мажоритарного, так и миноритарного) правом требовать выкупа акционерным обществом у него акций, если данный акционер не согласен с решением о заключении крупной сделки».
Закон гласит, что «акционер, который не согласен с решением о заключении крупной сделки, в течение 30 дней подает заявление в АО с требованием выкупить у него акции, а Общество обязано в течение 30 дней выкупить акции по указанной Методике. Заметьте – если выше говорилось о праве акционера требовать выкупа, то тут уже речь об обязанности АО выкупить. Если некоторые положения Закона содержат такую оговорку, как «если иное не предусмотрено Уставом», то в рассматриваемой статье нет подобных оговорок и допущений, позволяющих АО продлить срок».
Из всего изложенного очевидно, что неудобных вопросов, которые давно вынесены в публичное информационное пространство, много. Это и оценка всей истории со стороны руководителей АО «Казахтелеком», и то самое предстоящее «внесение изменений в методику оценки стоимости акций при выкупе», и странное уголовное дело и, возможно, новые суды, а также беспристрастный и никак незадействованный арбитраж МФЦА с его «выдающимися юристами и медиаторами».
Тем не менее, пресс-служба телекоммуникационного гиганта вышла на связь и после изучения запроса официально отвечает:
– АО «Казахтелеком» сообщает, что данная информация не подлежит раскрытию. Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на то, что информация, не раскрытая публично и составляющая коммерческую тайну, охраняется законодательством Республики Казахстан.
Теперь, по словам директора ТОО FalconryCapital Руслана Ахмедова, миноритарные акционеры «приняли решение о совместных действиях, направленных на скорейшее восстановление своих прав и прекращение давления». Направлены письма в Национальный Банк РК, АО ФНБ «Самрук Казына» и КASE.
На что еще заостряют внимание неравнодушных акционеров республики, так это рейтинг Doing Business Всемирного банка, где Казахстан первенствует «по индикатору защиты прав миноритарных акционеров». Что, впрочем, у информированных скептиков только лишний раз вызывает сомнения в качестве работы экспертов международного финансового института.
И все-таки, несмотря даже на это, общая цена вопроса может оказаться гораздо выше условных финансовых и имиджевых потерь одного доминирующего национального оператора. Потому что здесь опять же возникает пресловутый вопрос доверия инвесторов к отечественным эмитентам и уровню рисков.
иллюстрации из открытых источников
Комментариев пока нет