Инициаторы Демократической партии считают, что за репрессиями их сторонников стоит либо нынешний президент, либо бывший.
Поддержать

Инициаторы Демократической партии считают, что за репрессиями их сторонников стоит либо нынешний президент, либо бывший.

У широко известного за рубежом, но малоизвестного на родине, первого в Казахстане обладателя азиатского «Оскара» (Asian Film awards) Адильхана Ержанова дебют: его картина («Черный, черный человек») впервые вышла в широкий республиканский прокат. Напомним: за плечами 37-летнего режиссера 11 фильмов.

Спонсор просит прибыль

В небольшом казахском ауле изнасилован и убит мальчик. Молодой следователь Бекзат (Данияр Алшинов) хочет поскорее закрыть дело, ведь виновного – безобидного дурачка Пукуара (Теоман Хос) местные полицейские уже подыскали. На счету этого следователя, пришедшего между прочим в органы с хорошим образованием и даже со знанием языков, за два года 12 таких дел. Вот и в этот раз он собирался задушить «убийцу» ребенка в камере, но вмешивается журналистка Ариана (Динара Бактыбаева). И все начинает идти не по плану. У воздушной, эфемерной, наивно хлопающей ресницами девушки оказалась  железная хватка и дотошность.

Выясняется вдруг, что изнасилования и убийства детей в округе происходит постоянно. Начинается поиск серийного убийцы-маньяка — агашки в черном джипе, который подсаживает в свою машину маленьких мальчиков. Но у того все «схвачено». Полиция  прикрывает его, уничтожая улики, поощряя свидетелей, которые «ничего не помнят» и, кроме следователя, никому ничего не рассказывают, сажает подставных «убийц», которые потом заканчивают «суицидом» в камере.

По словам создателей фильма, сюжет их картины основан на чистом вымысле.

— Но он подпитан воздухом нашей жизни, — говорит бессменный продюсер картин Адильхана Ержанова, его однокашник по академии искусств имени Жургенова Серик Абишев. —  Адильхан вообще в своих фильмах отталкивается от нашей действительности. А она у нас такая, что не надо ничего придумывать и иметь какое-то супервоображение, достаточно послушать новостные сводки. Вымыслом являются разве что серийные убийцы.

Пресс-показ фильма, который состоялся накануне республиканского проката, шёл два часа 10 минут. Те, кто отслеживает творчество Адильхана Ержанова (а за его плечами около 10 фильмов, где он был и режиссером, и автором сценария), говорят, что своим «Черным, черным человеком» певец артхаусного кино как никогда приблизился к зрителю: за два часа никто не покинул зал. Да и после того, как на экране промелькнули последние титры, фильм еще долго не отпускал зрителя, что является признаком качественного кино.

—  Это было режиссерская версия, — сообщил продюсер. —  Она режиссеру ближе, чем сокращенная на 40 минут прокатная. Ему хотелось. чтобы первые зрители посмотрели именно эту, фестивальную версию, которой заграничный зритель аплодировал стоя, и благодаря которой он был удостоен азиатского «Оскара». 

Напомним: бюджет картины составляет $50 тыс., снималась она два месяца.

 — Мы умудрялись снимать полнометражные полуторачасовые фильмы даже за $6 тыс., — гордо утверждает  Серик Абишев. — В Казахстане, к сожалению, нет спонсоров, готовых вложиться в талант и творчество, всех пока интересует только прибыль, к артхаусному кино относятся как второсортному. Мы, бывало, свое кино снимали за счет собственных средств. Но ни отсутствие звездных актёров, ни хорошей техники, ни денег нашу съемочную группу не останавливает. Когда мы видим, как встречают нас на международных кинофестивалях, то у всех, кто работает над проектами, нет чувства, что усилия были потрачены зря. Если надо, мы готовы снимать даже на камерах своих мобильных телефонов.  Для нас главное — не сидеть без дела.

До последнего времени в картинах Ержанова актеры с именами не снимались. Платить им ему было нечем, поэтому ему приходилось самому открывать новых звезд. По мнению продюсера, у него чутье на них. Динара Бактыбаева снималась и у других режиссеров, но именно у Ержанова, снявшись в трех его проектах, раскрылась, как глубокая драматическая актриса. Теоман Хос, непрофессиональный актёр (художник по профессии), который играл в «Черном, черном человеке» душевнобольного Пукуара, занят во всех картинах Ержанова. В «Черном, черном человеке» он сыграл одну из главных ролей. Создавая сценарий под его персонаж, режиссер еще до съемок дал ему задание – учиться поведению человека, который застрял в вечном детстве, у своего двухлетнего сына. «Учитель», видимо, оказался хорошим. Бородатый Пукуар, услышав музыку, вместе с подружкой Адемокой (Адема Ержанова), тоже вечным ребенком, услышав музыку, танцуют, притопывая, как малыши, которые едва-едва стали делать первые шаги. Племянницу Адему Ержанову режиссер начинал снимать в своих фильмах еще четырехлетней девочкой. И вот результат — роль душевнобольной героини 12-летняя актриса сыграла блестяще, и на экране зритель увидел не актеров Теомана Хосе и Адему Ержанову, а реальных людей.

        

Условный мир

Несмотря на то, что гонорары в фильмах Адильхана Ержанова символические, в его картины сейчас с удовольствием идут самые именитые актеры отечественного кино.

— После того, как предыдущий фильм Ержанова —  «Ласковое безразличие мира» — был тепло встречен на Каннском кинофестивале, пошла такая тенденция, что звезды сами стали подходить к нам с вопросом, почему мы их не приглашаем сниматься в свое кино, — рассказывает Серик Абишев. —  «У нас нет возможности оплачивать вашу работу», — честно отвечаем мы.  «Да нет, ребята, дело же не в деньгах, — начинают убеждать нас актеры. — Сейчас в кино почти нет творчества, а мы хотим самовыражаться». Некоторые из них готовы войти в картину как продюсеры и помочь с финансированием. После таких слов мы и рискнули выходить на профессиональных актеров.

—  Скажите, по секрету, какой был гонорар в «Черном, черном человеке» у надежды казахского кино Данияра Алшинова?
— Чисто символический — меньше 1000 долларов за два месяца. Когда он прочитал сценарий, то сказал, что это та роль, о которой он мечтал. Оказывается, другие режиссеры упорно отказывались замечать его драматический потенциал, они приглашали его сниматься только в комедийных проектах. Это его задевало и коробило. И тут звёзды, что называется, сошлись. Адильхан увидел его в фильме «Районы» Ахана Сатаева и сразу влюбился в брутальный образ, созданный этим органичным и очень пластичным актером. Первым на Данияра вышел я. Он сказал, что о таком режиссере, как Адильхан Ержанов слышит первый раз, а потом, боясь обидеть прямым отказом, стал рассказывать о своем графике. Друзья-актеры, в компании которых он находился в тот момент, узнав, от кого поступило предложение, посоветовали ему бросить всё и идти в картину Адильхана.

После этого Данияр сам перезвонил мне. Теперь он уже не ссылался на плотный график. Я ведь его сразу предупредил, что жесткая привязка актерского графика к съемочному процессу является одним из главных условий, которые режиссер ставит перед актерами. Адильхан со студенческих лет (мы с ним однокурсники) категорически не приемлет срыва съемочного процесса. Если до него доходят слухи, что кто-то из актёров выпивает на съемочной площадке, то уже автоматически не берет на следующий проект. Никаким клятвам при этом не верит. Были случаи, когда он менял актеров после первого же съемочного дня, если чувствовал какой-то риск.

 —  Полиция в картине показана в самом неприглядном виде. Кто-нибудь из них смотрел эту картину?
— У нас не стояла задача – основывать сюжет на реальных событиях, любые совпадения, если они есть, — случайны. Мир, показанный в картине, — немного условный, поэтому все полицейские ходят в гражданской одежде.

 — В фильме герои в иные моменты говорят сплошной ненормативной лексикой. Это осталось в прокатной версии?
— Кое-что мы вырезали, но отдельной редактуры по звуку не делали. Адильхан решил показать жизнь такой, какая она есть. В титрах стоит 18 +. Словом, наша  картина не для детей.

 — Операторская работа очень хорошая, но картина не яркая, действие происходит в каких-то приглушенных тонах. Это от того, что денег не хватило, или так задумано?
—  Это художественный замысел, чтобы погрузить зрителя в неблагоприятную среду, которая окружает героев. Нечастые яркие краски в виде желтого мяча только подчеркивают контраст между детским взглядом на мир и суровым серым миром чёрного человека – персонажа Данияра Алшинова.

— Нет ли у вашей команды планов снять коммерческое кино?
—  Они время от времени появляются, но мы не хотим вот так сразу вступать  на эту малоизученную нами тропу. Любой промах может откинуть команду назад, а у нас цель – делать с каждым разом свои картины все лучше и лучше. У Адильхана есть свой почерк, он не любит повторяться, избегает штампов, а коммерческое кино предполагает предсказуемость сюжета. Оно так разжевано, что понятно даже детям, а на его фильмы приходят подготовленные зрители. Уже 10 лет работаем в этой индустрии в таком режиме, но, слава Богу живы-здоровы, есть возможность снимать, нас признаёт мир. Я думаю, что если всё будет идти и дальше так же, то когда-нибудь наше кино громко выстрелит.

—  Каковы прокатные ожидания от картины «Черный, черный человек»?
—  Небольшие. Мы рады, что  есть прецедент – наш фильм первый раз выходит в широкий прокат по республике, — нам обещают по 250 сеансов в день. Однако рекламы не было. От нее очень многое зависит, но прокатчики боятся рисковать. А вдруг артхаусный фильм не сможет окупить даже вложенные в рекламу деньги? Поэтому пускают его на самотёк. Будет касса — хорошо, а нет – так нет. Это по их настоянию мы дали в прокат сокращённую версию. Они считают, что зритель на нее лучше пойдет.

Фото на обложке: iffr.com




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *