Алина Алдамберген, КАSЕ: "Фондовому рынку нужны новые инструменты"
В недрах Ақорды «гуляет» письмо, результатом которого может стать появление нового суперхолдинга «КазАгро», которое будет выведено из подчинения министерства сельского хозяйства.
В частности, речь идет о том, что созданный Указом президента Национальный управляющий холдинг «КазАгро» какое-то время после своего создания была одной из самых эффективных квазигосструктур, под руководством которой дочерние компании холдинга добились определенных результатов в обслуживании субъектов АПК, а успешная деятельность и высокий рейтинг некоторых из них позволял привлекать для развития отрасли финансовые ресурсы из внешних источников. Так, за эти годы «Продкорпорацией» извне было привлечено около 2 млрд, долларов США, которые направлялись на финансирование весенне- полевых работ. При этом количество заемщиков достигало до 5 тысяч сельхозформирований, а возвратность кредитов была практически полной».
В частности, за период 2003-2010 годы валовое производство сельского хозяйства выросло на 134%, численность КРС — на 26,7%, овец — на 46,9% , лошадей — на 43,6%, птиц — на 32,2% . Рост объемов производства мяса составил 35,9%, молока — 24,7%, яиц — 63,4%. Казахстан в 2007 году занял пятое место среди мировых экспортеров зерна, а по экспорту муки стал мировым лидером.
Однако, начиная с 2011 года, в деятельности холдинга начались системные сбои. Министерство сельского хозяйства не смогло адекватно отреагировать на мировой экономический и финансовый кризис изменением существующих мер господдержки. «Более того, в такой период оно взяло курс на реализацию таких дорогостоящих и сомнительных по эффективности и результативности проектов, как массовый импорт племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления и строительство крупных откормплощадок, вовлекая в этот процесс холдинг «КазАгро». Так, в 2011-2015 годах в республику было импортировано около 70 тысяч голов дорогостоящего племенного маточного поголовья крупного рогатого скота, из которых по данным различных источников около 6 тысяч оказалось больными и зараженными экзотическими болезнями, часть которых пришлось уничтожить. Немалая часть животных из-за неадаптированности к нашим природно-климатическим условиям пала. Построенные крупные откормплощадки из-за отсутствия откормочного контингента в основном пустовали или же были загружены неполностью, а некоторые, впоследствии просто обанкротились. Безусловно, все это негативно отразится в будущем на возвратности взятых кредитов.
Кроме того, в 2013-2014 годы было проведено так называемое финансовое оздоровление сельхозпроизводителей. Но оно было направлено не на устранение причин возникшей ситуации через механизмы банкротства, а на поощрение деятельности неэффективного менеджмента, приведших хозяйств к финансовой несостоятельности. На цели финансового оздоровления холдинг «КазАгро» в 2013 году в зарубежных финансовых организациях оформил займы на сумму 1 млрд, долларов США и 600 млн. евро или 300 млрд, тенге по курсу того периода. Эти средства были размещены в банках второго уровня для удешевления и пролонгации кредитов сельских товаропроизводителей, в основном входящих в 4 агрохолдинга. По нынешнему курсу эта сумма уже составляет более 630 млрд, тенге, т.е. у «КазАгро» образовался ничем не обеспеченный долг перед зарубежными кредиторами на сумму более 330 млрд, тенге.
В 2003 году объём субсидий для сельского хозяйства составил 3,5 млрд, тенге при валовой продукции сельского хозяйства 615,4 млрд, тенге. То есть на 1 тенге субсидий было произведено продукции на сумму 186,5 тенге.
В 2017 году эти показатели были соответственно 265,3 млрд, тенге и 4 092,3 млрд, тенге. То есть на 1 тенге субсидий было произведено продукции на 15,4 тенге. Таким образом, за 15 лет эффективность субсидий снизилась в 12 раз.
Несмотря на огромные вливания средств основные показатели развития сельского хозяйства оказались
значительно ниже. Так, за период с 2011 по 2017 годы валовое производство в отрасли выросло только на 79%, тогда как, с 2003 по 2010 годы — на 134%.»
Очевидно, что все это – зона ответственности профильного министерства. Известны случаи, когда дочерние компании холдинга, выполняя поручение министерства, стали дублировать друг друга, кредитуя проекты одних и тех же программ. Таким образом, «Казагро» по сути превратился в «кошелек» минсельхоза.
Автор письма предложил вывести холдинг «КазАгро» из подчинения министерства сельского хозяйства и тем самым создать ему условия для самостоятельного ведения хозяйственной деятельности по примеру ФНБ «Самрук-Казына». В пример он привел минэнерго, которое не вмешивается в хозяйственную деятельность КМГ и Самрук-Энерго.
Комментариев пока нет