Экзистенциальный кризис Нацбанка
Не повезло правительству Казахстана с народом. По версии Данияра Акишева, цены растут из-за роста доходов населения, которое «постоянно живет в инфляционных ожиданиях».
Вчера Нацбанк торжественно сообщил, что инфляция по итогам года останется внутри целевого коридора 6-8%. По словам Данияра Акишева инфляция за 9 месяцев 2017 года составила 4,2%. Годовая инфляция снизилась до 7,1%, хотя всего год назад в середине 2016 года достигала 17,7% после обесценения курса национальной валюты в 2015 году. Более того, на 2018 год Национальным Банком установлен целевой ориентир по инфляции на более низком значении, то есть от 5 до 7%. К 2020 году Национальный Банк ожидает замедления инфляции до уровня 4% годовых. Все меры денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования направлены на достижения этих целей», — подчеркнул Д.Акишев.
Он отметил, что эффект переноса девальвации тенге на внутренние цены в 2017 году практически завершился и сегодня наблюдается умеренная динамика роста в группе продовольственных товаров и платных услуг населению.
Вопреки мнению финансовых экспертов, глава Нацбанка убежден, что базовая ставка на уровне 10,25% «стимулирует переток свободных ресурсов банков в реальный сектор экономики, а с другой стороны, обеспечивает стабильность финансового, и в первую очередь, валютного рынка». Д.Акишев также добавил, что Национальный Банк в июне, августе и сентябре на валютном рынке проводил нетто-интервенции в виде продаж иностранной валюты на валютном рынке, что обеспечило стабилизацию валютного рынка в условиях повышенных девальвационных ожиданий в последнее время.
В 2016 году объем тенге в экономике, это сумма всех наличных и безналичных тенге, увеличился на 61%, в этом году – еще на 6%»
Данияр Акишев рассказал о рисках, присутствующих в условиях текущей макроэкономической ситуации. В частности, глава Нацбанка отметил, что, несмотря на общий тезис о недостатке денежного предложения, фундаментально инфляционное давление возникает в результате стимулирующей фискальной политики: «За 2016 год пенсии и пособия выросли на 16%, расходы на заработную плату из госбюджета на 18% при инфляции по итогам 2016 года в размере 8,5%». Председатель отметил, что «в 2016 году объем тенге в экономике, это сумма всех наличных и безналичных тенге, увеличился на 61%, в этом году – еще на 6%».
Одним из драйверов повышения непродовольственных цен является рост потребительского кредитования
По словам Д.Акишева, рост цен на непродовольственные товары опережает темпы роста, как общей инфляции, так и остальных компонентов, что может являться следствием отложенного эффекта девальвации в результате отложенного спроса. “3,5% из 6,3% роста розничного товарооборота обеспечены за счет вклада непродовольственных товаров. Одним из драйверов повышения непродовольственных цен является рост потребительского кредитования. С начала года объем задолженности по потребительским кредитам в банках вырос на 11% или на 270 млрд. тенге”, — подчеркнул он.
Причиной инфляции становятся ожидания населения и предприятий в отношении роста цен, которые “даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх
Глава Нацбанка отметил, что «одной из причин роста цен является повышение цен на импорт». Так, за 1 полугодие дефлятор ВВП, отражающий изменение цен на отечественные товары и услуги, составил 6,7%, что ниже показателя индекса потребительских цен (7,1%), который включает в себя изменение цен и на импортируемые товары. «Очевидно, что стране потребуется больше времени для восстановления импортозамещения. Рост импорта из России на 32% демонстрируют недостаточную конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей» — добавил Председатель. Д.Акишев также добавил, что причиной инфляции становятся ожидания населения и предприятий в отношении роста цен, которые “даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх «Важно добиться дальнейшей «стабилизации» инфляционных ожиданий в соответствии с долгосрочными целями денежно-кредитной политики. В августе 2017 года количественная оценка инфляционных ожиданий на год вперед составила 6,5%. Таким образом, они формируются ниже фактической инфляции и внутри целевого коридора на 2018 год, — считает глава НБ РК. «На уровень инфляции продолжают оказывать влияние структурные особенности экономики, в том числе недостаточная глубина рынка товаров длительного пользования, слабая конкуренция, наличие торговых наценок и посредников. Это наблюдается на отдельных товарных рынках плодоовощной продукции, горюче-смазочных материалов и других. В этой части требуется усиление координации взаимодействия всех государственных органов», — заключил Д.Акишев.
В то же время не так давно exclusive.kz демонстрировал наглядную кореляцию между курсом доллара и инфляцией:
«За последние 20 лет стоимость доллара выросла более на 427%. На Графике хорошо видны всплески роста, соответствующие проведенным девальвациям. Наиболее крутой рост обменного курса — это последняя проведенная девальвация национальной валюты, осуществленная в течение последних 2-3 лет в 2-3 этапа.
Следующий График 2 наглядно иллюстрирует динамику роста курса доллара США и уровень инфляции за период с 1997г. по 2016г.г.
Невооруженным взглядом можно отметить схожесть изменения обменного курса доллара и уровня инфляции. Очень четко на обеих кривых выделяются пики, соответствующие периодам девальвации: где-то с опережением, где-то с запозданием, но идентичность очевидна. Если
Национальный Банк таргетирует инфляцию, но при этом, не обращает внимания на курс, поскольку инфляция якобы, по его мнению, от курса не зависит, то регулятор либо пребывает в преступном неведении, либо делает это осознанно, тем самым расписываясь в том, что ситуацию ни с курсом (курс, по сути, искусственно контролируется Правительством), ни с инфляцией он не контролирует.
В целях более наглядной демонстрации зависимости уровня инфляции в Казахстане от обменного курса доллара, приведем График 3 с накопленным уровнем инфляции и роста курса доллара за исследуемый период.
Можно отметить, что накопленный рост доллара США за 20 лет (427%) практически полностью соответствует накопленному уровню инфляции (419%). Разница в 8% на 20-летнем промежутке несущественна (это менее 0,5% в год). Совпадение? Маловероятно. Но к этому ввиду фактического отсутствия рыночной экономики (монополизм и отсутствие конкуренции), которую мы пытаемся выстроить все 25 лет независимости Казахстана, даже при определенном укреплении национальной валюты монополисты не снижают стоимость своих услуг, хотя при девальвации охотно это делают. В итоге, при снижении обменного курса доллара США к тенге, уровень инфляции практически не снижается. Можно отметить некоторое замедление роста уровня инфляции, но не снижение, как было бы ожидаемо в условиях рыночной экономики».
Комментариев пока нет