ОЭСР: Восемь шагов к открытой информации
Поддержать

ОЭСР: Восемь шагов к открытой информации

Exclusive.kz продолжает следить за тем, как в Казахстане идет реализация положений Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. В частности, мы уделяем внимание всему, что касается недавно принятому Закону о доступе к информации.

 

 

Казахстан принял новую Антикоррупционную стратегию на 2015 — 2025 годы, которая ориентирована на сокращение уровня коррупции в таких сферах, как государственная служба, квазигосударственный сектор, частный сектор, судебные и правоохранительные органы.

На днях на сайте ОЭСР (международная Организации экономического сотрудничества, в которую входят развитые страны) был опубликован отчет по четвертому раунду мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

Напомним, что Казахстан не входит в эту организацию, но пытается внедрять стандарты ОЭСР в экономическую практику.

В этом отчете содержится подробный анализ антикоррупционной политики, рассматриваются такие вопросы как добропорядочность политиков на государственной службе, в судебной системе и в бизнесе. Рассматривается уголовная ответственность за коррупцию и ее применение. Даны рекомендации по государственным закупкам, реформе уголовной ответственности.

Отдельная глава посвящена коррупции в сфере высшего образования в Казахстане.

И, наконец, отчет содержит рекомендации по внесению изменений в Закон о доступе к информации, которые должны привести его в соответствие с международными стандартами и передовой практикой, и механизмам контроля за его соблюдением.

Сам отчет можно найти на сайте: oecd.org

В целом, оценивая антикоррупционную политику Казахстана, в отчете ОЭСР отмечено, что на ее основе все центральные государственные органы утвердили ведомственные планы, а местные исполнительные органы – региональные планы по реализации Стратегии. Однако отчет признал План мероприятий на 2015-2017 годы, в целом, неадекватным ситуации, поскольку многие из его мероприятий не имеют явной антикоррупционной направленности. Новая стратегия и план не были основаны на тщательном анализе ситуации с коррупцией и ее тенденций, анализе предыдущих усилий по борьбе с коррупцией, результатах исследований коррупции, в том числе проведенных НПО.

Отмечено, что процесс вовлечения общественности не был полностью открытым, инклюзивным и прозрачным.

 

Закон о доступе к информации

В отчете отмечено, что существуют проблемы с реализацией Закона о доступе к информации на практике. «Журналисты, гражданские активисты, представители НПО отмечают, что пока нет особого прогресса в получении информации о деятельности государственных органов, их сайты не стали более информативными», — говорится в отчете.

По информации Центра исследования правовой политики (LPRC), для реализации ЗоДИ в 2015-2016 годах были приняты следующие нормативные правовые акты:

— об определении размера фактических затрат на копирование или печать и порядка их оплаты обладателю информации, а также освобождения социально уязвимых слоев населения от оплаты фактических затрат на копирование или печать;

— об утверждении Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней;

— об утверждении Положения о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации;

— о составе и регламенте деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации;

— об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале открытых бюджетов;

— об утверждении Правил размещения информации на интернет-портале оценки эффективности деятельности;

— об утверждении Правил размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых НПА;

— о проведении отчетных встреч с населением руководителей центральных исполнительных органов, акимов, ректоров национальных высших учебных заведений.

В мониторинговой группе ОЭСР приветствовали ОЭСР тот факт, что Казахстан пересмотрел, как рекомендовалось, нормы об административной ответственности за нарушение права на доступ к информации. Однако, отметили отдельные нарушения — несвоевременное рассмотрение информационных запросов, предоставление неполной информации, отсутствие ответа на запрос.

 

ОЭСР рекомендует восемь шагов, которые приведут Закон о доступе к информации к цивилизованному виду:

Шаг первый: Привести Закон о доступе к информации в соответствие с международными стандартами, в частности: закрепить презумпцию открытости информации, «трисоставной тест» для ограничения доступа к информации, приоритет закона о доступе к информации перед любыми другими законами, которые регулируют вопросы информации, исключить автоматическое ограничение доступа к отдельным категориям информации.

Шаг второй: Создать эффективный независимый механизм контроля за соблюдением Закона о доступе к информации, а также создать (определить) в органах власти должностных лиц (подразделения), ответственные за реализацию закона, наделив их достаточными полномочиями и ресурсами. Принять меры по продвижению и популяризации Закона о доступе к информации, обучению как пользователей, так и обладателей информации.

Шаг третий: Расширить ответственность за нарушение права на доступ к информации и обеспечить применения действенных санкций за нарушения.

Шаг четвертый: Обеспечить ведение ведомственного учета информационных запросов, хода и результатов их рассмотрения, а также внедрить соответствующий централизованный статистический учет с регулярным опубликованием данных онлайн. Обеспечить подготовку ежегодного национального доклада о состоянии реализации Закона о доступе к информации и обеспечении права на доступ к информации в стране.

Шаг пятый: Обеспечить открытый онлайн доступ к основным базам данных (реестрам) государственных органов, в частности к реестрам юридических лиц, прав собственности на недвижимое имущество и транспортные средства, в том числе в формате открытых данных.

Шаг шестой: Отменить уголовную ответственность за клевету, оскорбление и другие похожие деяния. В случае временного сохранения такой ответственности, перевести ее в разряд уголовных проступков, исключив возможность применения мер наказания, связанных с ограничением или лишением свободы. Отменить квалифицированные составы правонарушений, связанные с распространением информации о возможных коррупционных деяниях.

Шаг седьмой: Обеспечить действенность мер по предотвращению чрезмерных денежных исковых требований к СМИ и журналистам по возмещению морального вреда, в том числе путем ограничения срока исковой давности по такого рода искам до одного года, запрета должностным лицам органов власти и самим государственным учреждениям подавать иски о защите чести и достоинства, распространения размера пошлины, пропорционального сумме иска, на иски, которые подаются в уголовном процессе, проведения регулярного обучения судей по международным стандартам рассмотрения соответствующих дел. Закрепить в нормативном постановлении Верховного суда Республики Казахстан правила рассмотрения дел о защите чести и достоинства, которые соответствуют международным стандартам и рекомендациям.

Шаг восьмой: Присоединиться к международной инициативе «Партнерство Открытое правительство» (Open Government Partnership).

P.S.: Пункты номер 6 и 7 особенно важны для многих оставшихся в живых независимых СМИ в нашей стране. Если будет реализована хотя бы часть этих рекомендаций, то, возможно, журналисты в Казахстане смогут вновь стать реальной четвертой властью. Собственно, это и есть один из главных механизмов борьбы с коррупцией. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *