Как реорганизовать «Самрук-Казына» и «Байтерек»?
Поддержать

Как реорганизовать «Самрук-Казына» и «Байтерек»?

Времена, когда корпоративный сектор был «золотой курочкой» уходят. Теперь Банкам надо развивать малый и средний бизнес. А «Самрук-Казыне» и «Байтерек» нужно сменить приоритеты управления. Иначе трансформация ни к чему не приведет и встанет вопрос об их существовании в принципе

Важнейшим фактором роста финансового сектора Казахстана, а также его финансовой инфраструктуры является развитие МСП. Сегодня это направление является стратегическим для БВУ, в отличие от корпоративных клиентов, у которых есть более широкие возможности заимствования и привлечения дешевых денег.

Для МСП такие возможности сегодня предоставляет «Фонд поддержки предпринимательства Даму» — по программе теньгового фондирования БВУ для МСП. По данным фонда «Даму», «Количество заемщиков по состоянию на 1 апреля 2016 года составило 19 298. По программе субсидирования ставки вознаграждения заключено 7369 договоров». Сегодня это довольно низкие показатели в целом по стране, учитывая 16 летний опыт работы фонда. Фонд «Даму», согласно своей стратегии планирует в перспективе расширить объемы займов международных институтов для финансирования МСП. Такая государственная политика поддержки МСП, требует внедрения более широких мер по развитию рыночного сектора экономики, в части расширения спектра финансовых услуг и включения рыночных мультипликаторов. Генератором в этом вопросе должны стать расширенные требования к БВУ по финансированию МСП, как дополнительные, а в перспективе и независимые формы кредитования относительно государственного фондирования.

Эти меры должны стимулировать рост рыночных регуляторов, наряду с пропорциональным государственным регулированием, и привести к эволюционному развитию и к устойчивому росту МСП.

Институционализация сектора МСП напрямую связана с развитием финансового рынка — БВУ, фондового рынка и независимой профессиональной финансовой инфраструктуры. Общие/консолидированные условия финансирования МСП на уровне БВУ и государственной поддержки должны максимально рационально использовать государственное фондирование/международные займы, мультиплицировать действующие инструменты/механизмы поддержки для достижения более высоких результатов, что также должно включать:

— страхование основных фондов/залогов и контрактов МСП, краткосрочные формы страхования коммерческих сделок;

— тенговое кредитование под залог валютных депозитов;

— краткосрочное кредитование оборотных средств банками на основе контроля за операционной деятельностью компаний;

— револьверное кредитование для малых и индивидуальных предпринимателей, на основе банковских технологий;

— внедрение системы корпоративного управления для среднего бизнеса;

— применение инвестиционного банкинга для первичного выпуска акций компаний и привлечения более дешевых денег с фондового рынка, стимулирование прозрачности компаний;

Банки должны разработать специализированные сервисные пакеты услуг для развития МСП, рассчитанные на устойчивое развитие бизнеса, с учетом новых банковских технологий, создать адекватные требования к бизнесу, способствующие эффективному взаимодействию банка и предпринимателя. Банки и независимые профессиональные участники финансового рынка должны развивать прогрессивную, инновационную идеологию и культуру ведения бизнеса в Казахстане, оказывать консультационные услуги по повышению финансовой компетенций клиентов — МСП.

Современная банковская система мира стоит на пороге кардинальных инновационных изменений связанных с новыми информационными технологиями, например, такими как blockchain, которые должны максимально сократить собственные расходы банков/издержки и оптимизировать их деятельность. Таким образом, на первое место могут выйти — скорость транзакций и расширенный перечень банковских услуг и продуктов как источники генерирования прибыли банков. Ряд банков Казахстана, уже в ближайшие годы могут начать трансформацию бизнеса в этом направлении.

Государственная поддержка предпринимательства, прежде всего, должна концентрироваться на создании деловой среды, обеспечения спроса на продукцию и услуги МСП на внутреннем рынке страны, налоговом и административном регулировании и содействии свободной конкуренции. Государственная политика в развитии сектора МСП должна быть дифференцированной в отношении региональной диспропорции экономического развития страны. В урбанизированных зонах, городах и крупных агломерациях экономический потенциал самоорганизующегося предпринимательства имеет высокую плотность кластерного типа и высокий уровень доходов по сравнению с регионами, в том числе, депрессивными, где требуется специальная программа поддержки МСП.

Как реорганизовать Самрук-Казына? Сменить приоритеты управления.

Если перейти к оптимистическим прогнозам, то в ближайшем периоде ФНБ «Самрук-Казына» в соответствии со своей Программы Трансформации, должен преобразоваться в инвестиционную корпорацию «non commodity», с международными стандартами корпоративного управления стран ОЭСР, с портфельными компаниями в своей структуре, по аналогии с Temasek. В таком случае, деятельность фонда, должна быть дистанцирована от оперативного управления национальными компаниями и должна сосредоточиться на инвестиционной деятельности. Фонд будет осуществлять стратегическое управление активами, через свои инвестиционные портфели, далее Фонд будет самостоятельно выходить на внешние финансовые рынки.

Если обновленный «Самрук-Казына» пойдет по такому пути и его деятельность будет эффективна, хотя бы на уровне реалистичных прогнозов, то это может дать старт для начала рыночных преобразований в стране, он выполнит определенную системообразующую роль в реформировании сложившейся финансовой системы Казахстана и государственного управления. Это позволит Фонду дистанцироваться в своей деятельности от правительства, и перестать оказывать давление на республиканский бюджет, НФ РК и ЕНПФ.

При таком развитии квазигосударственного сектора также должна произойти реструктуризация НУХ «Байтерек», который сконцентрировал избыточное количество государственных институтов развития, количество и функционал, которых, в настоящий момент не адекватны существующему ландшафту реального сектора экономики Казахстана. НУХ «Байтерек», как институт прямых инвестиций/фонды прямых инвестиций, практически монополизировал в государственном секторе ряд инфраструктурных функций финансового сектора, что отражается на динамике развития финансового сектора Казахстана, среднего бизнеса и не дает развития конкурентной среде. Главная проблема финансового холдинга в том, что его институты были созданы на нефтяные деньги с большим размахом, холдинг является одним из крупнейших заемщиков НФ РК и ЕНПФ. Основная роль большей части институтов холдинга заключалась в реализации государственной программы ГПИИР. Однако реализация политики индустриально-инновационного развития Казахстана, пока не принесла каких либо значимых результатов.

Этот процесс может одновременно распространяться и на другие институты финансового сектора страны для получения положительного кумулятивного эффекта.

Бюджет в условиях дефицита доходов

Вызывает большое сомнение устойчивая позиция правительства Казахстана по поступательному увеличению расходной части бюджета, как антикризисной меры в целях стимулирования экономики в условиях дефицита не нефтяного сектора экономики. С учетом предстоящего уточнения бюджета расходы РБ в текущем году по сравнению с 2015 годом вырастут на 23%. По сравнению с 2013 годом расходы РБ вырастут с 16,2% до 19,9% ВВП.

Такой формат бюджетной политики будет: а) тормозить рост негосударственного сектора экономики; б) формировать необоснованные внешние заимствования целевого назначения; в) еще более активно использовать средства внебюджетных фондов НФ РК и ЕНПФ.

При такой политике, доходы РБ будут наращиваться за счет увеличения налоговой нагрузки, в частности на сектор МСП. В настоящий момент правительство Казахстана рассматривает проект нового Налогового Кодекса, который будет приниматься в 2017 году с увеличением налоговой нагрузки на предпринимательство. Однако, уже в этом году действия налоговых органов, принимают репрессивно-дискриминационный характер по отношению ко всем субъектами МСП включая физических лиц, микро-бизнес и субъектов малого бизнеса по исполнению доходной части республиканского бюджета. По мнению экспертов, в 2017 году возможно уменьшение налогооблагаемой базы сектора МСП, большая часть средств предпринимателей может уйти в «тень», а часть субъектов МСП просто разорится, несмотря на все действующие и планируемые государственные программы поддержки. Увеличение налоговой нагрузки на все другие виды частного предпринимательства также ударит по потенциалу развития среднего класса казахстанского общества, который формирует значительную часть внутреннего платежеспособного спроса.

По использованию средств НФ РК и ЕНПФ в виде целевых трансфертов в бюджет. Опасность заключается, прежде всего, в объективной непрозрачности формирования расходной части бюджета в части финансирования квазигосударственного сектора и других видов государственных расходов, не входящих в основные бюджетные статьи. Наибольшая проблема, находится в части проектов, инициируемых государственными и квазигосударственными субъектами, которые подаются на бюджетное финансирование с условными расчетами, в виде неконтрактированных расходов, с дальнейшим выходом в процесс государственных закупок. Такая политика формирования бюджетных расходов крайне неэффективна и приводит, в том числе, к отмыванию денег, к росту коррупции, и в итоге, к вымыванию капитала из страны, а также к срыву реализации проектов.

Займы и инвестиции: шок после стабильности

Как уже было сказано выше, Казахстан входит в период активного внешнего заимствования, как из международных источников, так и на основе межгосударственных соглашений, стратегических инвестиций внешних игроков/стратегических партнеров.

Будущие целевые заимствования из международного сектора, в условиях трансформации экономики, также требуют проведения рыночных институциональных реформ в целях: рационального использования целевых международных займов; создания условий для обслуживания долгосрочных займов и внешнего долга, а также соответствия параметрам развитых стран мира в не сырьевой части экономики, что выражается, в необходимости институционализации взаимоотношений государства и предпринимательства/МСП, в уходе от сложившегося патерналистского характера взаимоотношений государства и бизнеса/МСП, должного понимания его субъектной роли в устойчивом развитии экономики страны и расширения сферы его деятельности.

По оценкам, экспертов, а также международных рейтинговых агентств, сегодня главным риском для роста ПИИ в Казахстане является состояние экономики России. Ожидается, что прогнозируемый спад в российской экономике 2016-2017гг, может вызвать шок для экономической и инвестиционной деятельности в Казахстане. Однако общий спад инвестиционной активности, может произойти в условиях низких цен на нефть, ослабления национальной валюты и замедления роста экономики Казахстана на фоне внешнего давления.

До 2015-2016 годов казахстанский инвестиционный климат держался на нефтяных доходах страны. Сегодня суверенные кредитные рейтинги Казахстана и все производные отраслевые кредитные рейтинги держатся, прежде всего, на Национальном фонде РК, как части консолидированного бюджета и его состоянии, что также следует из обоснований/анализа ситуации от ведущих мировых рейтинговых агентств. По заявлению аналитиков S&P от 13.09.2016«Мы считаем, что низкие мировые цены на сырьевые товары привели к ряду негативных последствий для экономики Казахстана, которые не ограничились лишь снижением темпов роста. В частности, мы считаем, что они обусловили ухудшение бюджетных показателей страны. В настоящее время, мы по-прежнему считаем значительный объем накопленных активов Казахстана ключевым позитивным рейтинговым фактором. В связи с этим мы подтверждаем долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан на уровне «BBB-/A-3». Прогноз по суверенным рейтингам — «Негативный», что отражает главным образом риски того, что бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут ухудшиться в ближайшие 18 месяцев, по сравнению с нынешним, относительно высоким уровнем. Прогноз также отражает риск снижения темпов экономического роста страны в большей степени, что мы ожидаем в настоящее время». Сегодня все текущие международные индексы конкурентоспособности Казахстана, также оказались в состоянии неопределенности.

В сложившихся условиях, для Казахстана становится жизненно важным его позиционирование в международном сообществе. В этом вопросе необходимо провести более глубокую оценку экономической архитектуры Казахстана, действующей парадигмы государственного управления в условиях объективной трансформации существующих структурных параметров экономики и действующих институтов, а так же отношений с международным сектором и организациями. В данных аспектах, необходимо расширить список вопросов, в том числе и для дальнейшей работы с ОЭСР, в рамках новой экономической политики адаптированной к современным условиям, учитывающей, прежде всего, вышеуказанные темы, влияющие на устойчивость экономики Казахстана.

Политика выхода

В Отчете по результатам семинара «Казахстан после нефтяного бума: поиск новой модели роста» были выявлены основные системообразующие факторы влияния на кризисное состояние государственного управления в финансовой системе страны, которые рассматривались на государственном, квазигосударственном и частном уровнях управления. По результатам анализа были сделаны выводы по принципиальным вопросам, имеющим первостепенное значение для их учета в новой экономической политике Казахстана.

Предлагаемые решения — exit policy/политика выхода из сложившегося кризисного состояния финансовой системы Казахстана предлагается в виде:

a) проведения институциональных реформ, обеспечивающих паритет/равновесие между государственным и рыночным секторами, с учетом децентрализации сегодняшней формы государственного управления и внедрением рыночных регуляторов, для стимулирования роста экономики, национальных активов и негосударственного сектора экономики;

b) создания условий для обслуживания целевых, долгосрочных займов и внешнего долга в условиях трансформации экономики, что требует проведения рыночных институциональных реформ и оптимизацию существующего бюджетного процесса;

c) изменения политики инвестирования мобильных активов НФРК и ЕНПФ на законодательном уровне. Оптимизация источников наполнения бюджета из средств данных внебюджетных фондов за счет более рационального использования их средств, для обеспечения мультипликативного эффекта при переходе на новую экономическую политику, включающую развитие рыночного сектора экономики и внедрения международных стандартов управления;

d) проведения текущего процесса приватизации и децентрализации государственного управления, через обновление нормативной базы функционирования финансового сектора страны для обеспечения роста положительной динамики рыночных преобразований, в том числе, реформирования квазигосударственного сектора, путем вывода ряда его институтов/компаний в рыночный сектор экономики;

e) институционализации сектора МСП, что напрямую связано с развитием финансового рынка — БВУ, фондового рынка и независимой профессиональной финансовой инфраструктуры;

f) расширения списка вопросов для дальнейшей работы с международными организациями, в том числе, с ОЭСР по институциональным реформам в финансовой системе Казахстана, в рамках разработки новой экономической политики.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *