Из чего сделан Национальный фонд?
Поддержать

Из чего сделан Национальный фонд?

Благодаря Инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) платежи добывающих компаний стали открыты для публикаций и обсуждения.  А между тем, влияние налоговых и неналоговых поступлений от добывающих отраслей в государственную казну очевидно велико.

Ежегодно компании перечисляют в бюджет сумму, соответствующую 12% ВВП или 80% расходов республиканского бюджета.

Основная часть средств, поступающих от нефтегазовых компаний (72% в 2013 году) направляется в Национальный фонд, как его еще принято называть нефтяной фонд или «экономическая подушка безопасности», который в целом является инструментом экономической политики и генератором экономического роста.

Инициатива прозрачности добывающих отраслей промышленности (ИПДО) реализуется в Казахстане с 2005 года, с официального объявления Президентом Республики Казахстан о присоединении Казахстана к международной Инициативе.

 В 2002 году Премьер-министр Великобритании Тони Блэйр инициировал создание Инициативы прозрачности добывающих отраслей как международный стандарт, который способен гарантировать прозрачность финансовых движений нефтегазовой и горнорудной отраслей с одной стороны и национальных правительств с другой. Сегодня ИПДО реализуется в 48 странах богатых природными ресурсами, из них 32 страны следуют принципам прозрачности и подотчетности в секторе добывающих отраслей промышленности, 37 стран опубликовали доходы от добывающих отраслей. В общей сложности ежегодными отчетами ИПДО охватывается 237 лет, а суммы в отчетах превышают 1,5 триллиона долларов.

 5 октября 2005 года был подписан первый Меморандум о Взаимопонимании по реализации ИПДО в Казахстане между Правительством Республики Казахстан, добывающими компаниями, депутатами Парламента, а также неправительственными организациями. В 2007 году был создан Национальный совет заинтересованных сторон по продвижению ИПДО (НСЗС), в который вошли стороны, подписавшие Меморандум. НСЗС является координационным органом по реализации Инициативы в Казахстане и утверждает ежегодные отчеты по сверке поступлений Правительства и платежей добывающих компаний.

 17 октября 2013 года Международное Правление ИПДО на основе проведенного изучения ситуации (валидации) в Казахстане по внедрению принципов прозрачности и подотчетности подтвердило статус «страны последователя ИПДО», который на периодической основе должен переподтверждаться, чтобы гарантировать высокие стандарты и уровень управления в добывающих отраслях (дополнительная информация на сайтах Комитета геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию и Секретариата ИПДО).

 

Процесс реализации ИПДО имеет системное значение для нашей экономики. 

Во-первых, повышается инвестиционный климат благодаря обеспечению прозрачности добывающих отраслей и экономики в целом. Во-вторых, улучшаются принципы надлежащего государственного управления, что близко по духу таким международным организациям и финансовым учреждениям как Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие. В-третьих, ИПДО представляет собой площадку для диалога и взаимодействия, которые позволяют различным заинтересованным сторонам заявлять, обсуждать и быть услышанными Среди них — государственные органы, неправительственные организации и компании добывающих секторов. В-четвертых, Инициатива позволяет повысить уровень доверия населения к добывающим секторам, нивелируя отрицательное восприятие о хищническом подходе добывающих компаний, основной целью которых является добыча ископаемых во что бы то ни стало. И, в-пятых, доступные данные используются для исследователей, научных кругов и помогают целям устойчивого развития и выработки оптимальных стратегий, как для Казахстана, так и других стран богатых природными ресурсами.

 В конце 2016 года Казахстану предстоит пройти уже вторую валидацию. И несмотря на значительный прогресс в процессе реализации Инициативы Казахстану предстоит предпринять ряд конкретных шагов для подготовки к предстоящему исследованию на предмет соответствия принципам прозрачности и подотчетности добывающих отраслей промышленности.

 

Среди подобных шагов расширение внедрения Инициативы на местном уровне, внедрение информационных технологий и инфографики с целью повышения доступности информации для населения, содействие общественным и экспертным дискуссиям на основе полученной информации, а также усиление методологии по сверке ежегодной отчетности и детальное планирование деятельности Национального совета заинтересованных сторон.

 Мы представляем анализ данных ежегодных отчетов по сверке за 2010-2013 годы о поступлениях в бюджет и других выплатах компаний нефтегазового и горнорудного секторов. К сожалению, отчет за 2014 год пока не доступен, так как финансовых данных довольно много и процесс сбора данных, сверки и согласования занимает приблизительно год. Предлагаемые вашему вниманию анализ показывает в «движении» как увеличивались или снижались выплаты добывающих компаний и каковы основные тенденции в платежах компаний, а значит и в поступлениях правительства и местных органов власти.

 Тенденции поступлений от предприятий добывающих отраслей 2010-2013 гг.

 Платежи и поступления предприятий добывающих секторов осуществляются по четырем направлениям – налоги, специальные платежи недропользователей, другие обязательные платежи и таможенные платежи. Наиболее существенными являются налоговые и специальные платежи, а с созданием в 2010 году Таможенного союза и с 2015 года Евразийского экономического союза набирают вес таможенные платежи. С укреплением экономических связей и товарооборота доля таможенных платежей может существенно увеличиться, однако превалирующим элементом поступлений все же останутся налоговые платежи от добывающих компаний.

 В 2010 году общие поступления и платежи предприятий добывающих секторов (нефтегазового и горнорудного) составили 4,2 трлн.тенге, в 2011 – 6,03 трлн.тенге (+43%). Годом позже, в 2012 году сумма поступлений уменьшилась до 4,57 трлн.тенге (-24%), что было вызвано начинающимся трендом мирового спада спроса и цены на сырьевые ресурсы. В 2013 году поступления увеличились незначительно всего на 2% и достигли 4,68 трлн.тенге.

 Снижение поступлений от добывающих отраслей в 2012 году было обеспечено значительным снижением налоговых поступлений (с 3,4 трлн.тенге до 2,36 трлн.тенге) и специальных платежей недропользователей (с 2,2 трлн.тенге до 1,55 трлн.тенге). Другие обязательные платежи и таможенные платежи в этот период продемонстрировали рост, с 36 млрд. до 96 млрд.тенге, и с 372 млрд.тенге до 554,8 млрд.тенге соответственно. В связи с тем, что доля этих платежей в суммарных поступлениях незначительна, то мы имеем возможность наблюдать снижение.

 

 

 

Сравнение долей различных поступлений и платежей приводится на следующих круговых диаграммах, которые представляют 2010 и 2013 годы. В 2010 году основная доля поступлений от добывающих отраслей обеспечивалась за счет налоговых поступлений – 56%, и специальных платежей недропользователей – 38%. Другие обязательные платежи имели долю всего 1%, а таможенные платежи – 5%. За четыре года ситуация изменилась. В 2013 году, доля налоговых поступлений и специальных платежей недропользователей снизилась до 55% (-1%) и 30% (-8%) соответственно. Доля других обязательных платежей увеличилась с 1% до 2%, и таможенных платежей с 5% до 13%.

 

 

Доли поступлений от компаний нефтегазового и горнорудного секторов представлены на следующем графике.

Очевидно, что доля поступлений от компаний нефтегазового сектора значительно превышает поступления от горнорудного сектора. В 2010 доля нефтегазовых компаний в общем объеме поступлений составила 90%, в период с 2011 по 2013 гг. эта доля увеличилась до 93%, следовательно, показатель горнорудных компаний в 2010 составлял 10% и последние три года лишь 7%. Вывод, который можно сделать, следуя логике уменьшения поступлений в следующем – налогооблагаемая база компаний горнорудного сектора, включая их доходы, стала существенно ниже. То есть компании стали получать меньше прибыли в связи со снижением цен на их продукцию, снижением доли производства, налоговыми послаблениями. Последний фактор может иметь место, так как с некоторыми горнорудными компаниями были подписаны соглашения, которые не находятся в общественном доступе, следовательно, сложно проследить применяемые налоговые ставки в связи с деятельностью горнорудных предприятий.

 

 

В абсолютных значениях по нефтегазовому сектору поступления за рассматриваемый период составили 3,8 трлн.тенге, 5,6 трлн.тенге, 4,24 трлн.тенге и 4,35 трлн.тенге; по горнорудному сектору цифры скромнее – 423 млрд, 415 млрд., почти по 330 млрд.тенге за последние два года.

 Распределение средств по уровням бюджетов и Национальный фонд Казахстана

 Одним из интереснейших моментов являются показатели поступлений добывающих компаний и пополнение Национального фонда Республики Казахстан, который еще называют нефтяным фондом. Так как Фонд формируется в основном за счет выплат нефтегазовых компаний, то должна прослеживаться взаимосвязь между поступлениями от компаний и пополнением Фонда.

 Тенденция роста и снижения поступлений от компаний и пополнением Фонда наблюдается на следующем графике. В 2010 и 2011 гг. поступления в Национальный фонд составили 57% от всех поступлений добывающих компаний и в 2012 и 2013 годах доля составила 82%. Изменение ситуации в сторону увеличения средств, формирующих Национальный фонд, имеет положительный характер, так как централизованный подход в данном вопросе положительно сказывается на обеспечении прозрачности в использовании ресурсов Фонда.

 Достижение 100% процентов в данном случае практически невозможно в силу имеющейся Концепции формирования средств Национального фонда, то есть только средства от нефтегазовых компаний поступают в Фонд, а также есть такие налоги, как например, индивидуальный подоходный налог, которые собираются на местном уровне и должны попадать в местные бюджеты. Собственно, и цели достижения полного направления средств от добывающих секторов в Национальный фонд не стоит и не должно стоять.

 

 В последних отчетах за 2012 и 2013 гг. стали доступны данные по распределению средств, поступивших от добывающих компаний и направленных в Национальный фонд, республиканский и местный бюджеты. В соответствии с предоставленными данными основная доля средств от компаний поступила в Национальный фонд. Это подтверждается и данными со стороны Национального фонда и вышеприведенным графиком, демонстрирующим взаимосвязь между поступлениями от компаний и средствами, поступившими в Фонд.

 Республиканский бюджет занимает второе место по поступлениям от добывающих компаний. Всего доля поступлений, направленных в республиканский бюджет в 2013 году, составила – 23%. В местные бюджеты было направлено лишь 5% от суммарных поступлений добывающих компаний – это индивидуальный подоходный налог, налоги на транспорт и землю, различные штрафы и суммы, выплаченные по искам к добывающим компаниям.

 

 

 В целом, доходы государственного бюджета, включая средства, поступающие в Национальный фонд, в существенной своей части формируются за счет добывающих отраслей промышленности. Если рассматривать республиканский бюджет 2013 года доходы которого составили 5,1 трлн.тенге, то поступления от добывающих отраслей составили 4,68 трлн.тенге. Конечно, не все эти средства были использованы, а только те, которые были получены республиканским бюджетом напрямую и через Национальный фонд в виде трансферта в сумме 1,38 трлн.тенге.

 В целом, ежегодная отчётность, подготавливаемая в рамках реализации и продвижения Инициативы прозрачности добывающих отраслей, является полной и своевременной.

Основную долю поступлений от добывающих компаний Казахстана составляют налоговые платежи (55% всех поступлений компаний) и специальные платежи недропользователей (30%);

В связи с заметным снижением цен на сырье, главную экспортную продукцию Казахстана, наблюдается снижение поступлений от добывающих отраслей – в 2012 году сумма поступлений уменьшилась с 6 трлн.тенге до 4,57 трлн.тенге (-24%), хотя в 2013 году наблюдался незначительный рост до 4,68 трлн.тенге (2%);

Нефтегазовый сектор дает основную часть поступлений от добывающих компаний, в среднем их доля составляет 93%, тогда как поступления от предприятий горнорудного сектора всего лишь 7%. Вместе с этим, роль и значение горнорудного сектора сложно переоценить с социально-экономической точки зрения, в нефтегазовой отрасли занято 70 тыс.работников, а в горнорудном секторе приблизительно 250 тыс.работников;

Основная доля поступлений от добывающих компаний, а именно нефтегазовой отрасли, направляется в Национальный фонд Республики Казахстан. В 2013 году, например, поступления в Фонд составили 72% от общего объема перечисленных государству средств, в республиканский бюджет было отправлено 23% и в местные бюджеты лишь 5%…

Жанибек Хасан, директор ZERTTEU  RESEARCH  INSTITUTE 

Продолжение следует…

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.